Приложение МААМ

Конспект комплексного занятия «Осенний лес»

Татьяна Величко
Конспект комплексного занятия «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Как мы провожали осень — интересно и познавательно, активно развивая речь, звуковую сторону…

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы

(развитие речи, окружающий мир).

Тема: Осенний лес. Дифференциация звуков С-С' (изолированно, в слогах, словах, речи).

Цель: развитие навыков дифференциации твердых и мягких звуков на примере С - С' при обобщении темы «ОСЕНЬ».

Задачи: обучающие

Публикация «Конспект комплексного занятия „Осенний лес“» размещена в разделах

1. Обобщить признаки осени, вспомнить перелетных и зимующих птиц, животных и растения осеннего леса.

2. Добиваться умения различать твердый и мягкие звуки С-С' на слух.

3. Совершенствовать фонематический слух.

4. Закрепить произношение звуков С-С' в слогах, в словах, в речи.

5. Подготовка к обучению грамоте (буква С).

6. Дать характеристику звуков С-С': согласный, глухой, твердый/мягкий.

воспитательные

1. Воспитывать желание говорить грамотно, правильно, красиво.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, группе.

3. Развивать творческое воображение.

Оборудование:

• картинки (деревья): осина, ясень, лиственница, сосна, сирень;

• картинки с изображением тучки и птички для каждого ребенка;

• изображения зеленого и синего домиков;

• картинки с изображением перелетных птиц: соловей, лебедь, ласточка, утка, гусь, грач, кукушка, цапля, малиновка, иволга, зяблик, аист, жаворонок;

• картинки с изображением зимующих птиц: голубь, щегол, дятел, галка, дубонос, ворона, снегирь, глухарь, свиристель, тетерев, сорока, воробей, синичка, сова, сойка, клест, синичка гаечка;

• картинки с изображением животных леса: медведь, лисица, кабан, еж, енот, лось, заяц, рысь, волк, белка, барсук.

ПЛАН:

I. Организационный момент – сосредоточить внимание на предстоящей работе.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы - совместно сформулировать тему, используя задание «Слушаем наш звук» - развитие фонематических представлений.

2. Выделение звука на слух – развитие фонематического восприятия - задание «Деревья в заколдованном лесу».

3. Изолированное произношение твердого и мягкого звуков С-С' и дифференциация С - С' изолированно и в слогах - игра «Тучка-птичка».

4. Обучение составления сложноподчиненных предложений с использованием союзов когда, потому что, если бы – развитие грамматического строя речи – задание «Перелетные птицы осенью…»

5. Физ. минутка - двигательная активность и настрой на дальнейшую работу.

6. Произношение звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи:

• дифференциация звуков С-С' в словах – игра «Зимующие птицы в заколдованном лесу…»

закрепить умения образовывать названия детенышей животных - игра «Животные и их детеныши».

7. Предпосылки обучению грамоте: буква С.

8. Развитие умений составлять рассказ по картинкам: «Осенний календарь» - вспомнить осенние месяцы и признаки осени.

III. Итог занятия: звуки С и С', достижения и трудности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

В о с п и т а т е л ь:

Раз-два – выше голова,

Три-четыре - плечи шире,

Пять-шесть – всем сесть,

Семь-восемь – внимания просим!

II. Основная часть

1. Сообщение темы.

В о с п и т а т е л ь:

Ребята! У нас сегодня особенный день – мы пригласили в гости Ее Величество Осень. На нее пришли посмотреть и наши друзья. Но нашей гостьи до сих пор нет. Одну минуточку! - посмотрите…нам доставлен конверт…с большими печатями. Чтобы его открыть, нам надо отправиться в заколдованный лес. А заколдован он потому, что все в лесу - деревья, птицы, животные – имеют в названии какой-то одинаковый звук. Послушайте внимательно, что это за звук. (Воспитатель читает четверостишие и фразы, выделяя голосом звук С в словах).

Игра «Слушаем наш звук».

Осенний лес особенно красив,

Осиновые листья покраснели…

И лес становится все меньше «говорлив»,

И небеса сильнее посинели.

Закончи фразу:

Под ветра осеннего свист слетает осиновый … (лист).

Наступила осень, но не для стройных … (сосен).

В о с п и т а т е л ь:

О каком времени года идет речь? (осень).

Какой звук особенно часто встречается в этих словах? (звук С).

Вспомним, звук С согласный или гласный? (согласный).

С – согласный, потому

Что преграда есть во рту –

Наш язык создаст преграду,

Свист получим мы в награду!

Вспомним, какой звук С - звонкий или глухой: послушаем, поет ли голосок в горлышке –(положить ладошку на шею и произносить ССС) – голосок не поет; или звенит или нет в ушках (закрыть ладошками уши и говорить ССС) - не звенит. Звук С – глухой.

2. Выделение звука на слух.

Задание «Деревья в заколдованном лесу».

В о с п и т а т е л ь: А вот и наш заколдованный лес. В нем растут только те деревья, в названии которых есть звук С. Я называю деревья, а вы внимательно слушайте, и скажите, когда услышите звук С. Это дерево мы «расколдуем» в нашем лесу: береза, осина, дуб, ель, сосна, ясень, клен, сирень, рябина, лиственница.

(На доске закреплены на магнитах деревья: сосна, осина, лиственница, ясень и куст сирени в «осенних» тонах, но изображением развернутые к доске. При правильном определении звука в названии дерева его переворачиваем изображением к детям.)

3. Изолированное произношение твердого и мягкого звуков С-С' и дифференциация С - С' изолированно и в слогах.

Игра «Тучка-птичка» (картинки с тучкой с ветром и птичкой).

В о с п и т а т е л ь:

А теперь послушайте рассказ. Сердитый осенний ветер разгулялся в нашем лесу. Поет он злую сердитую песню: «С-С-С…». А на кусте птичка сидит. Слышит- ветер сердитую песню поет: С-С-С. и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная: «С'-С'-С'…».

Как пел ветер? (С-С-С)

Как пела птичка? (С' - С' - С')

Какая песня у ветра? (сердитая)

Какая песня у птички? (ласковая)

В лесу много раздается разных песенок, вы услышите разные песенки, будете показывать мне одну из картинок: если песня ласковая – птичку, если песня сердитая – тучку.

С-С-С

СЬ-СЬ-СЬ

СЫ-СЫ-СЫ

СУ-СУ-СУ

СЕ-СЕ-СЕ

СА-СА-СА

4. Составления сложноподчиненных предложений с использованием союзов когда, потому что, если бы.

Задание «Перелетные птицы осенью…»

В о с п и т а т е л ь:

Холод принес в лес осенний ветер. Перелетные птички стали собираться в теплые края. Закончи предложение:

Когда наступают холода … (перелетные птицы улетают в теплые края).

Птицы улетают потому что (в лесу становится холодно и голодно).

Если бы перелетные птицы не улетели… (они бы погибли от холода и голода).

5. Физ. минутка.

Ветер дует нам в лицо (Руки перед собой, движение руками к лицу)

Закачалось деревцо. (Руки вверх, качаем руками).

Ветер тише, тише, тише – (Движения рук от лица).

Деревцо все выше, выше! (Тянемся вверх).

6. Произношение звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Дифференциация С - С' в словах.

Игра «Зимующие птицы в заколдованном лесу…».

В о с п и т а т е л ь:

Отправились перелетные птицы в теплые края, а зимующие помогут нам расколдовать наш лес: но только птички со звуком С в названии попадут в лес. А в лесу холодно, и только два теплых гнездышка укроют пташек от мороза. Но гнезда тоже не простые: синее гнездышко примет птиц с твердым звуком С, а зеленое – согреет птиц с мягким звуком СЬ в названии. Возьмите картинку с птичкой и поселите скорее в гнездышко!

(Ребенок произносит полное предложение: «В осенний лес я поселю снегиря».)

Птицы: голубь, щегол, дятел, галка, дубонос, ворона, снегирь, глухарь, свиристель, тетерев, сорока, воробей, синичка, сова, сойка, клест, синичка гаечка.

Словообразование.

Игра «Животные и их детеныши».

В о с п и т а т е л ь:

Ребята! В нашем лесу уже расколдованы осенние деревья, зимующие птицы, но кого здесь не хватает? Как вы думаете, кто еще должен жить в нашем лесу? (Животные). Каких животных мы знаем? (медведь, лисица, кабан, еж, енот, лось, заяц, рысь, волк, белка, барсук).

Но только животные со звуком С в названии попадут в лес. А в лесу их ждут их детеныши. Чтобы встретиться детенышам и родителям, надо правильно назвать малышей. Например, у лисы детеныши – лисята.

7. Буква С.

В о с п и т а т е л ь:

Мы расколдовали наш осенний лес. Сняли печати с конверта, но осталась одна печать. И задания все закончились. Что же делать? (Стук в окошко). А это что такое? Какая – то коробочка… А в ней – капельки… Но они бесцветные, грустные. Какими осенними цветами на звук С должны быть окрашены капли? (серый и синий). Попробуем сказать волшебное слово (воспитатель шепчет заклинание над коробочкой, в которой находятся цветные капельки). Получилось! Теперь мне понятно, для чего эти капли. Надо из них сложить букву С! Букву мы видим и пишем, в отличие от звука, который мы говорим и слышим.

А вот и наша буква С (пишу образец).

Задание: кто быстрее и красивее выложит букву С из капелек, тот и вскроет последнюю печать на конверте. Девочки работают с синими каплями, а мальчики – с серыми.

8. Развитие умений составлять рассказ по картинкам. «Осенний календарь».

Молодцы! Вот и послание от нашей главной героини – Осени. Она уже уходит, прощается с нами, ей надо закончить много важных дел. Для нас она прислала подарок – послание, чтобы мы помнили о ней, ждали ее в следующем году, не скучали. Ведь следом за осенью наступает время декабря – зимнего месяца, а значит, скоро Новый год.

А вот и подарок: (цветные картины с изображением осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Календарь я открываю,

Чудо-осень наблюдаю.

Первым к нам сентябрь спешит,

Все деревья золотит.

А за ним заоктябрило,

Небо тучами закрыло.

Вот ноябрь приходит хмурый,

И становится все бурым.

А вам какой запомнилась эта осень? (Описываем осень, ее признаки).

III. Итог занятия

Какие звуки помог нам попрощаться с осенью? (Звук с –согласный, глухой, С/С').

Какое задание было самым трудным?

Какое задание было самым интересным?

Что запомнилось больше всего?

Все мы были молодцы! Осень обязательно к нам придет в следующем году, а мы будем рады ее встретить!

Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Осенний лес»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 10:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия «Осенний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Величко (УИ 240495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД