МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа. Составление творческого рассказа по картине Л. Каневского «Кораблик»

елена фащук
Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа. Составление творческого рассказа по картине Л. Каневского «Кораблик»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход занятия:

Дети с воспитателем стоят у окна, наблюдая за изменениями в природе.

1. Выявление ассоциативных связей.

В грамзаписи звучит пение птиц, звон капель, журчание воды.

-Ребята, к нам пришла очень необычная гостья. Вы хотите узнать, кто это?

-Гостья дала нам несколько подсказок. Сейчас звучит первая подсказка. Увидеть нашу гостью мы не можем, зато можно ее услышать. Подойдите поближе, и прислушайтесь.

Дети подходят к столу, на котором стоит магнитофон, шкатулка, лампа, подзорная труба из картона. Музыка звучит громче. Дети слушают.

-Что вы слышите?

Ответы детей.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию, Средняя группа, Составление творческого рассказа по картине Л, Каневского „Кораблик“» размещена в разделах

-Мы послушали нашу гостью. Вот следующая подсказка: мы можем почувствовать, чем она пахнет. Для этого гостья подарила нам вот такую шкатулку с запахом. Какой запах вы чувствуете?

Ответы детей: цветов, свежести и т. д.

-Мы почувствовали запах нашей гостьи. А вот следующая подсказка: мы можем почувствовать ее прикосновение. Закройте глаза и покажите мне ладошки. Что вы чувствуете с закрытыми глазками? На что это похоже?

Включить лампу, направить ее на ладони детей. Дети рассказывают о своих ощущениях.

-Ну что ж, теперь мы можем попробовать отгадать, кто же наша гостья.

-О чем вы подумали, когда услышали пение птиц, звон капели и ручейка, когда почувствовали запах свежести и цветов, когда ощутили теплое, ласковое прикосновение солнышка?

Ответы детей.

2. Художественное слово.

-Я тоже так думаю, но нужно проверить, правы ли мы. Для этого, есть последняя подсказка: отгадаете загадку, и узнаете, кто же наша загадочная гостья:

Почему же птицы запели?

Зазвенели ручьи и капели?

Почему же лучики солнца

Сонную землю согрели?

Почему же снег быстро тает?

И подснежник в лесу расцветает?

Очнулась природа от зимнего сна,

Ведь это к нам в гости пришла… (весна).

3. Проблемная ситуация.

-Так вот кто наша загадочная гостья: это веселая, звонкая, нежная, красавица весна!

-Ребята, а ведь весна пришла не с пустыми руками: она принесла нам подарок.

Воспитатель выносит упакованную картину.

-Как вы думаете, что это?

Предположения детей.

На этом же столе распаковывают, рассматривают.

-Ребята, здесь еще и письмо есть для нас. Давайте присядем и прочитаем его.

Дети садятся на места, воспитатель вешает картину перед детьми, читает письмо:

-«Здравствуйте, дорогие ребята!

Я поздравляю вас с наступлением весны и дарю вам картину замечательного художника Леонида Каневского. Ну вот огорчение, я не знаю, как она называется. Помогите мне, пожалуйста,придумать для нее название.»

-Ребята, поможем весне?

4. Выполнение мудр.

-Что бы придумать картине название, нужно внимательно ее рассмотреть, подумать, о чем эта картина. Это сложное задание, но мы обязательно справимся. Ведь на помощь нам придут мудры. Встаньте, повернитесь лицом к весеннему солнышку, пусть оно даст нам хорошее зрение, память и здоровье. Поприветствуем солнышко - выполним мудру:

«знание» - она поможет нам успокоиться, улучшит память, мышление.

«поднебесье» - она улучшит слух.

«жизнь» - она поможет нам лучше видеть и не уставать.

«земля» - она защитит нас от всего плохого.

5. Офтальмологическое упражнение.

-Что бы глазки не устали,

И внимательными стали

С ними нужно поиграть!

Если с глазками играть,

Они все будут замечать.

В жмурки с ними поиграем:

Крепко глазки закрываем,

Раз, два, три, четыре, пять

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Будто часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

А теперь пусть смотрят вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи, а что в дали,

Все мы рассмотреть должны.

Наши глазки не устали

И по кругу побежали.

Остановка… и опять

В другую сторону бежать.

Смотрят глазки в уголок,

А теперь на потолок,

В другой угол поскакали,

И на пол перебежали.

Пора глазкам отдыхать,

Мы закроем их опять.

Очень любят наши глазки

С нами весело играть.

6. Определение состава картины.

- Ребята, посмотрите по очереди в подзорную трубу и назовите по 1 объекту. Д/и «Подзорная труба».

Дети по очереди называют объекты на картине, передавая трубу друг другу:

-девочка, которая держит ведерко,

-мальчик, который держит лопатку,

-мальчик, который присел,

-мальчик с палкой,

-дом,

-береза, на которой висит скворечник,

-ель,

-толстое дерево,

-ручей,

-кораблик,

-снег,

-небо,

-земля.

Воспитатель выкладывает изображения названных объектов на 1 строку. Предлагает 1 ребёнку перечислить их.

- Чтобы нам было проще о них разговаривать, я предлагаю их сгруппировать.

Д/и «Природный, рукотворный».

Работа у доски. Вызванный ребенок выбирает карточки с изображением природных объектов, переставляя их на 2 строку. Произносит название объекта, перечисляет.

Выслушиваются мнения детей о правильности выбора. Следующим ребёнком происходит перечисление карточек с изображением предметов рукотворного мира. Выслушиваются мнения детей.

- Теперь из карточек с изображением объектов природного мира (воспитатель обводит указкой) выберете карточки с изображением живых и неживых объектов.

Д/и «Живое, неживое»

Проводится так же, как предыдущая.

- Теперь у нас группы объектов и можно похожие объекты детально рассмотреть.

7. Описание объектов, установление взаимосвязей между объектами по алгоритму:

-что это?

-какого цвета, размера?

-какой на ощупь?

-что делает?

-местонахождение на картине;

-какое настроение, почему?

-с кем или чем дружит, не дружит. Почему?

- Я хочу рассмотреть изображения похожих объектов. Это карточки с изображением девочки и мальчиков.

Воспитатель берёт 4 карточки с изображением детей и ставит на отдельную строку. Подходит к картине, указывает указкой на объекты. С правой стороны картины висит алгоритм

- Как одним словом можно назвать девочку, мальчика с лопатой, мальчика с ведёрком?

Воспитатель побуждает детей к обобщению объектов словом «дети». Описывает четырех детей на картине для примера по алгоритму, обращаясь к помощи ребят.

Так же воспитатель описывает деревья.

-Ребята, кто хочет рассказать о ручейке?

Желающий ребенок у доски описывает ручей, по примеру воспитателя.

Следующий ребёнок описывает кораблик.

-Ребята, а как вы думаете, из чего сделан кораблик? Почему?

- Из чего бы вы сделали кораблик, что бы он не утонул? Хотите проверить?

8. Эксперимент.

Дети подходят к столу, на котором лежат различные материалы: ореховая скорлупа, дерево, пенопласт, пластмассовая крышка, камень, гвоздь, лист бумаги, стекло. Поочередно опускают в воду материалы.

Итог: дети обобщают, какие материалы утонули и почему, из каких материалов можно сделать кораблик.

-Теперь мы будем знать, из чего можно сделать кораблик, чтобы он не утонул. А что же случилось с корабликом, на картине, мы узнаем, если продолжим её рассматривать.

Дети поочередно у доски описывают оставшиеся объекты по мере удаленности: толстое дерево, ель, береза, дом, снег, земля, небо.

9. Физминутка «Острова».

-Ребята, а куда бы вы хотели поплыть, если бы у вас был корабль?

-Тогда вставайте, мы отправляемся в путешествие на далекие острова.

Ритмический танец под песню «Острова» группы

«Учитель танцев».

10. Восприятие картины органами чувств.

-Ребята, для того, что бы лучше все рассмотреть на картине, нужно на минутку оказаться в картине. Для этого весна прислала нам волшебную палочку. Закройте глаза, представьте, что вы входите в картину.

Включается грамзапись со звуками весны.

- Раз, два, три вы уже в картине.

- Прислушайтесь, что вы здесь можете услышать?

-А чем здесь может пахнуть?

- Открывайте глаза.

-Присмотритесь внимательнее, какое время суток на картине?

-Почему вы так считаете?

-Какое время года на картине?

-Почему вы так думаете?

-Теперь мы узнали о картине всё, можно из нее выходить. Раз, два, три.

11. Составление творческих рассказов.

-Весна просила нас придумать название картины. А художник хотел передать словами то, что нарисовал. О чём же хотел рассказать нам художник?

Дети по очереди выходят к картине, придумывают название и

рассказ (3 – 4). По необходимости, дети с места и воспитатель помогают.

Рассказы могут начинаться словами:

-наступила весна…

-как- то раз…

-пришла весна, наступило утро…

-однажды весной, ребята решили…

Можно придумать один рассказ с продолжениями, затем повторить его вместе с остальными детьми.

- Сколько много рассказов можно рассказать по одной картине!

12. Ручной труд.

-Ребята, а вы хотели бы сделать свои кораблики и пускать их в плавание?

- Весна приготовила нам ещё сюрприз.

Дети подходят к столу, где лежат под покрывалом материалы для поделок. Краткий инструктаж. Под музыку делают кораблики, готовые опускают в воду, помогают остальным.

13. Итог.

- Ребята, что с нами сегодня приключилось?

-О чём нас просила весна?

- О чём художник хотел нам рассказать?

- Весна таит в себе много полезных дел и интересных забав, делами ми позанимались, теперь я предлагаю отправиться к весенним ручьям

пускать наши кораблики.

Публикации по теме:

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Конспект занятия по развитию речи. Кошкин дом Конспект занятия по развитию речи с использованием малых фольклорных форм и с элементами драматизации «Кошкин дом». (2006) ПНДР (3-4года).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа. Составление творческого рассказа по картине Л. Каневского «Кораблик»
Опубликовано: 25 февраля 2012 в 14:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа. Составление творческого рассказа по картине Л. Каневского «Кораблик»» (включая файлы) размещена пользователем елена фащук (УИ 4799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД