Лучший педагог года

Конспект занятия «Гласная буква Ю»

Романовская Ольга
Конспект занятия «Гласная буква Ю»

Цель занятия : познакомить воспитанников с гласной буквой Ю.

Коррекционно-образовательные задачи:

• Познакомить учащихся с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного.

• Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного.

• Закреплять навык звукового и слогового анализа слов.

• Закреплять графический образ букв.

• Закреплять навык чтения слогов и слов.

Публикация «Конспект занятия „Гласная буква Ю“» размещена в разделах

• Закреплять умение составлять слова из букв.

• Закреплять умение составлять предложения по опорным словам.

• Закреплять умение составлять схему предложения с предлогом.

• Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

• Совершенствовать умение работать со схемами (звуков, слогов, слов, предложений).

• Автоматизировать правильное произношение всех ранее поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать интонационную выразительность.

• Развивать память и внимание.

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

• Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии.

• Воспитывать культуры межличностных отношений.

• Формировать навык совместной работы в паре.

• Воспитывать интерес к чтению, к профессиям людей.

Оборудование: предметные картинки по теме (космонавт, стюардесса, врач, пособие «Слоговой паровозик», пособие «Домик звуков», объемная буква Ю, пеналы для звукового, слогового анализа, составления схем предложения (по количеству детей, пособие «Подсолнух» для чтения прямых и обратных слогов, таблица (Цуканова, Бетц, магнитные буквы,

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям пройти к своим местам за столами, но не садиться на стулья.

- Ребята, послушайте задание: сначала сядет тот, чьё имя пишется с гласной буквы, а затем те ребята, чьи имена начинаются на согласную букву.

II. Основная часть.

1. - Ребята, с чем мы с Вами знакомимся на этой неделе? (с профессиями). Что такое профессия? Посмотрите, что перед Вами? (слоговой паровозик). Кто отправился в путешествие? (стюардесса, космонавт, врач) Человек какой профессии едет не в своем вагоне? (делим слова на слоги).

2. Сегодня мы будем знакомиться с еще одной хитрой гласной буквой. Она есть в слове стюардесса и с этой буквы начинается имя девочки в нашей группе ( подсказка: в этой букве два звука). Догадались? Это имя - Юстина, и знакомиться мы будем с гласной буквой Ю.

-Давайте вместе произнесём эту букву.

- Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите эту букву? (ответы детей) Два.

- А какие это звуки? (ответы детей) [й] и [у]. Откройте пеналы и выложите звуковую схему буквы Ю.

Правильно, в букве Ю живут два звука «Й», «У», но пишем мы только одну букву Ю.

-А еще какие хитрые буквы Вы знаете? (Я, Е). На каком этаже они живут?

Каждая такая буква первого ряда может обозначать как один, так и два звука:

Я - [а] и [йа],

Ю - [у] и [йу],

Е — [э] и [йэ],

- Когда эти буквы обозначают два звука? (ответы детей)

Эти буквы обозначают два звука в следующих позициях:

- в начале слова;

- после гласной буквы;

-после ь и ъ знаков.

- Дети, почему же буква «Ю» хитрая, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Если буква Ю стоит после согласного, то она обозначает один гласный звук и отдает мягкость этому согласному).

3. Придумайте слова, начинающиеся на букву Ю : (ответы детей)

Юрта, юмор, юла, Юпитер, юнга, Юля, Юра, юбка.

Придумайте слова, в которых буква Ю в середине слова : (ответы детей)

Ключ, клюв, блюдце, изюм, июль, июнь, брюки, клюква.

Придумайте слова, в которых буква Ю в конце слова :

-Ребята, Буква Ю встречается в конце в словах-действиях в конце слов. На какой вопрос отвечают слова-действия? (Что делать? Что делал? Что делаю)

Поиграем с Вами, я говорю Насте: «Ты делаешь», она отвечает: «Я делаю». Например:

Ты, Читай – Я читаю

Плавай -

Рисуй -

Прыгай -

Играй -

Пой -

Бегай -

Кушай -

Стой –

Делай-

Танцуй-

Включай-

Выключай-

Наливай-

Выливай-

Убирай-

- Где стоит буква Ю во всех словах, которые Вы произнесли? (ответы детей) в конце слова, после гласного и обозначает два звука. Какие это звуки? (й,у).

4. Пальчиковая гимнастика «Разные профессии» (с шариками и колечками су-джок)

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель.

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю. Соединять пальцы правой руки с большим.

Соединять пальцы левой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

Сжимать и разжимать кулачки.

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

5. А сейчас посмотрите - это буква Ю. На что она похожа? (ответы детей)

- Из скольких элементов состоит буква? (из трех).

- Какая буква спряталась в букве Ю? (ответы детей) буква О.

Нарисовать букву Ю в воздухе.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква….(ответы детей) Ю.

Показ печатания букв Ю.

Сколько букв Ю мы будем печатать? (2) Почему? (Одна заглавная буква, другая – маленькая). Для чего нужна заглавная буква? А маленькая?

Работа в тетрадях

Печатание букв Ю, ю.

6. Дидактическая игра «Ромашка» (чтение прямых и обратных слогов с буквой Ю)

-Назовите слоги, в которых мы слышим твердые согласные? Почему, ведь рядом буква Ю? (буква Ю отдает мягкость, согласному, стоящему перед ней).

-Мягкие? Почему? (потому что буква Ю отдала мягкость согласному)

- Назовите слоги, в которых буква Ю обозначает два звука? Почему? (буква Ю в начале слова состоит из двух звуков (й, у).

7. Физминутка «Такие разные дела»

Много дел на белом свете:

Раз, два, три, четыре!

Вот военные идут –

они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Курам зерна принесла. Дети прыгают.

Маршируют.

Имитируют движения руки с иглой при шитье.

Подражают движения дворника.

Выполняют упражнение «Кормление птиц».

8. Чтение слогов, слов с буквой Ю на плакате по цепочке (Цуканова).

- Что Вы прочитали? (слоги (сочетание нескольких букв, не имеющих смысла, и слова (имеют смысл).

9. Остучи темпо-ритмический рисунок

10. Дидактическая игра «Слова рассыпались»

- Ребята, соберите слово из букв (Юля; изюм). Придумайте предложения, используя эти слова (У Юли изюм., давайте его напечатаем в тетрадях.

11. Работа в тетрадях.

-Покажите столько пальцев, сколько слов в этом предложении (3).

-Как мы отделяем слова друг от друга? (пропуском одной клетки).

-Сколько слов пишутся с большой буквы? Почему?

- Есть ли в этом предложении предлоги? Назовите их (предлог У).

-Найдите и прочтите слова, в которых есть буква Ю (Юля, изюм). В каком слове буква Ю обозначает 2 звука? В каком слове один? Почему? (Ю отдает мягкость стоящему перед ней согласному)

Выложите звуковые схемы этих слов (Саша выложит на доске).

Выложите схемы слов (Даша выложит на доске).

Выложите слоговые схемы слов (Костя выложит на доске).

Схему этого предложения мы начертим в тетрадях, а Максим выложит ее на доске.

III. Итог занятия

Ребята, вы выполнили все задания. Молодцы. С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю? Чем еще мы сегодня занимались?

5. Рефлексия

А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

Если у вас все получилось – красный звуковичок, не все получилось – синий, Вы испытывали большие затруднения – зеленый.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по грамоте «Подарок от ёжика. Буква П»Конспект занятия по грамоте «Подарок от ёжика. Буква П» Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по грамоте «Подарок от ёжика буква «П»» в подготовительной группе.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Гласная буква Ю»
Опубликовано: 16 мая 2021 в 12:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД