Папки-передвижки

Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»

Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия

по формированию фонематической стороны речи,

проведенного учителем-логопедом высшей квалификационной категории

Берлизовой Людмилой Анатольевной

в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

МБДОУ №56 «Улыбка» г. Белая Калитва

1. Тема «Звук и буква Ц».

2. Цель: закрепление знаний о звуке и букве Ц.

3. Задачи:

• Закрепить характеристику звука [Ц] («согласный, твёрдый, глухой звук»);

Публикация «Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи „Цоколочка“» размещена в разделах

• закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, предложениях;

• совершенствовать навыки словообразования;

• совершенствовать навык определения позиций звука в слове (начало, середина, конец);

• закрепить представления о букве;

• развивать фонематическое восприятие, память, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

4. Оборудование: зеркала, компьютер, предметные картинки, цветные карандаши, индивидуальные карточки с буквой Ц.

5. Лексический материал: дворец, молодец, жилец, певец, пловец, леденец, продавец, кузнец, купец, колодец; мельница, водица, певица, учительница, воспитательница, писательница, художница, охотница, курица, улица, больница, рукавица, пуговица, луковица, граница; львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица;

6. Ход занятия

Логопед

А) Здравствуйте, юные друзья! Сегодня я хочу познакомить вас с девочкой по имени Цоколочка. Она очень любит ходить в своих синеньких туфельках, которые цокают: цок - цок. Как цокают туфельки?

У Цоколочки есть маленькие цыплята. Как она их к себе их подзывает?

А когда они сильно шумят, как она их успокаивает?

Вспомните, как зовут нашу девочку?

Вы догадались, какой любимый звук у нашей Цоколочки?

Б) Знакомство со звуком [Ц].

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Ц] :

- губы в улыбки;

- зубы сближены, но не сомкнуты;

-передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

- сильная короткая воздушная струя идет по языку;

- горло «молчит».

В) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Г) Автоматизация звука в слогах и словах.

Логопед: Цоколочка предлагает вам поиграть с ее любимым звуком [Ц]. Ваша задача хлопнуть в ладошки, если услышите звук [Ц] : Ц, п, ц, ц…; ца, фа, пу, цу…; цирк, цифра, молоко, рука, заяц…;

Следующая игра «Закончи слово звуком [Ц]» (с мячом) : дворе, молоде, жиле, певе, плове, ледене, проваде, кузне, купе, колоде…;

«Закончи слово слогом «ЦА»» :

Мельни, води, певи, учительни, воспитательни,писательни, художни, охотни, кури, ули, больни, рукави, пугови, лукови, грани…;

Логопед: Цоколочке очень понравилось с вами играть. Она рада, что вы научились правильно произносить звук [Ц].

Посмотрите к Цоколочке прискакала лошадка. Ее зовут Царица. Как зовут лошадку?

Сколько звуков [Ц] в слове Царица?

Сколько слогов?

Лошадка приглашает нас в цирк на большое цирковое представления. Поедем в цирк?

Д) Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок,

Я – лошадка, серый бок!

Я копытами стучу,

Если хочешь – прокачу. поскачем по дорогам

То аллюром, то галопом,

Попасемся на лугу,

Отдохнем на берегу.

Давайте выполним цирковые номера: постоим на одной ноге, сделаем ласточку, поскачем как лошадки.

Е) Упражнение на словообразование.

Логопед: Вот мы и в цирке! Присаживайтесь по удобнее! По дороге наша новая знакомая рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, станут цирковыми артистами. А пока они ходят в цирковой детский сад. Давай те вместе посмотрим на них (показывает на компьютере поочередно детенышей).

Кто это?

А как зовут его маму?

(аналогично львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица)

Дидактическое упражнение «Где стоит звук?»

Ж) Логопед: Посмотрите, на арену вышел фокусник с необычными ларцами (изображение на компьютере). Он спрятал в них слова со звуком [Ц]. Отгадайте, где лежит какое слово? (определение в какой части слова слышится звук [Ц] : огурец, цапля, кольцо, заяц, цветок, сахарница).

З) Звуковой анализ

Логопед: А сейчас выступают жонглеры. Смотрите, они жонглируют цветными мячиками – красными, синими и зелеными. Ребята, на что похожи эти мячики?

Давайте и мы с вами пожонглируем. Выложим из наших “мячиков” слоги ЦА, ЦЕ, ЦЫ, ЦИ.

И)Автоматизация звука «Ц» в предложениях

Логопед: На арене цирка клоун Цуня. Он очень любит смешить зрителей. Послушайте, правильно ли он сказал: «Лицом вытирают полотенце». Как правильно сказать?

(Танец танцует цыганку. Теплица выросла в огурцах. Заяц охотится на лисицу. Водица обливается братцем. Акация ела овцу. Цепь кует кузнеца.).

К) Знакомство с буквой «Ц»

А вот циркач Циля. Как зовут циркача?

Кто Циля?

На какую букву похож наш циркач?

В алфавите эта буква называется Ц (цэ, но когда мы ее читаем, то произносим звук Ц.

Что за хвостик на конце-

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет

Комаров не отгоняет.

На что похожа буква Ц?

Логопед раздает каждому ребенку карточку с буквой Ц. Каким цветом мы обведем? Почему?

Поверните карточку на обратную сторону и прочтите какое у вас написано слово (цапля, заяц, цирк, конец, боец, отец, царь, яйцо, овца, птица).

Логопед: Нашей Цоколочке пора домой кормить цыплят, а нам возвращаться в детский сад. Возьмите домой карточки с буквой Ц, придумайте слова на эту букву и напишите их.

Л)Какой звук приходил к нам сегодня в гости?

Что вы узнали о звуке [Ц]?

Назовите слова со звуком [Ц].

Вы меня очень порадовали своими ответами.

7. Используемая литература

• З. Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодолевания недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010.

• И. В. Баскакина, М. И. Лынская «Цоколочка». Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков звука Ц – М. : Айрис-пресс 2009.

Публикации по теме:

Игра по формированию морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Помоги Дракончику сказать, какой…»Игра по формированию морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Помоги Дракончику сказать, какой…» Цель: Расширять активный словарь детей, знакомя их с употреблением в речи причастий Материал: Волшебный мешочек, картинки. Действующий персонаж:.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе Тема: «Творительный падеж существительных в единственном числе. (Лексическая тема: «Инструменты»). Цель: 1. Учить детей правильно употреблять.

Конспект фронтального занятия по развитию звуковой стороны речи «Звуки [Р]-[Р’]. Поездка в Простоквашино» .

НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы» Цели: Коррекционно-образовательные: - обобщать представления о зиме и зимних развлечениях; - совершенствовать навык рассматривания картины,.

Логопедическое занятие по Формированию лексической стороны речи у младших школьников по тема: «Семантическое поле слова поход» Цели: Логопедические: формирование и расширение семантического поля слов. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование умения правильного.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию звуковой стороны речи на фронтальном логопедическом занятии. Непосредственно образовательная деятельность по формированию звуковой стороны речи на фронтальном логопедическом занятии в старшей группе.

Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи «Клад кота Леопольда» Цель: закрепить чёткое произношение и характеристику звука –р-. Задачи: 1. Упражнять в определении позиции звука в слове, звуко - слоговом.

НОД по формированию звуковой стороны речи на подгрупповом логопедическом занятии Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и.

НОД по формированию звуковой стороны речи в подготовительной группе (подгрупповая форма работы) Цель: формирование правильного произношения звука Р Задачи: Коррекционно-образовательные: формирование звуковой стороны речи, совершенствование.

Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» 1. Игра «эхо».

Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»
Опубликовано: 14 августа 2015 в 13:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД