Ольга Харламова
Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область : Познавательное развитие
Вид деятельности детей:
- познавательно-исследовательская,
- двигательная,
- коммуникативная,
- продуктивная
Тема образовательной деятельности : Путешествие по реке времени «История часов»
Методы и приемы реализации содержания занятия :
беседа с детьми, разъяснение
- использование демонстрационного материала,
Публикация «Конспект занятия (образовательная область „Познание“) „Путешествие по реке времени „История часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- создание ситуации выбора,
- опытническая деятельность,
- постановка проблемы,
- обсуждение
- наблюдение,
- поощрение
- продуктивная деятельность.
Интеграция образовательных областей :
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
-физическое развитие,
-художественно – эстетическое развитие
Возрастная группа: 6-7лет
Цель: Формирование представления детей об истории возникновения часов, их разновидностях, качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательные :
- формировать у детей представления о древних и современных способах измерения времени;
-совершенствовать умение вычленять временную последовательность в предложенном материале, стимулировать интерес к познанию их особенностей и назначения.
Развивающие:
-развивать творческое воображение, логическое мышление, умение делать выводы;
-развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: древность – старина – современность; часовщик, куранты, механизм;
-развивать познавательно-исследовательскую деятельность, целеустремленность в достижении цели.
Воспитательные:
- воспитывать интерес в познании нового;
-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками;
-воспитывать умение договариваться, учитывая интересы других.
Планируемые результаты:
- имеет представления о временных отрезках жизни,
- имеет представления об истории возникновения часов,
- проявляет интерес к исследовательской деятельности,
- оценивает результат своей деятельности,
- свободно общается со сверстниками и взрослыми о свойствах, разновидностях часов.
Организация среды для проведения образовательной деятельности :
Видеоматериал (проектор, ноутбук, презентация).
Наглядные: панно с изображение реки, иллюстрации с изображением часов, художественная литература (информация о часах, песочные часы, различные виды часов, пластмассовые бутылки, трубочки, вода,
Литературная: загадка про часы.
Музыкальные: бой Кремлевских курантов.
Оборудование: листы бумаги, простые, цветные карандаши, стаканы.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты :
Беседы: «Какие часы были давно», «Что мы делаем в разное время», «Часы моей бабушки», «Что случится, если часы будут идти по –разному»?
Чтение художественной литературы: Баруздин «Стихи о человеке и его часах», Анофриев «Тик – так», Берестов «Без четверти шесть», Степанов «Время».
Знакомство с часами (циферблат, часовая, минутная стрелка).
Дидактические игры: «Который час», «Когда это бывает», «Целое и часть».
Рисование часов, раскрашивание рисунков с изображением часов.
Просмотр развивающих мультфильмов «Тик –так», «Фиксики и часы», «Сказка о потерянном времени», «Математика. Определяем время по часам».
Познавательно – исследовательская деятельность «Что можно сделать за минуту».
Заучивание пословиц о часах.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
«Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда встать,
Когда зарядку начинать».
(часы)
В: Что было бы, если на земле исчезли часы?
(Взрослые не знали, когда идти на работу; дети опаздывали бы в детский сад, школу).
В: Если бы на земле не было часов, то все пошло бы кувырком, не было бы порядка и учета.
Ночь и день длились бы больше положенного времени. Люди не смогли бы вовремя вставать утром и ложиться спать.
Самолеты, поезда, корабли сбились бы с курса.
Часы нам нужны и важны. Они нам помогают узнавать, беречь и правильно расходовать наше время.
В: Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Как мы можем узнать?
(ответы детей)
В: Да, мы можем узнать из книг, энциклопедий, посмотреть в интернете, спросить у взрослых, подумать самостоятельно.
(дети собирают интересную информацию, обсуждают ее с товарищами)
Информация
А еще узнать историю часов, мы сможем, совершив путешествие по «реке времени».
Люди сравнивают время с рекой, потому, что река всегда бежит вперед, также как и время.
На «реке времени» обозначены остановки.
(предлагаю детям вспомнить и назвать их, т. к. они знакомы по занятию «История ложки») : древность, старина, наше время. Каждую остановку мы заполним картинками с изображением часов разных времен. Все картинки найдут свое место на «реке времени».
В: История часов начинается с древних времен.
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое:
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
(проговаривание слов с движениями)
Остановка – древность (слайд)
В: Ребята, какими часами люди пользовались в древности?
(ответы детей)
В: Первым простейшим прибором для измерения времени были – солнечные часы (видео)
(В землю был вкопан столб (гномон, вокруг него нарисована шкала времени. В солнечную погоду тень от столба передвигалась по ней, показывала который час).
Как вы думаете, удобны ли такие часы? Почему?
(в пасмурную погоду нельзя определить время).
А почему они назывались солнечными? (время измерялось по солнцу)
Шло время и люди придумывали другие часы. Какими они были?
Огневые часы:на свечу наносили деления. Свеча сгорая, уменьшалась и по делению можно было определить время (слайд)
Почему огневые? (измеряется с помощью огня).
Узнавали люди время по живым часам. Живыми часами называли птиц и цветы. Солнце еще не взошло, а уже слышен крик петуха. Начинал он петь в 2 часа ночи. Но по пению петуха трудно определить время. Петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик.
В: А как цветы помогали определять время, ведь они говорить не умеют.
(ответы детей) слайд
В: Оказывается, цветы в солнечную погоду открывают и закрывают свои лепестки строго по времени. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно определить время, они дружно раскрываются в 5 часов утра, а к 2-3 часам гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики – цветы луговые, а кувшинки – часы речные. В 7 часов утра открывают свои лепестки и в течение дня поворачиваются за солнцем. Но ходят такие часы только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду цветы закрыты.
(Слайд)
-Ребята, почему такие часы называют «живыми»?
(птицы, цветы)
- Время шло, и люди продолжали придумывать более надежные часы: водяные. Посмотрите, как с помощью таких часов можно измерить время.
(проведение опыта)
(Два сосуда, на стенках которых сделаны отметки, соединены между собой, в крышках сделаны небольшие отверстия, вставлены трубочки. В верхний сосуд наливается вода, которая медленно переливается в другой сосуд за определенное время).
Удобны ли такие часы?
(Нет, за такими часами нужно было следить и вовремя переворачивать их)
- Почему водяные часы?
(время узнавали с помощью воды)
- Стали люди придумывать часы, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, зимой и летом. И придумали. Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри песок, который пересыпается из верхнего пузырька в нижний за определенное время.
Это песочные часы. (слайд)
Сравнить часы: 1 мин; 5 мин;- определить, где какое время.
Вот такие часы придуманные в древности, но применяются до сих пор.
- С помощью волшебных стрелок переместимся в старину
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое.
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит.
Стрелки мы переведем,
В старину мы попадем».
В: Как вы думаете, а какими часы были в старину?
(ответы детей)
Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. У них есть заводная головка, чтобы они не останавливались, их надо заводить. Такие часы назывались механическими.
- Почему назывались механическими?
(внутри есть механизм)
-Первые механические часы были большие, в домах не помещались, их вешали на башнях, зданиях вокзалов, театров и назывались они уличные и башенные. Самые знаменитые часы России –Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
(послушайте бой курантов)
- Ребята, как называют человека, который обслуживает и ремонтирует часы?
(словарная работа – часовщик)
-Большие часы были очень неудобны, мастера стали изобретать часы меньше по размеру:
•Их вешали на стену, назывались (настенными);
•А как назывались часы, которые стоят на полу (напольные);
•Часы, которые будят по утрам (будильник);
•Часы, которые носят в кармане (карманные);
А есть уже давно часы, которые называют «скелетоны». Почему?
(Их корпус прозрачный и через них видно, что происходит внутри. Видно, какие детали двигаются, какие нет)
(картинка)
Физкультминутка: наклоны в правую и левую
Тик –так, тик –так, сторону.
В доме кто умеет так
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. Дети приседают в глубокий
А в часах сидит кукушка, присед.
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время хлопки в ладоши
Снова спрячется за дверью.
А часы идут, идут ходьба на месте
Иногда вдруг отстают замедление темпа ходьбы
А бывает, что спешат бег на месте
Словно убежать хотят
Если их не заведут, хлопки в ладоши.
То они совсем встают
В: Пора перемещаться в наше время, в современность
(слайд)
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое.
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит.
Стрелки мы переведем,
В наше время мы попадем».
-А какие часы есть у вас дома, какими часами пользуются ваши родители, бабушки, дедушки, в детском саду?
(наручные часы, настенные часы, часы – кулон, часы – браслеты, часы-перстень).
Современный человек продолжает пользоваться механическими часами до сих пор, но были изобретены часы электронные и кварцевые. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током. У механических часов есть часовая и минутная стрелка. У электронных – время показывает светящееся табло. А самые точные часы в наше время – атомные, которые за 6000000 лет отстают на одну секунду.
- Ребята, история часов очень интересна. Сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотрев разные часы (песочные, механические, электронные, часы с кукушкой, кварцевые, детские). Чем они похожи и чем отличаются?
(ответы детей)
-Вот картинки с изображением часов разных времен, все они найдут свое место на «реке времени»
(Обращаю внимание как дети раскладывают картинки, подвожу итог)