елена фащук
Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа. Составление творческого рассказа по картине Л. Каневского «Кораблик»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят у окна, наблюдая за изменениями в природе.
1. Выявление ассоциативных связей.
В грамзаписи звучит пение птиц, звон капель, журчание воды.
-Ребята, к нам пришла очень необычная гостья. Вы хотите узнать, кто это?
-Гостья дала нам несколько подсказок. Сейчас звучит первая подсказка. Увидеть нашу гостью мы не можем, зато можно ее услышать. Подойдите поближе, и прислушайтесь.
Дети подходят к столу, на котором стоит магнитофон, шкатулка, лампа, подзорная труба из картона. Музыка звучит громче. Дети слушают.
-Что вы слышите?
Ответы детей.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию, Средняя группа, Составление творческого рассказа по картине Л, Каневского „Кораблик“» размещена в разделах
-Мы послушали нашу гостью. Вот следующая подсказка: мы можем почувствовать, чем она пахнет. Для этого гостья подарила нам вот такую шкатулку с запахом. Какой запах вы чувствуете?
Ответы детей: цветов, свежести и т. д.
-Мы почувствовали запах нашей гостьи. А вот следующая подсказка: мы можем почувствовать ее прикосновение. Закройте глаза и покажите мне ладошки. Что вы чувствуете с закрытыми глазками? На что это похоже?
Включить лампу, направить ее на ладони детей. Дети рассказывают о своих ощущениях.
-Ну что ж, теперь мы можем попробовать отгадать, кто же наша гостья.
-О чем вы подумали, когда услышали пение птиц, звон капели и ручейка, когда почувствовали запах свежести и цветов, когда ощутили теплое, ласковое прикосновение солнышка?
Ответы детей.
2. Художественное слово.
-Я тоже так думаю, но нужно проверить, правы ли мы. Для этого, есть последняя подсказка: отгадаете загадку, и узнаете, кто же наша загадочная гостья:
Почему же птицы запели?
Зазвенели ручьи и капели?
Почему же лучики солнца
Сонную землю согрели?
Почему же снег быстро тает?
И подснежник в лесу расцветает?
Очнулась природа от зимнего сна,
Ведь это к нам в гости пришла… (весна).
3. Проблемная ситуация.
-Так вот кто наша загадочная гостья: это веселая, звонкая, нежная, красавица весна!
-Ребята, а ведь весна пришла не с пустыми руками: она принесла нам подарок.
Воспитатель выносит упакованную картину.
-Как вы думаете, что это?
Предположения детей.
На этом же столе распаковывают, рассматривают.
-Ребята, здесь еще и письмо есть для нас. Давайте присядем и прочитаем его.
Дети садятся на места, воспитатель вешает картину перед детьми, читает письмо:
-«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я поздравляю вас с наступлением весны и дарю вам картину замечательного художника Леонида Каневского. Ну вот огорчение, я не знаю, как она называется. Помогите мне, пожалуйста,придумать для нее название.»
-Ребята, поможем весне?
4. Выполнение мудр.
-Что бы придумать картине название, нужно внимательно ее рассмотреть, подумать, о чем эта картина. Это сложное задание, но мы обязательно справимся. Ведь на помощь нам придут мудры. Встаньте, повернитесь лицом к весеннему солнышку, пусть оно даст нам хорошее зрение, память и здоровье. Поприветствуем солнышко - выполним мудру:
«знание» - она поможет нам успокоиться, улучшит память, мышление.
«поднебесье» - она улучшит слух.
«жизнь» - она поможет нам лучше видеть и не уставать.
«земля» - она защитит нас от всего плохого.
5. Офтальмологическое упражнение.
-Что бы глазки не устали,
И внимательными стали
С ними нужно поиграть!
Если с глазками играть,
Они все будут замечать.
В жмурки с ними поиграем:
Крепко глазки закрываем,
Раз, два, три, четыре, пять
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Будто часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
А теперь пусть смотрят вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи, а что в дали,
Все мы рассмотреть должны.
Наши глазки не устали
И по кругу побежали.
Остановка… и опять
В другую сторону бежать.
Смотрят глазки в уголок,
А теперь на потолок,
В другой угол поскакали,
И на пол перебежали.
Пора глазкам отдыхать,
Мы закроем их опять.
Очень любят наши глазки
С нами весело играть.
6. Определение состава картины.
- Ребята, посмотрите по очереди в подзорную трубу и назовите по 1 объекту. Д/и «Подзорная труба».
Дети по очереди называют объекты на картине, передавая трубу друг другу:
-девочка, которая держит ведерко,
-мальчик, который держит лопатку,
-мальчик, который присел,
-мальчик с палкой,
-дом,
-береза, на которой висит скворечник,
-ель,
-толстое дерево,
-ручей,
-кораблик,
-снег,
-небо,
-земля.
Воспитатель выкладывает изображения названных объектов на 1 строку. Предлагает 1 ребёнку перечислить их.
- Чтобы нам было проще о них разговаривать, я предлагаю их сгруппировать.
Д/и «Природный, рукотворный».
Работа у доски. Вызванный ребенок выбирает карточки с изображением природных объектов, переставляя их на 2 строку. Произносит название объекта, перечисляет.
Выслушиваются мнения детей о правильности выбора. Следующим ребёнком происходит перечисление карточек с изображением предметов рукотворного мира. Выслушиваются мнения детей.
- Теперь из карточек с изображением объектов природного мира (воспитатель обводит указкой) выберете карточки с изображением живых и неживых объектов.
Д/и «Живое, неживое»
Проводится так же, как предыдущая.
- Теперь у нас группы объектов и можно похожие объекты детально рассмотреть.
7. Описание объектов, установление взаимосвязей между объектами по алгоритму:
-что это?
-какого цвета, размера?
-какой на ощупь?
-что делает?
-местонахождение на картине;
-какое настроение, почему?
-с кем или чем дружит, не дружит. Почему?
- Я хочу рассмотреть изображения похожих объектов. Это карточки с изображением девочки и мальчиков.
Воспитатель берёт 4 карточки с изображением детей и ставит на отдельную строку. Подходит к картине, указывает указкой на объекты. С правой стороны картины висит алгоритм
- Как одним словом можно назвать девочку, мальчика с лопатой, мальчика с ведёрком?
Воспитатель побуждает детей к обобщению объектов словом «дети». Описывает четырех детей на картине для примера по алгоритму, обращаясь к помощи ребят.
Так же воспитатель описывает деревья.
-Ребята, кто хочет рассказать о ручейке?
Желающий ребенок у доски описывает ручей, по примеру воспитателя.
Следующий ребёнок описывает кораблик.
-Ребята, а как вы думаете, из чего сделан кораблик? Почему?
- Из чего бы вы сделали кораблик, что бы он не утонул? Хотите проверить?
8. Эксперимент.
Дети подходят к столу, на котором лежат различные материалы: ореховая скорлупа, дерево, пенопласт, пластмассовая крышка, камень, гвоздь, лист бумаги, стекло. Поочередно опускают в воду материалы.
Итог: дети обобщают, какие материалы утонули и почему, из каких материалов можно сделать кораблик.
-Теперь мы будем знать, из чего можно сделать кораблик, чтобы он не утонул. А что же случилось с корабликом, на картине, мы узнаем, если продолжим её рассматривать.
Дети поочередно у доски описывают оставшиеся объекты по мере удаленности: толстое дерево, ель, береза, дом, снег, земля, небо.
9. Физминутка «Острова».
-Ребята, а куда бы вы хотели поплыть, если бы у вас был корабль?
-Тогда вставайте, мы отправляемся в путешествие на далекие острова.
Ритмический танец под песню «Острова» группы
«Учитель танцев».
10. Восприятие картины органами чувств.
-Ребята, для того, что бы лучше все рассмотреть на картине, нужно на минутку оказаться в картине. Для этого весна прислала нам волшебную палочку. Закройте глаза, представьте, что вы входите в картину.
Включается грамзапись со звуками весны.
- Раз, два, три вы уже в картине.
- Прислушайтесь, что вы здесь можете услышать?
-А чем здесь может пахнуть?
- Открывайте глаза.
-Присмотритесь внимательнее, какое время суток на картине?
-Почему вы так считаете?
-Какое время года на картине?
-Почему вы так думаете?
-Теперь мы узнали о картине всё, можно из нее выходить. Раз, два, три.
11. Составление творческих рассказов.
-Весна просила нас придумать название картины. А художник хотел передать словами то, что нарисовал. О чём же хотел рассказать нам художник?
Дети по очереди выходят к картине, придумывают название и
рассказ (3 – 4). По необходимости, дети с места и воспитатель помогают.
Рассказы могут начинаться словами:
-наступила весна…
-как- то раз…
-пришла весна, наступило утро…
-однажды весной, ребята решили…
Можно придумать один рассказ с продолжениями, затем повторить его вместе с остальными детьми.
- Сколько много рассказов можно рассказать по одной картине!
12. Ручной труд.
-Ребята, а вы хотели бы сделать свои кораблики и пускать их в плавание?
- Весна приготовила нам ещё сюрприз.
Дети подходят к столу, где лежат под покрывалом материалы для поделок. Краткий инструктаж. Под музыку делают кораблики, готовые опускают в воду, помогают остальным.
13. Итог.
- Ребята, что с нами сегодня приключилось?
-О чём нас просила весна?
- О чём художник хотел нам рассказать?
- Весна таит в себе много полезных дел и интересных забав, делами ми позанимались, теперь я предлагаю отправиться к весенним ручьям
пускать наши кораблики.