Приложение МААМ

Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»

Ольга Харламова
Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы

Доминирующая образовательная область : Познавательное развитие

Вид деятельности детей:

- познавательно-исследовательская,

- двигательная,

- коммуникативная,

- продуктивная

Тема образовательной деятельности : Путешествие по реке времени «История часов»

Методы и приемы реализации содержания занятия :

беседа с детьми, разъяснение

- использование демонстрационного материала,

Публикация «Конспект занятия (образовательная область „Познание“) „Путешествие по реке времени „История часов“» размещена в разделах

- создание ситуации выбора,

- опытническая деятельность,

- постановка проблемы,

- обсуждение

- наблюдение,

- поощрение

- продуктивная деятельность.

Интеграция образовательных областей :

- социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

-физическое развитие,

-художественно – эстетическое развитие

Возрастная группа: 6-7лет

Цель: Формирование представления детей об истории возникновения часов, их разновидностях, качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательные :

- формировать у детей представления о древних и современных способах измерения времени;

-совершенствовать умение вычленять временную последовательность в предложенном материале, стимулировать интерес к познанию их особенностей и назначения.

Развивающие:

-развивать творческое воображение, логическое мышление, умение делать выводы;

-развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: древность – старина – современность; часовщик, куранты, механизм;

-развивать познавательно-исследовательскую деятельность, целеустремленность в достижении цели.

Воспитательные:

- воспитывать интерес в познании нового;

-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками;

-воспитывать умение договариваться, учитывая интересы других.

Планируемые результаты:

- имеет представления о временных отрезках жизни,

- имеет представления об истории возникновения часов,

- проявляет интерес к исследовательской деятельности,

- оценивает результат своей деятельности,

- свободно общается со сверстниками и взрослыми о свойствах, разновидностях часов.

Организация среды для проведения образовательной деятельности :

Видеоматериал (проектор, ноутбук, презентация).

Наглядные: панно с изображение реки, иллюстрации с изображением часов, художественная литература (информация о часах, песочные часы, различные виды часов, пластмассовые бутылки, трубочки, вода,

Литературная: загадка про часы.

Музыкальные: бой Кремлевских курантов.

Оборудование: листы бумаги, простые, цветные карандаши, стаканы.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты :

Беседы: «Какие часы были давно», «Что мы делаем в разное время», «Часы моей бабушки», «Что случится, если часы будут идти по –разному»?

Чтение художественной литературы: Баруздин «Стихи о человеке и его часах», Анофриев «Тик – так», Берестов «Без четверти шесть», Степанов «Время».

Знакомство с часами (циферблат, часовая, минутная стрелка).

Дидактические игры: «Который час», «Когда это бывает», «Целое и часть».

Рисование часов, раскрашивание рисунков с изображением часов.

Просмотр развивающих мультфильмов «Тик –так», «Фиксики и часы», «Сказка о потерянном времени», «Математика. Определяем время по часам».

Познавательно – исследовательская деятельность «Что можно сделать за минуту».

Заучивание пословиц о часах.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

«Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда встать,

Когда зарядку начинать».

(часы)

В: Что было бы, если на земле исчезли часы?

(Взрослые не знали, когда идти на работу; дети опаздывали бы в детский сад, школу).

В: Если бы на земле не было часов, то все пошло бы кувырком, не было бы порядка и учета.

Ночь и день длились бы больше положенного времени. Люди не смогли бы вовремя вставать утром и ложиться спать.

Самолеты, поезда, корабли сбились бы с курса.

Часы нам нужны и важны. Они нам помогают узнавать, беречь и правильно расходовать наше время.

В: Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Как мы можем узнать?

(ответы детей)

В: Да, мы можем узнать из книг, энциклопедий, посмотреть в интернете, спросить у взрослых, подумать самостоятельно.

(дети собирают интересную информацию, обсуждают ее с товарищами)

Информация

А еще узнать историю часов, мы сможем, совершив путешествие по «реке времени».

Люди сравнивают время с рекой, потому, что река всегда бежит вперед, также как и время.

На «реке времени» обозначены остановки.

(предлагаю детям вспомнить и назвать их, т. к. они знакомы по занятию «История ложки») : древность, старина, наше время. Каждую остановку мы заполним картинками с изображением часов разных времен. Все картинки найдут свое место на «реке времени».

В: История часов начинается с древних времен.

«Время – что это такое?

Говорят – оно живое:

Ходит, бегает, летит

И на месте не сидит

Стрелки мы переведем

В древность все мы попадем.

(проговаривание слов с движениями)

Остановка – древность (слайд)

В: Ребята, какими часами люди пользовались в древности?

(ответы детей)

В: Первым простейшим прибором для измерения времени были – солнечные часы (видео)

(В землю был вкопан столб (гномон, вокруг него нарисована шкала времени. В солнечную погоду тень от столба передвигалась по ней, показывала который час).

Как вы думаете, удобны ли такие часы? Почему?

(в пасмурную погоду нельзя определить время).

А почему они назывались солнечными? (время измерялось по солнцу)

Шло время и люди придумывали другие часы. Какими они были?

Огневые часы:на свечу наносили деления. Свеча сгорая, уменьшалась и по делению можно было определить время (слайд)

Почему огневые? (измеряется с помощью огня).

Узнавали люди время по живым часам. Живыми часами называли птиц и цветы. Солнце еще не взошло, а уже слышен крик петуха. Начинал он петь в 2 часа ночи. Но по пению петуха трудно определить время. Петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик.

В: А как цветы помогали определять время, ведь они говорить не умеют.

(ответы детей) слайд

В: Оказывается, цветы в солнечную погоду открывают и закрывают свои лепестки строго по времени. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно определить время, они дружно раскрываются в 5 часов утра, а к 2-3 часам гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики – цветы луговые, а кувшинки – часы речные. В 7 часов утра открывают свои лепестки и в течение дня поворачиваются за солнцем. Но ходят такие часы только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду цветы закрыты.

(Слайд)

-Ребята, почему такие часы называют «живыми»?

(птицы, цветы)

- Время шло, и люди продолжали придумывать более надежные часы: водяные. Посмотрите, как с помощью таких часов можно измерить время.

(проведение опыта)

(Два сосуда, на стенках которых сделаны отметки, соединены между собой, в крышках сделаны небольшие отверстия, вставлены трубочки. В верхний сосуд наливается вода, которая медленно переливается в другой сосуд за определенное время).

Удобны ли такие часы?

(Нет, за такими часами нужно было следить и вовремя переворачивать их)

- Почему водяные часы?

(время узнавали с помощью воды)

- Стали люди придумывать часы, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, зимой и летом. И придумали. Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри песок, который пересыпается из верхнего пузырька в нижний за определенное время.

Это песочные часы. (слайд)

Сравнить часы: 1 мин; 5 мин;- определить, где какое время.

Вот такие часы придуманные в древности, но применяются до сих пор.

- С помощью волшебных стрелок переместимся в старину

«Время – что это такое?

Говорят – оно живое.

Ходит, бегает, летит

И на месте не сидит.

Стрелки мы переведем,

В старину мы попадем».

В: Как вы думаете, а какими часы были в старину?

(ответы детей)

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. У них есть заводная головка, чтобы они не останавливались, их надо заводить. Такие часы назывались механическими.

- Почему назывались механическими?

(внутри есть механизм)

-Первые механические часы были большие, в домах не помещались, их вешали на башнях, зданиях вокзалов, театров и назывались они уличные и башенные. Самые знаменитые часы России –Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

(послушайте бой курантов)

- Ребята, как называют человека, который обслуживает и ремонтирует часы?

(словарная работа – часовщик)

-Большие часы были очень неудобны, мастера стали изобретать часы меньше по размеру:

•Их вешали на стену, назывались (настенными);

•А как назывались часы, которые стоят на полу (напольные);

•Часы, которые будят по утрам (будильник);

•Часы, которые носят в кармане (карманные);

А есть уже давно часы, которые называют «скелетоны». Почему?

(Их корпус прозрачный и через них видно, что происходит внутри. Видно, какие детали двигаются, какие нет)

(картинка)

Физкультминутка: наклоны в правую и левую

Тик –так, тик –так, сторону.

В доме кто умеет так

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт. Дети приседают в глубокий

А в часах сидит кукушка, присед.

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время хлопки в ладоши

Снова спрячется за дверью.

А часы идут, идут ходьба на месте

Иногда вдруг отстают замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат бег на месте

Словно убежать хотят

Если их не заведут, хлопки в ладоши.

То они совсем встают

В: Пора перемещаться в наше время, в современность

(слайд)

«Время – что это такое?

Говорят – оно живое.

Ходит, бегает, летит

И на месте не сидит.

Стрелки мы переведем,

В наше время мы попадем».

-А какие часы есть у вас дома, какими часами пользуются ваши родители, бабушки, дедушки, в детском саду?

(наручные часы, настенные часы, часы – кулон, часы – браслеты, часы-перстень).

Современный человек продолжает пользоваться механическими часами до сих пор, но были изобретены часы электронные и кварцевые. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током. У механических часов есть часовая и минутная стрелка. У электронных – время показывает светящееся табло. А самые точные часы в наше время – атомные, которые за 6000000 лет отстают на одну секунду.

- Ребята, история часов очень интересна. Сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотрев разные часы (песочные, механические, электронные, часы с кукушкой, кварцевые, детские). Чем они похожи и чем отличаются?

(ответы детей)

-Вот картинки с изображением часов разных времен, все они найдут свое место на «реке времени»

(Обращаю внимание как дети раскладывают картинки, подвожу итог)

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательная область познание, природное окружение) «Путешествие к деду Природоведу» (ОО «Познание. Природное окружение») (старшая группа) Провела: воспитатель Горячева О. В. Программное содержание:.

Конспект итогового занятия с детьми средней группы (образовательная область: «познание») Путешествие с Барбоскиными Программное содержание: Закреплять счетные умения в пределах 9, количественный и порядковый счет. Закрепить знания о геометрических фигурах,.

Конспект НОД в подготовительной группе. Образовательная область «Познание» «Откуда пришла книга» Задачи: 1. Развивающая. Закрепить понятие, как делается книга. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую.

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: познание «Весна. Животные и птицы весной» Доминирующая область: познание. Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество,.

Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет. Путешествие по реке времени «История ложки» Тема образовательной деятельности: Путешествие по реке времени «История ложки» Методы и приемы реализации содержания занятия - беседа.

Конспект НОД по ФЭМП (образовательная область «Познание») в подготовительной группе «Новости из Простоквашино» МБДОУ МО Плавский район – детский сад п. Молочные Дворы Конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию.

Конспект занятия культурно-познавательного типа «Путешествие по реке времени донского края» Цель: создать условия для развития познавательного интереса через приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и быту донского.

Конспект занятия-презентации «История часов» (для детей средней группы) История часовПод тиканье часов воспитатель читает загадки. • Две девицы, две подруги Ходят вместе, друг за другом Только та, что подлиннее.

Конспект занятия во второй младшей группе, образовательная область «Познание»Конспект занятия во второй младшей группе, образовательная область «Познание» "Дело было в феврале"Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в мир часов и времени» Цель: Познакомить детей с разными видами часов и их назначением. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с историей возникновения часов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»
Опубликовано: 13 марта 2017 в 10:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Харламова (УИ 1073982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД