Наталья Короткова
Конспект занятия «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
- дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
- познакомить детей с новым материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки; закрепить умение пользоваться стекой.
Предварительная работа
Публикация «Конспект занятия „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
Рассматривание колосков пшеницы, ржи, ячменя, овса и других зерновых культур.
Разучивание пословиц о хлебе, о труде. Загадывание загадок.
Чтение украинской народной сказки «Колосок».
Материал: картинки, иллюстрации, мешочек с зернами пшеницы, соленое тесто в пакетиках, стеки, дощечки, тарелочки, свежеиспеченный хлеб; проектор, компьютер.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята, каждый день в нашей столовой меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. А какой полезный продукт не меняется утром, в обед и вечером?
Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкуснее и полезней нет.
Дети: Это хлеб.
Воспитатель:Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Ответы детей (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Воспитатель: Правильно! А в старину к хлебу относились как к живому существу и называли хлеб-батюшка, хлеб-кормилец! Сравнивали с золотом, солнышком, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб обозначался одним символом, как золото и солнце, кругом с точкой по середине. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт самое надежное средство защиты людей от голода. Народная пословица гласит: «Хлеб всему голова». Какие вы запомнили пословицы и поговорки о хлебе.
Дети:«Плох обед, если хлеба нет»,
«Хлеб да вода – богатырская еда».
Воспитатель:Как вы думаете, что лежит в этой коробке (Воспитатель открывает коробку, там зерна пшеницы). Кто знает, что это? (ответы детей)
Воспитатель: Это зерно пшеницы – крохотное хлебное зёрнышко, вмещает много полезных для здоровья минеральных веществ, витаминов, углеводов и белка. Поистине, зерно жизни!
Мы сегодня отправимся в путешествие, чтобы узнать какой путь нужно пройти зерну, чтобы стать хлебом. Как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей рассказом и показом слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?» :
1 слайд. Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги и выросло больше хлеба.
2 слайд. Трактористы вывозят на поле удобрения, для будущих всходов. Удобрения для растений, как витамины для ребят.
3 слайд. Весной в поле выходят трактора. У трактористов много работы: нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зёрен. Недаром, говорят: «Весенний день – год кормит».
4 слайд. На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные и можно быстро засеять только с помощью техники.
5 слайд. Затем трактористы боронят засеянное поле.
6 слайд. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны.
7 слайд. Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить: колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода.
8 слайд. Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно.
9 слайд. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни.
10 слайд. Пекари выпекают хлеб, батоны, булки.
11 слайд. Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб.
12 слайд. Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб – всему голова». Много людей работает, чтобы хлеб попал к нам на стол. Нужно беречь хлеб. Хлеб – наше богатство. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его!
Дид. Игра «Что сначала, что потом» - раскладываем карточки на доске магнитной по порядку, как на слайд-шоу!
Воспитатель:Итак, сегодня, дорогие дети, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка?
Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся для того, чтобы у нас всегда был хлеб на столе?
Дети:Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.
Воспитатель:Какие поговорки и пословицы вы запомнили о хлебе, о труде?
«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,
«Весенний день год кормит».
Хороводная игра «Каравай».
Воспитатель выносит хлеб.
- Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками.
Чтение стихотворений детьми:
(С. Погореловский)
Вот он хлебушек душистый,
Вот он круглый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье, сила наша,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло…
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют!
Воспитатель: Скажите, кроме хлеба, что еще можно испечь из муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, пирог, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье.
Воспитатель:
Мы будем лепить из соленого теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин».
Пальчиковая игра «Помощники»
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
А сейчас каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Я предлагаю вам пофантазировать. Пусть печенье будет разным: круглым, овальным, квадратным, сердечком или цветочком. Украсить можно решеточкой из тонких колбасок, ягодками, листочками, солнышком, цветочком или снежинкой.
Готовое печенье выкладывают на тарелочки.
Воспитатель: Вот какие молодцы наши детки - «пекари», «кондитеры»! Замечательное печенье получилось за всеми столами : красивое, аккуратное, нарядное. Да у вас просто «руки золотые»!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, что пословицы запомнили, стихи выучили; знаете теперь, как хлеб на стол приходит и что беречь и уважать его надо.
Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось? (Ответы детей)
Чаепитие.