Получи документы

Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»

Людмила Никитина
Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»

Программные задачи:

1. Продолжить работу по изучению народно-прикладного искусства.

2. Через историю платка Павловского Посада закрепить исторические моменты нашего государства.

3. Закрепить технологию, композицию платка Павловского Посада.

4. Учить детей применять художественные навыки в работе: соблюдать орнамент, ритм, симметрию Павлопосадского платка.

5. Прививать любовь к Родине, русскому народному искусству.

6. Активизация словаря: Павлопосадский платок, орнамент, ритм, симметрия.

Публикация «Конспект занятия „Цветы России на наших плечах“» размещена в разделах

Ведущая: Ребята. Сегодня мы с вами побываем в музее восковых фигур. И через историю платка Павловского Посада откроем страницы истории нашего государства.

Дети приходят в музей. Их встречает экскурсовод. Действие разворачивается возле перовой фигуры.

Экскурсовод: Русский платок издавна связан с представлением о женском национальном костюме. Поэт Александр Блок видел родную Россию в образе женщины в платке узорном:

- Ну, что ж?

Одной заботой боле –

Одной слезой

река шумнее,

А ты все та же –

лес да поле,

Да плат узорный

до бровей.

Экскурсовод: Многие моменты истории нашего Российского государства связаны с платком Павловского Посада.

Экскурсовод: Вот платки, а вот и шали

Краской огненной горят.

Вы хотите знать, откуда появилось это чудо?

Кто искусно расписал

Этот сказочный овал?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Дети: Мы знаем, знаем.

Экскурсовод: Расскажите мне, ребята,

Чем история богата?

И фигурки тут – как – тут

Непременно оживут.

1-я фигура. Сцена «Платочек из Посада»

Купец и дочка.

1-ый ребенок: В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди лесов и полей стоит славный город – Павловский Посад. Данным – давно жили в том городе мастера умелые. И самые энергичный из крестьян основал небольшую фабрику. Ткали на фабрике ткани на разных ткацких станках – шерстяные, теплые, удобные, красивые. И назвали те платки шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских. А когда повезли павлопосадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они людям на всей земле.

2-ой ребенок: А украшали платки цветами, листьями, букетами красоты невиданной да каймой узорчатой. Стоит приглядеться, и увидишь в узорах цветы знакомые, что в лесу растут, в саду да на лужайке. Так и стали яркие цветные шали модными, и всем русским барышням понравилось их носить, а кто и дом свой украсит. Носили шали все: и бедные, и богатые, и крестьяне, купеческие и царские дочки.

Экскурсовод: Во времена былинные стародавние собирался купец в страны далекие, за товарами, за чудесными. С дочерью прощался, и с такими к ней речами обращался.

Купец: «Ой, ты, доченька родная, уезжаю я в страны заморские, страны дивные. Долго ль буду там, недолго – того не ведаю. А думаю тебя порадовать. Подарки привезти шелковые да серебряные».

Экскурсовод: Говорит один купец – очень любящий отец.

Купец: «Что – же душеньке угодно, может ларец весь резной, перстенечек золотой?»

Экскурсовод: Отвечает ему дочь.

Дочь: «Буду я и так молиться! Чтоб ни буря, ни булат или чей-то черный взгляд не могли тебя сразить. Чтоб тебе живому быть. Ну, а коли про подарок. То купи, пусть и неярок мне платок всех красивей, как у царских дочерей!»

Купец уходит.

Экскурсовод: Месяц уж прошел, другой, следует отец домой.

Купец: «За семью морями был, земли все исколесил. Лишь платочек из Посада всей душою полюбил».

Купец накидывает на плечи дочери платок Павловского Посада.

Экскурсовод: Молодцы, ребята все правильно рассказали. Ожила фигура.

Дочь: Получила я подарок

Всей душою ему рада

Становитесь быстро в круг

Поиграть хочу я тут.

Я бросаю вам платок

В элементах знаем толк?

Дети называют элементы платка Павловского Посада.

- листья

- цветы

- кайма

- струя

- травчатый узор

- уступы

- копытца

- лапчатый узор

- шахматный

Дочь: Я бросаю вам комочек

Назовете цвет платочков.

Дети называют цвета тканей платка Павловского Посада.

- алый

- багрецовый

- таусиновый (сине-лиловый)

- сахарный

- вишневый

- осиновый

- брусничный

- багровый

- рудо-желтый

- лазоревый

- красно-кирпичный

- червчатый (красный)

2-я фигура. Стог сена, корова, крестьянка.

Экскурсовод: А вот перед нами 2-я фигура.

3-ий ребенок: Шали и платки с набивным рисунком довольно быстро распространились среди горожанок. А для крестьянок такие платки чаще всего оставались несбыточной мечтой – денег у крестьян было мало. Они покрывали голову набивными хлопчатобумажными платками и лишь в большие праздники по русскому обычаю ходили женщины в гости с берестяными кошелками – «зобенками» наполненными пирогами и покрытыми сверху вышитым полотенцем.

Экскурсовод: Смотрите ребята ожила фигура.

Крестьянка: Да, платок Павловского Посада – таинственный, сказочный, загадочный. Вся жизнь крестьян была связана с платком.

- Это был самый желанный подарок. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города с базара, или на побывку, справлялась ли свадьба или крестины – всегда во всех случаях любовь, внимание, забота выражались подарком головного платка. А сколько песен, стихов, пословиц и поговорок посвящены русскому платку: А вы знаете их?

Дети читают поговорки.

- На чужой роток не накинешь платок.

- Бабы бранятся, так платки с головы валятся.

- Шесть досок да холостинки платок.

- Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.

Крестьянка: А сейчас я хочу поиграть с Вами в русскую народную игру «Кто под платочком?»

Дети передвигаются по залу под музыку. С окончанием музыки садятся на корточки, закрывают глаза. Одного ребенка воспитатель накрывает платочком. Дети открывают глаза, угадывают кого спрятали.

Крестьянка: Молодцы ребята. А мне пришло время возвращаться в музей.

3-я фигура «Мальчик и девочка в военной форме».

4-ый ребенок: Время движется и движется вперед. И каждый год отдаляет нас от победного мая 1945г. Но мы не забываем о великом дне Победы. Платочек, подаренный любимыми, согревал солдату сердце, отогревал душу, вселял веру и силы, помогал ковать нашу победу.

Сцена из фильма «В шесть часов вечера после войны». Участвуют Варя и лейтенант Кудряшов.

Кудряшов: Все это странно вам слышать, пожалуй,

Неясна и сбивчива речь моя,

Огрубел я в огне пожаров,

В крови боев искупался я.

Сколько убитых я видел – тыщи!

Ночью в бой отправляюсь вновь.

Но чем сильнее война, тем чище,

Тем сильнее моя любовь.

Варя: Война, никакие слова не помогут.

Кудряшов: Подарите мне что-нибудь на дорогу.

Варя: Что же? Разве платочек розовый

Откуда-то взялся в кармане моем

Или вот этот листок березовый,

Тронутый желтым осенним огнем.

А может, просто такие слова:

«Буду помнить о вас, пока буду жива».

Кудряшов: Варя! Вы… вы мне такие слова сказали,

Подарок сделали мне такой,

Как будто рану перевязали

Нежной, ласковою рукой.

Мальчик и девочка танцуют вальс.

4-я фигура. Мальчик и девочка в русском народном костюме.

5-ый ребенок: Кончилась война. Настало время работе, песне и пляске.

Пойдет девица за водой. Любуется ею народ. И ухажер тут как тут.

Под медленную музыку мальчик идет рядом с девочкой.

Экскурсовод: По улице мостовой

Да шла девица за водой,

Шла девица за водой,

За холодной ключевой,

За холодной ключевой,

А за ней парень молодой.

Самый верный и уместный,

Чтобы деву покорить

- «Ах, какие вы прелестны», –

Напевая говорит.

- Не встречали Вас милее

Ни в долинах, ни в домах.

Девушки, краснев лелея

Отвечают:

- Что вы, ах!

Мальчик набрасывает ей шаль. Она снимает коромысла. Танец «Кадриль».

5-я фигура «Современная девочка».

6-ой ребенок: Любовь к головному платку вошла в жизнь русской женщины и получила новое звучание в современном костюме. Это единственная деталь русского народного костюма, которая прочно осталась жить вместе с нами в новом веке. Платки традиционные, и в то - же время в моде сегодняшнего дня.

Девочка проходит по подиуму. Меняет платок: на плечи, на талию, на голову.

Воспитатель: Ребята. А давайте мы с Вами подарим музею свои платки Павловского Посада. Но прежде скажите мне, что же является основными компонентами композиции платка Павловского Посада?

Дети: Орнамент, ритм, симметрия.

Воспитатель: А что такое орнамент? Что такое ритм? Что такое симметрия?

Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежит два начала – ритм и симметрия.

Симметрия – это такое построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.

Дети рисуют под музыку.

Выставка в музее.

Экскурсовод принимает детские работы, развешивает их на ширмах и анализирует работу детей.

Публикации по теме:

«Веснушки» Фотоотчет о областной выставке «Роспись ткани-2013»«Веснушки» Фотоотчет о областной выставке «Роспись ткани-2013» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вчера (27 марта, мы с моими старшими воспитанниками посетили заключительный день областной выставки-конкурса.

Уголок народно-прикладного искусстваУголок народно-прикладного искусства В нашей группе есть уголок Народно-прикладного искусства, в котором есть хохлома, матрешки, лапти. Уголок мы организовали совсем недавно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 17:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД