МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала»

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала»

ЗАНЯТИЕ №13.

Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала».

Цель занятия : закрепить знание изученных тем путём тренировочных упражнений.

Задачи:

Образовательные: учить составлять предложения из слов, делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова, ставить ударение, делать звуковой анализ слов- выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твёрдые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, мягких и твёрдых согласных звуков.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуковой анализ слов, Закрепление изученного материала“» размещена в разделах

Развивающие: развивать речь детей, развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность.

Предварительная работа: повторить с детьми стихотворение: «Здравствуй лес», пальчиковую игру «У опушки дом стоит», стихи о гласных и согласных звуках, провести дидактические игры: «Составь предложение», «Подели слово на слоги», «Отгадай, какой это звук».

Материал : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, презентация (10 слайдов)

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель здоровается с детьми. Дети под музыку обходят вокруг стола и подходят к доске. Рассказывают стихотворение: «Здравствуй лес», «У опушки дом стоит».

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

Долгожданный дан звонок, начинается урок. (Воспитатель звонит в колокольчик)

- Дети садятся за стол.

- Проверьте готовность к уроку!

- Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку “5”? (Мобилизовать внимание детей)

-Наше занятие пройдёт под девизом :

Будь внимателен! У тебя всё получится!

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

- На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

- Какие звуки мы называем гласными?

- Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)

- Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).

-Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

- Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.

- Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.

-Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)

- Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие)

-В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова

-Каким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки?

-Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя.

На предыдущем занятии мы научились определять твёрдость и мягкость согласных звуков, научились их различать. Познакомились с новым обозначением звуков.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы продолжим с вами учиться составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударение, делать звуковой анализ слов.

4. Физкультминутка

Под весёлые напевы

повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

2. Работа с наглядностью.

РАБОТА У ДОСКИ – составление предложений. (слайд №2)

Посмотрите на картинку. Придумайте предложение. Составьте схему предложения. Один человек выполняет задание у доски –составляет и записывает схематически предложение. Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос. А вы – выкладывайте карточки- схемы у себя на столе.

РАБОТА У ДОСКИ – деление слов на слоги. (слайд №3)

-Давайте вспомним, как делить слова на слоги.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите к ним находить домики-схемы. (слайд №4)

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

РАБОТА У ДОСКИ Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые. (слайд №5)

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили утку и утюг. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Лук и лист. Вы согласны, что слова лук и лист начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове лук ([л]). Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове лист. Что вы заметили?

Давайте сделаем звуковой анализ слов : лук и лист. (слайд №6)

Давайте выберем правильную схему к слову малина. (слайд №7)

4. Физкультминутка «Сова».(слайд №8)

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

3 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Самостоятельная работа.

На карточках с картинками нарисованы домики для звуков. Дети выкладывают звуковые схемы слов :

Рак, оса, лист. (слайд № 9)

4. Итог занятия (слайд № 10)

Расскажите домашним, чему вы научились на занятии. Сыграйте с родителями в игры, в которые мы играли.

Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным,. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала»
Опубликовано: 24 января 2015 в 18:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД