Ольга Шадрина
Конспект занятий по развитию речи у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.
Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и пра- вильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Публикация «Конспект занятий по развитию речи у детей 3–4 лет» размещена в разделах
В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ребенка сформировалось грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома.
Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других близких ему людей. Чтобы помочь взрослым и, соответственно, малы- шу, автор разработала систему специальных занятий. Занятия представлены в форме конспектов, доступных по своему содержанию не только специалистам, но и родителям. Материал рассчитан как на индивидуальную, так и на подгрупповую работу с детьми.
Игры и упражнения составлены с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошколь- ников 3—4 лет и коррекцию речевых нарушений.
Эти занятия также помогут скомпенсировать отклонения в речевом развитии ребенка (задержку речевого развития — ЗРР, общее недоразвитие речи — ОНР, алалию и др.). Могут быть использованы воспитателями для закрепления навыков, сформированных логопедом на коррекционных занятиях.
Игры и упражнения, представленные в пособии, будут интересны родителям, няням и гувернерам детей с хо- рошим уровнем речи, так как способствуют гармоничному развитию малыша, подготавливают ребенка в даль- нейшем к успешному обучению в школе.
Советы логопеда
Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.
Помните, что основная деятельность детей — игровая, поэтому все занятия должны строиться по правилам игры! Можно отправиться в путешествие в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, необходимо заниматься каждый день. К занятиям по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, ар- тикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематических процессов, а позже — на развитие связной речи.
Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю. Не переутомляйте малыша!
Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3—5 минут в день, посте- пенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут. Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален.
Если вы увидите, что взгляд малыша блуждает, что он уже не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлекали различные игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. На- пример, при изучении темы «Фрукты» покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незна- чительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами заниматься.
Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изу- чении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т. д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не исполь- зуемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.
Не забывайте поощрять ребенка! Угостите малыша в конце занятия вкусным подарком или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания. Напри- мер, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посред- ственные успехи. Когда ребенок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощрительный приз — игрушку или шоколадку.
Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.
Не бойтесь начинать. Заведите тетрадь для своих заметок. В ней вы сможете отмечать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следу- ющего занятия.
Не бойтесь экспериментировать!
Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с трудом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Можно адаптиро- вать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в посо- бии. Например, если целью задания ставится ответ целым предложением, а малыш пока еще не имеет фразовой речи, пусть отвечает одним словом или упрощенной фразой. Взрослый пусть дает ему правильный образец пред- ложения, который останется у ребенка в пассиве.
Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фантазии.
Пользуйтесь дополнительной литературой! В конце пособия приводится список литературы о развитии речи дошкольника и речевых нарушениях. Эти книги автор рекомендует для дополнительного чтения родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своего ребенка.
Для домашних занятий по развитию речи понадобятся :
— альбом для рисования и наклеивания картинок;
— простые и цветные карандаши;
— тетрадь для заметок;
— детские ножницы с тупыми концами;
— клеящий карандаш;
— лото различной тематики (зоологическое, биологическое, по темам «Посуда», «Мебель» и т. п.);
— разрезные картинки из двух и более частей;
— настольные игры типа «Четвертый
— лишний»;
— старые журналы, плакаты, каталоги, красочные упаковки от продуктов (для вырезания предметных карти- нок различной тематики);
— также пригодятся муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольная посуда и т. д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ИГРУШКИ»
Цели:
-уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки», обобщить;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; -формировать умение различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких
-развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление, целостное восприятие предмета.
Оборудование: разрезная картинка из двух частей «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка», игруш- ки в мешочке (машина, заяц, кубик, мяч, матрешка, юла и т. п., большие и маленькие игрушки (заяц — зайчик, мяч — мячик, машина — машинка и т. п., картинки с изображением игрушек, клеящий карандаш, альбом.
Ход занятия
1 Оргмомент
Разрезная картинка «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка». Ребенок собирает матрешку и называет ее.
2 Дидактические игры
«Чудесный мешочек»
Взрослый предлагает ребенку отгадать, какие игрушки спрятаны у него в мешке. Не заглядывая в мешочек, ребе- нок на ощупь определяет игрушку и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок еще раз называет все предметы. С помощью взрослого подбирает обобщающее слово: «Игрушки».
«Что изменилось?»
Для этой игры нужны пары игрушек разного размера (заяц — зайчик, мяч — мячик и т. д.). Взрослый демонстрирует ребенку игрушку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время меняет большую игрушку на маленькую. После того как ребенок открыл глаза, педагог спрашивает: «Как назовем ласково маленький предмет?». В конце игры ребенок еще раз называет или показывает (для неговорящих детей) все маленькие предметы.
«Назови ласково»
Для игры понадобятся предметные картинки с изображением игрушек большого и маленького размера. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какой-либо большой игрушки, например зайца, и спрашивает, как эта игрушка называется. Затем объясняет: «Это большой заяц. А как ты назовешь ласково ма- ленького зайца?» Демонстрирует картинку (зайчик).
Аналогично рассматриваются другие игрушки (мяч — мячик, машина — машинка, кукла — куколка, шар — шарик). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
3 Динамическая пауза
Надуваем быстро шарик (Ладошками изображают маленький шарик)
Он становится большой, (Разводят руки в стороны, вдох)
Шарик лопнул, воздух вышел (Округлые руки сводят перед собой, выдох) Стал он тонкий и худой, (Опять ладошками изображают маленький шарик)
4 Работа в альбоме
Взрослый рисует ребенку мяч и мячик. Ребенок раскрашивает их цветными карандашами.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Взрослый рисует ребенку в альбоме картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ребенок рассматривает нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать карандашом недостающую часть.
5 Итог занятия.
Оценка деятельности ребенка Педагог и ребенок вспоминают, о чем они говорили на занятии. Рассматривают игрушки, называют их. Взрослый интересуется, какие еще игрушки есть в игровом уголке малыша, какие самые любимые. Ребенок с помощью взрослого наклеивает в альбоме изображения игрушек, правильно их называя2. Хорошо, если они будут разных размеров (большие и маленькие).