Юлия Жигалова
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами.
Задачи:
Обучающие:
- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая);
- Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
Развивающие:
- Развивать внимание, память;
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры;
- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации, красивая коробка, альбом «Виды русских народных кукол», тряпичные и соломенные куклы.
Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Прекрасная», заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Раздается стук в дверь и воспитатель вносит в группу большую яркую коробку.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на коробку).
- Это коробка, да не простая, а волшебная. Чтобы узнать, что в ней лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что все это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь –
Будет спать день, и два, и даже пять (Кукла)
- Молодцы, правильно, это кукла (воспитатель из коробки красивую современную куклу)
- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?
- Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)
- А из какого материала они сделаны?
Коробка у нас волшебная, в ней есть еще куклы (воспитатель достает куклы : тряпичные и соломенные)
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, эти куклы из соломы (показ соломенной куклы, эта кукла из тряпок (показ тряпичной куклы). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.
- Сегодня я расскажу вам, как создавалась первая игрушка-кукла.
- Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.
- Как вы думает, что значит подручный материал? (Ответы детей).
- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.
- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
- Давно–давно были вот именно такие куклы.
Куклы делились на 3 группы : обрядовые, игровые, куклы – обереги.
- Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.
-На каждый праздник изготавливалась своя кукла.
Так Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.
Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам. На следующий год она должна была принести хороший урожай.
Кукла Масленица выполнялась двух видов: большая, в человеческий рост, и домашняя. Большую куклу делали из лыка или соломы. Куклу украшали лентами, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, куклу в конце масленичной недели сжигали. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя, и дочь в гости на блины (показ кукол).
Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они? (ответы детей)
- Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Игровая кукла – это не просто игрушка для забавы. Проигрывая со сверстниками житейские ситуации, придумывая свои правила и сюжеты, ребенок, таким образом, входит во взрослый мир и находит в нем свое место.
Одной из игровых кукол для ребенка являлась кукла Зайчик на пальчик. Это маленькая кукла одевалась на указательный палец. Ее делали для деток с 3-х лет, чтобы у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым он мог поговорить, поделиться своей бедой или просто поиграть.
Куколка Отдарок-на-подарок – обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, в благодарность. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.
Бородатый мужичок Сеня – Малина в яркой рубашке может оказаться охотником с ружьем, главой семейства с деревянной ложкой или работником с топором. А может быть этот кукла станет памятным сувениром для взрослого, символом домовитого и крепкого хозяина.
- Ребята, вы, не засиделись ли еще? А давайте поиграем! Вставайте в круг. Проводится игра «Уж я улком шла» (под песню «Клубок»). Дети встают в большой круг и держатся за руки, их задача не порвать ниточку.
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится, нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.
- Ну вот, мы отдохнули, а теперь вспомним, какие куклы бывают? (Ответы детей).
А еще были куклы обереговые. А называли такую куклу - кукла-оберег. Как вы думаете почему? (Ответы детей).
Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. Каждую куклу-оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Считалось, что в нее может вселиться злой дух. Таких кукол называли «безликие».
Кукла Кубышка – травница. По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке, не только успокоит и согреет, но и повеселит.
Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, куколка добрых вестей. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. У куколки три юбки, по форме напоминающие колокол.
Кукла Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Имея множество рук, она помогала женщине справляться со всей ее работой. Эту куклу дарили молодой хозяйке. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть.
-Ребята, вспомните, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег? (ответы детей)
Сказка «Василиса Прекрасная».
- Вспомните, что дала матушка Василисе? Зачем она дала куклу? Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)
- Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.
- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки.
- А еще на Руси любили играть, давайте и мы с вами поиграем, встаньте в круг и повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в сторону)
Вот с такой головой (очертить большую голову)
Вот с такой бородой (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку – чашку, другую – ложку)
На нее глядели (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так (выполнение любых движений).
- Ребята, сегодня мы с вами много нового узнали о народных куклах. Что вам больше всего понравилось?
- Расскажите ли вы своим близким, о том, что узнали?
- Хотели бы вы сами в будущем изготовить одну из народных кукол?