Ольга Кошина
Конспект занятия для подготовительной группы. «Твои помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
2. Учить объяснять полученные данные.
3. Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы, „Твои помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
4. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
5. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Предварительная работа:
Беседы об органах чувств у животных и человека; чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского, «Неболейка» И. Семеновой; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кабинет окулиста».
Наглядный материал и оборудование:
Презентация «Глаза тебе скажут спасибо», мультимедийное устройство, картинки с изображением органов чувств; различные музыкальные инструменты; шарф для завязывания глаз, тарелочки с кусочками лука, чеснока, апельсина, два электрочайника, фотоаппарат.
Словарная работа:
Рецепторы, осязание, радужная оболочка, зрачок, хрусталик.
Ход занятий
В: Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.) Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Заходим в первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, поймёте, какой орган чувств здесь исследуют.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
В: Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Правильно, глазами мы видим мир.
В: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
В: (достает фотоаппарат) : Ребята, что это такое?
Д: Фотоаппарат.
В: Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Д: Открывается маленькое круглое отверстие.
В: Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Д: Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
В: Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
(Дети выполняют задание.)
В: А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
(Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.)
В: Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
В: Как вы думаете, что нужно делать чтобы не болели глаза?
Д: Не смотреть долго телевизор, Делать гимнастику для глаз.
В: Давайте сейчас вместе с вами сделаем гимнастику для глаз, приготовьте свои глазки и внимательно наблюдайте за всем, что будет происходить на экране (Воспитатель включает презентацию «Глаза вам скажут спасибо»).
В:Переходим в следующую лабораторию.
Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.
Между двух светил в середине я один. (Нос.)
В: Для чего нужен нос?
Д: чтобы чувствовать запахи.
В: Как вы думаете можно ли дышать ртом? (Да, нет)
В: Можно дышать ртом, но это вредно для дыхания. Стенки носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу. И еще пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм теплый.
В: Давайте сделаем дыхательное упражнение.
Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Игра «Узнай по запаху».
Давайте немного поиграем, с закрытыми глазами по запаху определим, что лежит на тарелочках (чеснок, лук, апельсин).
В: Вот видите, как тяжело приходиться человеку, если у него возникают какие-то проблемы с носом.
В: Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
В: В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык. Поверхность языка имеет участки, они называются рецепторы, каждый из которых воспринимает определённый вкус.
В: Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, солёным? (Ответы детей.)
В: Давайте поиграем с языком. Возьмите палочку, обмакните ее в жидкость. Определим, какая вода (сладкая, кислая, соленая?
В:Входим в четвертую лабораторию. Отгадайте загадку.
Два брата на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши.)
Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
В: Уши помогают на слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находиться внутри. В конце прохода находиться тоненькая пленочка, она называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает, и мы лучше слышим.
В: Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)
Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?».
Воспитатель выкладывает на стол бубен, колокольчик, погремушку и поочерёдно играет на инструментах. Дети, пытаются на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал.
В: Давайте сделаем вывод, для чего нам нужны уши?
Д: Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас.
В :Мы с вами оказались в последней лаборатории.
Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание (ощущение).
В: Вся кожа – это орган осязания. В основе этого органа лежат различные рецепторы, чувствительные клетки. Кожа ощущает холод, тепло, чувствует боль, ощущает гладкое и шершавое, чувствует твердое и мягкое.
В: Давайте посмотрим, что стоит у нас на столе? (электрочайники)
В: Давайте проведем опыт и определим, есть ли разница? (один чайник холодный, другой горячий).
В: При помощи чего мы с вами это сможем определить? (рук)
В: Как мы с вами будем ухаживать за органами осязания?
Д: Одевать перчатки когда холодно, мыть руки с мылом.
В: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.
Понравилось ли вам путешествовать? Что вы сегодня узнали нового?
Д: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
В: Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия?
Д: Делать гимнастику для глаз, проводить опыты.
А теперь мы улыбнёмся. Крепко за руки возьмёмся. И Друг другу на прощанье мы подарим пожеланья. (Дети говорят друг другу добрые пожелания.)