Ираида Баева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы «День рождения Бабы-яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки.
Задачи:
Образовательные:
1. Знание содержания русских народных и авторских сказок, называние авторов сказок («Золушка» Ш. Перро, «Цветик- семицветик» В. Катаев, «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсен, «Под грибом» Сутеев, р. н. сказки «Каша из топора», «Царевна- Лягушка», «Кот, петух и лиса»);
2. Соотнесение нравственного облика героя сказок с его поведением;
3. Понимание смысла пословицы «В тесноте, да не в обиде» через содержание сказок.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы „День рождения Бабы-яги“» размещена в разделах
- Баба-Яга. День рождения Бабы Яги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Развивающие
1. Классификация героев (добрый, злой, положительный, отрицательный, разное поведение);
2. Проявление эмпатии к сверстникам, умение выделять положительные качества характера друзей.
Воспитывающие
1. Выстраивание своего поведения в ситуациях морального выбора;
2. Потребность следовать нравственным нормам поведения.
Интеграция:
Области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок и пословиц о добре и дружбе, беседа «Правила поведения в гостях».
Методы и приё мы:
Словесные: пословицы, поговорки, чтение стихотворения, вопросы проблемного характера.
Игровые: игра «Подбери продукты для каши из топора», п\и «Парашют» д\и «Салат из сказок», «Волшебный сундучок».
Практические: проблемная ситуация «Письмо».
Ситуации морального выбора «Три дороги», «Поделись качеством».
Материал:
Интерактивная доска, музыка, атрибуты костюма Бабы Яги, Сундучок (2 шт, бусы, письмо, 2 обручи, картинки со сказочными героями, горшок, топор, салатник, продукты питания (крупа, масло, макароны, парашют.
1. Вводная часть:
В группу почтальон приносит письмо
Воспитатель с детьми рассматривают конверт.
Воспитатель: смотрите здесь интересные символы (веточка от метлы, куриные лапки, хвоя).
Воспитатель:
Что вы здесь видите на конверте?
Откуда оно могло прийти,
Если из леса, то от кого? (Баба Яга, Кащей, Леший и т. д.)
- Ну что ж, откроем письмо
Воспитатель читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня День рождения. Мне исполнилось 300 лет! У меня совсем не осталось друзей, мне так скучно, даже поздравить меня некому. А мне так хочется праздника, гостей, поздравлений. Обещаю, что не буду злой старухой, не буду вредничать и хулиганить. Я вас очень жду в гости!»
От кого же письмо?
Дети: от Бабы Яги
Воспитатель:
-Ребята, мы принимаем приглашение? (Ответы детей : если не принимают, то по какой причине).
- Как вы думаете, если мы не примем приглашение, она расстроится? Почему расстроится? (принимаем приглашение).
- На чем же отправимся?
- На каком сказочном средстве передвижения можно попасть в сказочную страну? (Сапоги, печка, ступа, ковер- самолет)
(Ответы детей. Останавливаем выбор на ковре-самолёте, дети объясняют почему)
Дети садятся на коврик
А про подарок мы забыли
Воспитатель: На день рождение с пустыми руками не ходят. Что мы подарим Бабе Яге? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте подарим ей бусы, но бусы не простые, а волшебные.
Каждый берет по бусине и придумает добрые пожелания, пока мы летим
«Отправляемся мы в путь
Взять с собою не забудь
Силу, смелость, быстроту,
И, конечно доброту.
В гости к нам стучится сказка,
Закрывайте дружно глазки». (Звучит аудиозапись)
- Ну вот мы с вами очутились в сказочной стране.
Подходим к избушке на курьих ножках, воспитатель переодевается в костюм Бабы Яги
Баба Яга (удивлённо) : Сколько у меня гостей!
Сколько вокруг хороших друзей!
Всех девчонок и мальчишек,
Шалунов и шалунишек
Я зову на представленье
Под названьем – день рожденья!
Дети: Здравствуй, Бабушка Яга, с днём рождения, тебя!
И дарим тебе «добрые» бусы (дети по очереди нанизывают на нитку бусинки с пожеланиями для Бабы Яги (добра, здоровья, радости, отзывчивости и т. д.).
Баба Яга: Спасибо, ребята! Я вас приглашаю за праздничный стол. Буду угощать вас «Салатом из сказок» (Ставит салатник и читает)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван Царевич. Пустил стрелу в чисто поле и пошёл искать её. А навстречу ему Красная Шапочка несёт кувшин с окрошкой, который журавль передал для лисы. Красная Шапочка и говорит: «Буратино, отдай ключик, иначе превращу тебя в лягушку». А он отвечает: «Не превращай меня в лягушку, брось меня в воду, и скажи по- щучьему велению, по моему хотению и я исполню три твоих желания». Желание исполнилось - вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке золотой ключик от чердака Карлсона, который живёт на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Баба Яга: Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? ( Дети называют сказки: «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик – семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше», «Лиса и журавль»)
Баба Яга: Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру «Волшебный сундучок». В этом сундучке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из мешочка вы достанете доброго героя – кладёте его в красный обруч, если злого героя – в чёрный.
Положительные герои: Красная Шапочка, Золушка, Царевна Лягушка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Петушок, Чудовище из Аленького цветочка,
И добрые, и злые: серый волк, баба Яга
Отрицательные Кащей бессмертный, Змей Горыныч, Гуси- лебеди, лиса
Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош.
Б-Я: Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие?
Баба Яга: А мне куда встать, в какой обруч?
Дети: в пересечение обручей, потому что вы и добрая и злая.
Баба Яга: Каких еще сказочных героев, которые могут быть и добрыми, и злыми, вы знаете? (Серый волк)
Баба Яга: С какими героям вы хотели бы дружить? (Ответы детей). Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей.
Баба Яга: А у вас, дети, есть друзья? (Ответы детей)
Игра «Паутинка дружбы» (Баба Яга берёт клубок, передаёт одному из детей (Мише) со словами: Мне нравится дружить с Мишей, потому что никогда никого не обижает (при этом оставляет у себя в руках кончик клубочка). Далее Миша передаёт клубок другому ребёнку, называя его положительную черту характера и т. д. В результате получается паутинка.
Баба Яга: Какая у нас получилась замечательная паутинка дружбы.
Угощу – ка я вас кашей. Заходил тут ко мне касатик- солдатик, да топор оставил. Говорит, что из него вкусная каша получается. Он ее варил у одной бабушки, да не доварил и мне принес доваривать. А я не знаю как. Достает горшок с топором.
Баба Яга: узнаете, из какой сказки солдат приходил? Поможете мне сварить кашу?
Дети – поможем.
Баба Яга: вот мои продукты, чем богаты, тем и рады, снимает салфетку, выбирайте те продукты, из которых солдат сварил кашу.
Дети выбирают продукты.
Баба Яга: ай да солдат, хитер. А мне говорил, каша из топора, почему солдату пришлось проявить смекалку, чтобы кашу сварить.
Дети: бабка жадная оказалась.
Б-Я – солдат оставил интересный предмет, не знаю, что это
Дети: парашют
Игра «Парашют» со словами:
Парашют, лети, лети
Красный (розовый, синий, цвета выбираются по очереди) цвет, перебеги.
Баба Яга: Вижу, что вы шустрые, а вы-то сами смекалистые? Сейчас и проверим, игра «Как пословица со сказкой дружила», садитесь на стульчики.
Ребята, я вам называю пословицу, а вы выбираете сказки, к которой она подходит
Из предложенных на экране сказок нужно выбрать несколько, соответствующих поговорке.
- «В тесноте, но не в обиде» (р. н. сказка «Теремок», В. Сутеев «Под грибом»)
Баба Яга я думаю, что к этой пословице подойдет сказка «Маша и медведь», Маше тесно в коробе.
Дети объясняют, что сказка «Маша и медведь» не подходит.
Баба Яга А вы еще знает пословицы, которые подходят к сказкам «Под грибом», «Теремок»
Дети: тесна изба, да тепла.
Баба Яга: Вижу, что вы сообразительные. Засиделись вы, но чтобы домой попасть, надо выполнить последнее задание.
На слайде камень с текстом: «Прямо пойдешь- встретишь дедушку, которому нужно помочь дойти до скамейки, чтобы сесть и почитать газету. налево пойдешь- встретишь старушку, которой нужно подсказать, где находится аптека, направо пойдешь- найдешь игрушку, о которой давно мечтал.
Баба Яга: ребята, выбрать надо только одно направление! Кто решил, куда он пойдет? (Обсуждение).
Нам надо выбрать только одну дорогу.
Если мы пойдем за игрушкой, то будет хорошо только нам.
Если поможем дедушке - хороший поступок, но газета может подождать, а вот здоровье, ребята ждать не может. В первую очередь выбираем помощь больному человеку.
Баба Яга: За вашу доброту и отзывчивость я хочу подарить вам волшебный сундучок. Он старый и очень красивый. В нём хранятся все богатства мира, в том числе качества характера. Каждый может взять из сундука то качество, которое он хотел бы получить, но только одно. Это может смелость, удача, здоровье, радость или что-то другое.
Дети берут бусины и садятся на ковер, воспитатель снимает атрибуты костюма Бабы Яги и присоединяется к детям.
Воспитатель: что у вас в руках
Дети: качества характера, их дала баба Яга
В: если не секрет, какие качества вы себе выбрали?
(Дети называют то качество, которое они считают важным для себя. Воспитатель обсуждает с детьми возможность приобретения данных качеств и что для этого нужно сделать (чтобы стать сильнее, нужно делать зарядку, заниматься спортом и т. д.).
Воспитатель: Жаль, что мне не досталось качества, что же делать?
Дети предлагают свое решения данной проблемы.