Получи документы

Конспект урока: «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Mariya Kayupova
Конспект урока: «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Конспект урока «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Учитель: Каюпова Мария Константиновна.

Тема урока : Симфоническая сказка». С. С. Прокофьева «Петя и Волк».

Цель: познакомить с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и

Публикация «Конспект урока: „Симфоническая сказка С, С, Прокофьева „Петя и волк“» размещена в разделах

Волк», темами героев сказки; с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать инструменты по тембру и по внешнему виду,

Задачи:

Образовательные:

- научить детей слушать музыку и понимать её характер;

- научить распознавать тембры музыкальных инструментов;

- научить выявлять средства музыкальной выразительности в симфоническом произведении С. С. Прокофьева «Петя и Волк».

Развивающие:

- развивать и анализировать интонации героев, образное восприятие, музыкальные и творческие способности учащихся;

- развивать музыкальное мышление;

- развивать познавательный интерес к исполнительской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- формирование интереса к изучению творчества композитора С. С. Прокофьева.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

- проявлять духовно - нравственные качества (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение, уважительное отношение к музыкальному наследию своей страны на основе знакомства с музыкой русского композитора, культуру слушания симфонической музыки;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- узнавать тембры инструментов симфонического;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр;

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки ;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

-выполнять учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем.

- формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы : индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование и оформление: интерактивная доска, презентация к уроку, изображения инструментов, сказка «Петя и Волк».

Музыкальная деятельность на уроке :

прослушивание музыкального произведения С. С. Прокофьева «Петя и Волк».

Ход урока

I. Организация урока :

1. Организационный момент:

Добрый день, ребята!

Добрый день, учитель!

2. У. : чтение стихотворения:

С болота поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Спрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы,

У каждого свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя это сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В неё поскорей отвори.

II. Новые знания:

У. : Сегодня мы познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк». Она была написана в 1936 году на собственный текст композитора Сергея Прокофьева. Симфоническая сказка написана для симфонического оркестра, поэтому называется «симфонической».

У. :-Ребята, вспомните что такое оркестр и кто является руководителем?

Д. : Оркестр - коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Руководитель оркестра - это дирижёр.

У. : - Молодцы! Все верно! (слайд)

В состав симфонического оркестра входят : струнно-смычковые, духовые, и ударные музыкальные инструменты.

В сказке С. Прокофьева, каждый герой имеет тему, мелодию, которая играют различные инструменты симфонического оркестра.

У. : - Ребята, давайте в тетрадях запишем новый термин. (Слайд)

Лейтмотив - краткая музыкальная тема, звучащая при появлении одного и того же персонажа.

Сергей Сергеевич Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку и перед началом концерта, детей знакомил с инструментами симфонического оркестра. Вот как композитор представил героев сказки и наделил их лейтмотивами : птичка - флейта, утка-гобой, кошка - кларнет, волк - три валторны, дедушка - фагот, охотники- барабаны, а главный герой пионер Петя- целой группой струнных (две скрипки, альт, виолончель).

Краткое содержание сказки : сказка о храбром мальчике Пете, который поймал волка, о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой и хвастливой утке и о маленькой и бесстрашной птичке - Петином друге: мальчик спас ее от хитрой кошки, в благодарность птичка помогла заманить волка в ловушку и поймать.

- Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? (слайд) Ответ принимается по поднятой руке.

Д. : Я бы сочинила радостную, веселую, озорную мелодию.

У. : Спасибо! Слушаем тему Пети, а затем отвечаем на вопрос: Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Д. : Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, и возможно, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда скачущая, как будто Петя подпрыгивает.

У. : Хорошо! А тема его звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас. (слайд)

У. : Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (слайд) Ее лейтмотив исполняет флейта. (слайд) Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы: Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

У. : Слушаем веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

У. : Не плохо! Тему следующего персонажа утки (слайд) исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» (видео) Какой изображает утку музыка?

Д. : Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

У. : Но вот появляется кошка! (слайд) Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. Прослушав тему, что вы можете сказать о кошке? (видео)

Д. : Кошка на мягких лапках как - будто осторожно крадется к птичке.

У. : Давайте немного разомнемся. Встаём и подвигаемся под музыку

У. : Молодцы!

У. : Отлично! Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (слайд) Он обеспокоен, что Петя вышел за калитку, ведь опасно. «Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, похожа ли мелодия на ворчливого дедушку. (видео)

Д. : Да!

У. : Молодцы! Еще один персонаж сказки – волк! (слайд) Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (видео)

Д. : Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет.

У. : Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (видео)

Д. : Это барабаны!

У. : Правильно, тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов.

У. : Вы большие молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы и действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня (просмотр мультфильма- в конце первого видео).

III. Рефлексия.

У. : Ребята, сегодня на уроке вы узнали что такое симфоническая сказка, познакомились с ее героями. Как вы думаете, что нам хотел рассказать композитор, наделяя героев сказки такими качествами как доброта, смекалка и находчивость?

Д. : Петя, уточка и птичка очень находчиво поймали волка. Всех героев сплотила дружба.

У. : Вам понравилась сказка и ее герои?

Д. : Да, музыкальная сказка, вдохновила нас. Мы обязательно посетим концерт.

IV. Домашнее задание:

досмотреть сказку и ответить на вопросы:

1. Один из главных героев произведения.

2. Одновременное звучание не скольких мелодий

3. Куда по сюжету сказки хотели отвести волка, когда его поймали?

4. Инструмент дедушки

5. Инструмент, обозначающий утку

6. Один из 3 инструментов, изображающий волка

7. Музыкальный ансамбль из 4 музыкантов изображающий Петю

8. Инструмент, обозначающий птичку

9. Какого персонажа изображал фагот? 10. Какого героя изображает флейта в сказке? 11. Лейтмотив выстрелов охотников

12. Отрицательный главный герой сказки "Петя и Волк".

13. Автор симфонической сказки «Петя и волк» 14. Лейтмотив кошки.

У. : До свидания, ребята!

Д. : До свидания!

Публикации по теме:

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Детский мастер-класс «Петя-петя петушок»Детский мастер-класс «Петя-петя петушок» Добрый вечер,уважаемые коллеги!Я хочу предоставить вашему вниманию детский мастер класс"Петушок",который вам продемонстрирует Сева. П риближается.

Интерактивное наглядное пособие «Симфоническая сказка «Петя и волк»Интерактивное наглядное пособие «Симфоническая сказка «Петя и волк» Интерактивное наглядное пособие "Симфоническая сказка "Петя и волк" Многим знакома фраза: нет предела совершенству. Мы часто стараемся добиться.

Математическая игра-сказка «Волк и семеро козлят» для средней группыМатематическая игра-сказка «Волк и семеро козлят» для средней группы Жила в одном лесу коза и было у нее семеро козлят. Звали козу Матушка Неделя, а козляток так, как называются дни в неделе. Дети рассматривают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока: «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 00:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД