Лучший педагог года

Конспект занятия «Обучение грамоте» в подготовительной группе для детей с ТНР

Линникова Людмила
Конспект занятия «Обучение грамоте» в подготовительной группе для детей с ТНР

"Обучение грамоте" (подготовительная группа, для детей с ТНР)

Занятие 1.

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятиями "звуки" (речевые и неречевые)"

Цель: Подготовить детей к занятиям по обучение грамоте, сформировав первоначальное представление об артикуляционном аппарате и ключевом понятие - "звуки" (речевые и неречевые).

Публикация «Конспект занятия „Обучение грамоте“ в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах

Задачи:

1) Коррекционно – образовательные:

• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2) Коррекционно – развивающие:

• Развивать фонематический слух, слуховое внимание, слуховую память;

• Развиватькоординацию движений,артикуляционную и мелкую моторику.

3) Коррекционно – воспитательные:

• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

• Воспитывать интерес к занятиям, коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы: ноутбук, магнитная доска, презентация - "В мире звуков", карточки (приложение 1-2).

Литература и интернет - ресурсы:

https://www.maam.ru

Этапы занятия :

1. Организационный момент.

Знакомство с правилами поведения на занятии.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятие мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, ориентации в собственном теле (Знакомство с Феей тишины).

Что такое тишина?

В гости к нам она пришла.

С ней услышим ветерок,

Как колышется листок

С тишиной услышим птиц,

Что спустились с веток вниз.

Песню стрелок на часах

Тик-так, тик - так

С нами фея Тишина

В уголке сидит она.

Игра «Мир звуков».

Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки: (шуршание бумагой, резание бумаги ножницами постукивание по разным предметам и т. д.)

А теперь поиграем в игру: «Угадай что звучит» (воспроизвести те же звуки за ширмой).

Что мы сейчас делали? (Слушали звуки)

Чем мы слышим звуки? (Ушами)

Уши – это органы слуха.

Что нужно сделать, чтобы не повредить наш слух? (Мыть уши, чистить, закрывать их в холодную погоду головными уборами, нельзя кричать в ухо, нельзя класть мелкие предметы и т. д.)

Игра "Рука, ухо, нос"

Подними вверх правую руку, правой рукой задень левое ухо, левой рукой покажи нос и. т. д.

Материалы и оборудование: Фея тишины, ширма,

материал для игры "Угадай что звучит" : шумовые инструменты, бумага и ножницы, стаканы с водой, коокольчик, погремушка, свисток и др.

6. Знакомство с терминами: «Неречевой звук», «речевой звук».

Вы, уже, слышали как звучат разные предметы.

И все живые существа тоже издают звуки.

Послушайте стихотворение «Разные звуки» :

Где-то собаки рычали:

Р-р-р-!

В стойле коровы мычали:

Мммууу!

В комнате мухи жужжали:

Жжж!

Мимо машины бежали:

Тр-р-р!

Гудели от ветра все провода:

Зззнь!

Капала к кухне из крана вода:

Динь!

Перекликались в ночи поезда:

Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

Тсс!

Змеи в лесу шипели:

Ш-ш-ш…

А комары всё пели:

З-з-з!

Непоседа мячик днём и ночью скачет.

Успокоиться не хочет:

Пам! Пам!

Куклы кашлляют в постели

Днём мороженое ели!

К-х-х! К-х-х!

(Э. Нийт. Перевод с эстонского Е. Ракеева)

Звуки издают предметы и животные, а мы с вами говорим!

Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, из слогов-слова. Мы будем учиться слышать и произносить речевые звуки.

Ноутбук,презентация "Мир звуков" .Приложение 1. Приложение 2.

5. Физминутка:

Наши уточки с утра,

кря-кря-кря, кря-кря-кря

(идут по кругу в перевалочку подражая походке утки)

Наши гуси у пруда,

га-га-га, га-га-га,

(идут по кругу вытянув шеи и отставив руки назад)

Наши курочки в окно,

ко-ко-ко, ко-ко-ко.

(останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя - петушок,

раным-рано по утру

нам споёт "ку-ка-ре-ку!"

(поворачиваются спиной в круг, встают на носочки и произносят - "кукуреку!") Видеоролик к физминутке.

6. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Что нам помогает произносить звуки? (Язык, губы)

Мы произносим звуки ртом.

Наш рот – домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями-

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

(Н. В. Новоторцева)

В каждом домике есть дверь и не одна.

Первая дверь - губы, вторая дверь-зубы.

Произнеси: п-п-п-п…б-б-б… они произносятся губами.

Произнеси звук Л. Посмотрите, как прижался язычок к зубам.

В домике есть потолок. Это-нёбо (пощупайте языком).

Поднимите язык за верхние зубы. Чувствуете там бугорки? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д. б-б-б…

Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно.

Произнеси звук К. Вы слышите голос? (нет)

Произнеси звук Г. Голос проснулся.

Итак: Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, язык, нёбо, альвеолы, голос, уши)

7. Работа в тетрадях.

Из нарисованных картинок выбрать обвести в кружок только те, которые изображают речевые звуки, картинки с неречевыми звуками - раскрасить.

(Тетради, картинки по теме, карандаши)

8. Итог занятия Повтор материала с приложения.

Итак: звуки. Какие они бывают? (Речевые и неречевые)

Как появляются неречевые звуки?

Как появляются речевые звуки? Приложения 1-2

Публикации по теме:

Конспект логопедической НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР .

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Зима. Зимующие птицы» Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [П] — [Б]» Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме: «Зима». Формирование представлений о труде людей, убирающих город зимой,.

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Наша Родина» Цель: Способствовать выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Задачи: развивать слухомоторную и речедвигательную координацию.

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Задания мудрого ежа»Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Задания мудрого ежа» Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: - Совершенствовать.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Звук [с]. Обучение грамоте, чтению и письму» Тема: «Звук [с]. Обучение грамоте, чтению и письму». Цель: учить правильно произносить звук [с] в словах, предложениях, тексте. Задачи:.

НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Обучение составлению простых предложений из 3–5 слов» НОД в старшей группе с ТНР. Тема занятия: «Обучение составлению простых предложений из 3-5 слов». Цели: -продолжить обучение детей составлению.

Образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гуси-лебеди» Задачи: упражнять в определении наличия звука А в словах, в определении первого звука в словах (А, У О, И, закрепить умение определять.

Обучение грамоте в подготовительной к школе группе В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «В гости к букве С» Занятие по обучению грамоте Тема: В гости к букве С. Цель: Обучение детей различать на слух звуки [с] [с’], знакомство с буквой С. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Обучение грамоте» в подготовительной группе для детей с ТНР
Опубликовано: 12 января 2019 в 16:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД