Приложение МААМ

Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России» (5 фото)

Эльвира Рахматулина
Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»
▼ Скачать + Заказать документы

Богатство народов России

Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»

Цель: дать представление детям о богатстве народов России как о совокупности национальных блюд, костюмов, устного народного творчества и дружбе народов России.

Задачи:

1. закрепить знания о народах России, об их национальных костюмах, играх, блюдах, устном народном творчестве.

2. формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Публикация «Конспект занятия с дошкольниками „Богатство народов России“» размещена в разделах

3. воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

4. формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

5. развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.

6. развивать умение строить описательный рассказ костюма по схеме; делать выводы после деятельности

7. воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Материалы и оборудование: флажки пронумерованные с буквами с другой стороны, мелодия «Лезгинка с русской народной песней», презентация (8 слайдов, интерактивная доска, мини-выставка устного народного творчества(«Сказки народов России», стенд «Пословица не зря молвится», мини-выставка игрушек народов России (дымковская, хохломская игрушки, гжель, матрешки, деревянная посуда, кукла акань); мольберт со схемой описания национального костюма, пазлы «Русский народный костюм», дерево дружбы, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, простые карандаши, ленточки белого, голубого, красного цветов в коробке.

Предварительная работа:

- проведение беседы «Фольклор – это богатство наших дедушек и бабушек»;

-проведение занятий «Малые фольклорные формы», «Пословицы и поговорки в нашей жизни»;

-беседа «Наш край Югра»

-беседа «Жители Ханты-Мансийска»

-чтение сказок народов России и народов Севера

Русские сказки: «Семилетка», «Пастушья дудочка»,украинские сказки «Покатигорошек», «Про злыдней», «Как мужик со спесивым паном пообедал», «Колосок». Белорусские сказки: «Мудрая девушка», «Вихревы подарки».Литовские сказки «Дровосекова краюшка», «Старый Мороз и молодой Морозец» .Татарские сказки «Портной, медведь и бесенок», «Заяц-слуга». Башкирские сказки «Рогатый хан», Алтын-Сака- золотая бабка». «Айога», «Кукушка», «Три друга» -нанайские сказки. «Берестяной нос», «Почему совы на мышей охотятся» -мансийские сказки. Хантыйские сказки «Два друга», «Мышонок и Медведь»

-чтение стихотворений:

В. Степанова «Российская семья», «Что мы Родиной зовем?», «Необъятная страна», «Что мы Родиной зовем?»В. Бокв «Родина».М. Пляцковский «Родина», З. Александрова «Родина», Т. Бокова «Родина», Г. Ладонщиков «Родная земля», «Родина», «С добрым утром», «Родина моя», М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», П. Синявский «Россия», «Родная песенка», «Рисунок», «Родная земля»Л. Олифирова «Главные слова».

- презентации про народы России «Украинцы», «Ханты и манси», «Татары», «Русские»

-подготовка родителями детям национальных костюмов;

-разучивание пословиц разных народов;

- разучивание игры «Тимербай

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают в круг, ребенок читает стихотворение (Слайд№1)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, в этом замечательном стихотворении говорится о нашей стране, как она называется? (Россия) О ком говорится в стихотворении? народах России) Какие народы живут в России? (ханты, манси, ненцы, киргизы, украинцы, ингуши, татары).Чем занимаются народы в стихотворении? (рыбалкой, оленеводством, изготовлением кумыса, меда).Верно, ребята, ведь каждый народ славится своим ремеслом и не только ремеслом. Об этом как раз мы сегодня побеседуем-о богатстве народов России, а о самом важном богатстве мы узнаем в конце беседы, собрав флаги России, как у детей на картине (обращает внимание на интерактивную доску)

Воспитатель: ребята, кто знает, что такое устное народное творчество? (это сказки, пословицы, песни, загадки, которые сочинял народ и передавал из поколения в поколение)Правильно. Давайте подойдем к мини-выставке устного народного творчества (дети подходят к столу и к стенду с пословицами)«Пословица не зря молвится» - так говорили наши деды, прадеды, и правда, пословица- это мудрость народа, чему они нас учат? (учат добру, трудолюбию, скромности и быть дружными и вежливыми друг другу)

Фото «Богатство народов России»

Поиграем с вами в «Закончи пословицу»- я говорю начало пословицы, а вы продолжаете ее:

Мансийская пословица: больше дела-(меньше слов)

Дагестанская: дружная жизнь длинна, (а недружная коротка)

Русская пословица (обращается к стенду «Пословица недаром молвится») : если дружба велика (будет Родина крепка);

Чувашская: разрушить легко, (а построить трудно)

Украинская: без матери и (солнце не греет)Молодцы. Все помнят эти пословицы. Возьми флажок, Варя, отнеси на стол (возле Дерева дружбы).

Народные сказки – это богатство каждого народа, которое учит нас стремлению быть лучше, находить выходы из сложных ситуаций. Ребята, мы много читали сказок народов России, давайте вспомним их:

Нет ни ямки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца (русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Как-то утром петушок

Обнаружил колосок.

Захотелось петушку

Приготовить пирожки

Но сбежали быстро

Две лентяйки-мышки,

Не хотели помогать,

Стали весело играть (украинская сказка «Колосок»

Белочка волшебная

Наградила трех сестер,

Две сестры заплакали,

Третья стала пчелкой золотой (татарская сказка «Три сестры»)

Старик отважный в лес пошел

И менкв не испугался,

Маску из бересты нашел

В избушке он остался

Духов лесных прочь прогнал

Шкуры зверей себе забрал (мансийская сказка «Берестяной нос»)

Возьмите, Дима и Таня, флажок и отнеси его. Ребята, значит,чем богаты народы России? (сказками, пословицами, загадками)т. е. устным народным творчеством или фольклором.

Отгадайте загадку (Полина) :

И уха он, и бульон

Щи, рассольник, тоже он,

Он гороховый, капустный,

И конечно, очень вкусный. (суп)

Правильно, суп. Поговорим мы о национальных блюдах народов России. Обратите внимание на экранСлайд№2 Отгадайте, что это за блюдо и какого оно народа (Строганина - еда хантов и манси; слайд №3блины –русского народа; №4 Борщ -украинскго народа№5)чак-чак татаров, чебуреки-узбекское блюдо (Слайд №6).Молодцы. Возьми, София, флажок.

Чем еще богаты народы России? (национальными блюдами)

(Ребенок) Назовите одним словом предметы: мяч, кукла, юла, машинка (игрушки)Правильно. Отправляемся к выставке «Народные игры и игрушки»слайд №7

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие народные игрушки вы узнали? (Дымковская барыня, гжельская и хохломская игрушки, матрёшки, акань-кукла манси)Воспитатель обращает внимание на экран.

Народы на севере России занимаются резьбой по кости, шитьём одежды из меха; осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; мордовские женщины любят работать с бисером, вязать. Возьми, Алиса, флажок.

Кроме игрушек у народов в нашей стране есть интересные игры. Какие народные подвижные игры вы знаете? («Лисичка и курочки», «Жмурки», «Два Мороза», «Бездомный заяц», Ловишки с ленточкой», «Гуси-гуси», «Прятки», «Продавец горшков») Этими играми увлечены дети всех народов России. Мы поиграем с вами в татарскую народную игру «Тимербай» (дети встают в круг, воспитатель говорит и показывает, дети повторяют за ним) :

Пять детей у Тимербая (идут по кругу)

Дружно, весело играют (идут по кругу)

В речке быстрой искупались (имитирует плавание на воде)

Хорошенечко отмылись(«моет» руки, лицо)

И красиво нарядились. (имитирует одевание рубашки)

И ни есть, ни пить не стали (отмахивается руками)

В лес под вечер прибежали (бег на месте)

Друг на друга поглядели (переглядывается влево-вправо)

Сделали вот так! (поздоровались с соседом справа и слева (игра повторяется 2 раза, во втором случае дети обнимаются)

Ребята, что является богатством народов нашего государства? (игрушки и народные игры)Возьми, Ева, флажок.

Ребенок загадывает загадку (Сережа)

Чтобы скуке не поддаться,

Нужно ярче одеваться.

Я в нем красив и не угрюм,

Что надену я? (костюм)

Дети подходят к мини-выставке «Костюмы народов России» и садятся на стулья.

Перед вами лежат пазлы, предлагаю собрать костюм и определить какого он народа (дети собирают)Ребята, вы догадались какой вы костюм собрали? (русский народный костюм)

Конспект занятия с дошкольниками - фото

А давайте расскажем о своем наряде. Ведь мы пришли сегодня в своих национальных костюмах. Для начала я расскажу о наряде, который на мне. Это татарский национальный костюм, женский. Головной убор называется – тюбетейка, она синяя с золотым цветочным орнаментом. Платье бежевое -кюльмяк, поверх платья -синий камзол, также с растительным орнаментом (далее рассказ детей)

Национальный костюм –это часть истории каждого народа, рассказывающий о занятиях, о возрасте, об обычаях народа.

Ребята, вы молодцы. Интересно описали свои костюмы, ведь они тоже являются богатством каждого народа России. Возьмите, Сережа с Полиной, флажок, вместе его отнесите.

Слайд №8 Обратите внимание на экран. Какой праздник изображен (день народного единства) Правильно. Ведь наша страна славится тем, что она многонациональная, и все народы живут в мире и согласии:

Россией зовется общий наш дом (Дима)

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

(подходят к столу с деревом дружбы) Ребята, разложите наши флажки по порядку на столе, по цифрам (раскладывают)Теперь переверните флажки, какое слово получилось? (дружба) Значит, какое важное богатство у народов России (дружба)Давайте украсим дерево дружбы своими ладошками. Каждый из вас выберет цветную бумагу, обведет ладонь, вырежет и приклеит ее к ветке

Фото №1 Богатство народов России

(дети рисуют и вырезают, приклеивают ладони, звучит мелодия лезгинки с русской песней. Воспитатель: А теперь скажем, что является богатством для народов нашей страны :

-устное народное творчество,

-национальные блюда,

-народные костюмы,

-игры и игрушки,

-И самое важное богатство – это (дружба народов России)

Воспитатель: ребята, если на нашем занятии вам интересно было вспомнить про народы России, то возьмите ленточку красную и завяжите на дереве дружбы, если не очень, то синюю, если было не интересно, то белую ленточку (дети берут ленты и завязывают)

Фото №2 Цель дать представление детям о богатстве народов России как о совокупности национальных блюд костюмов устного народного творчества и дружбе народов России

Предлагаю отправиться на экскурсию по Ханты-Мансийску - поиграть в настольную игру (звучит мелодия)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Фестиваль игр народов России «Родина гордится нами, мы с тобою — россияне!»Фотоотчет «Фестиваль игр народов России «Родина гордится нами, мы с тобою — россияне!» Россия – родина для всех, кто живет на нашей огромной территории. Но, чтоб считать себя россиянином, я считаю, надо не только жить здесь,.

Фотоотчёт об участии в фестивале народов России «Дружный дом». Видео «Казахский танец»Фотоотчёт об участии в фестивале народов России «Дружный дом». Видео «Казахский танец» Россия - многонациональная страна, на ее территории проживает огромное количество народов. Для всех нас Россия является Родиной, несмотря.

Конспект занятия «Хлеб — величайшее богатство на земле» Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, познание истоков возникновения хлеба, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Конспект интегрированного занятия «Хлеб — это главное богатство» в подготовительной группеКонспект интегрированного занятия «Хлеб — это главное богатство» в подготовительной группе «Хлеб – это главное богатство» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Цель: Закрепление представлений детей о хлебе,.

Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево»Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево» .

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух — богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Отчёт об участии воспитанников ДОУ в конкурсной номинации «Игры и забавы народов России»Отчёт об участии воспитанников ДОУ в конкурсной номинации «Игры и забавы народов России» Отчёт об участии воспитанников ДОУ в конкурсной номинации «Игры и забавы народов России» В год единства народов России наш сад принял.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» (подготовительная группа) Цель праздника: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание.

Знакомство с фольклором разных народов России в рамках проекта «Посткроссинг». Мои размышленияЗнакомство с фольклором разных народов России в рамках проекта «Посткроссинг». Мои размышления Рисунок по народной якутской сказке "Мышонок и оленёнок" Саши Ф. В начале 2016 года я получила предложение на МААМ от московского педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»
Опубликовано: 20 октября 2021 в 12:25
+268Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Рахматулина (УИ 404933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД