Ирина Кулагина
Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
1 год обучения
Предмет «Основы общей и театральной культуры»
Занятие №2
Тема: «Особенности театрального искусства»
План-конспект учебного занятия
Ф. И. О. педагога – Кулагина Ирина Леонидовна
Публикация «Конспект занятия „Основы театрального искусства“ по предмету „Основы общей и театральной культуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Вид образовательной деятельности – театральное творчество
Название образовательной программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр»
Направленность программы – художественная
Место учебного занятия в программе – Предмет «Основы общей и театральной культуры»
Место проведения – структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Созвездие»
Время проведения – октябрь
Краткая характеристика группы –группа первого года обучения, возраст учащихся 7-9 лет
Тип занятия – объяснение нового материала
Форма занятия – Занятие - беседа
Тема: «Особенности театрального искусства»
Цель занятия : Знакомство учащихся со спецификой театрального искусства
Задачи: 1. Сформировать представление о театральном искусстве, как синтезе различных видов искусства. 2. Развивать внимание, фантазию и воображение. 3. Снять психологический зажим. 4. Воспитывать умение слушать. Воспитывать интерес к театральному творчеству.
Хронометраж занятия : 90 минут
I этап - организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания.
Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите, рассаживайтесь! Мне очень приятно видеть вас сегодня на занятии! Сегодня мы с вами поздороваемся друг с другом не как обычные люди, а под музыку. Подумайте и изобразите жесты и движения в такт музыки.
Игра «Приветствие»
Педагог: Замечательно! А сейчас для того, чтобы мы еще лучше друг друга узнали, поиграем в игру «Меня зовут… Я». Вы называете свое имя, а затем говорите про себя, какой или какая я, то есть даете себе характеристику, отвечая на этот вопрос на букву своего имени. Итак, начали!
Игра «Какой я»
Педагог: Порядок везде, в каждом, во всем! Итак, давайте все вместе наведем порядок, создадим атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить! Сядем мы с вами в полукруг. А почему? Молодцы! Только сидим мы с вами немного не так. Давайте попробуем сесть по росту, от самого низкого к самому высокому. Очень хорошо. Возьмитесь за руки, передайте друг другу свое хорошее настроение с помощью посланного импульса.
Игра «Искра»
Педагог: Хорошо! Приготовились! Следующее упражнение. Медленно: «вдох – нос, выдох – рот», как йоги! Успокоились!
Упражнение «Йоги» (6 раз)
Педагог: Приготовимся к творческому процессу! Успокоимся. Начинаем зарядку слухового аппарата.
Разминка «Тишина»
Педагог: Какие ассоциации, мысли, размышления, аналогии вызывают услышанные вами звуки? Встали. Рот на зевок, руки в замок – потянулись. Достали потолок, пол, подросли… Встряхнулись!
Итак, начинаем занятие!
II этап - проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
Педагог: На прошлом занятии мы с вами узнали, что такой страны, как театр нет на карте. Но такая страна существует, и зародилось театральное искусство очень давно. Как вы понимаете слово «искусство»? Ребята, скажите мне, пожалуйста, что вы узнали на прошлом занятии? Кто нам может рассказать? Что такое театр? Где можно увидеть истоки театра? Где зародилось театральное искусство? Как называлась площадка, где выступали актеры? Какие театры вам еще запомнились? Какие виды искусства встречаются в театре? Кто для спектакля рисует декорацию и эскизы костюмов? Правильно, художник. А кто сочиняет музыку? Правильно, композитор. А кто шьет костюмы? Правильно, швеи. А кто выдает костюмы актерам? Костюмер. А кто готовит с актерами танцы? Хореограф. Молодцы. Кто репетирует с актерами, кто указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации и так далее? Конечно же – это режиссер. Кого можно назвать душой театра? Хорошо!
III этап - подготовительный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности
Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране театра. Тема нашего занятия : Особенности театрального искусства. Вы узнаете, чем же театральное искусство отличается от других. Слайд 1. Сядьте удобно, чтобы всем был виден экран.
IVэтап - основной Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний
Педагог: Слайд 2. Какие только перемены не происходили на земле — эпоха следовала за эпохой, один народ сменял другой. Слайд 3. Возникали и исчезали государства, страны, в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою. Слайд 4. Но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра. Слайд 5. Искусство сцены, родившись в глубокой древности, в разные времена собирало зрителей. Спектакли развлекали, воспитывали, чему-то учили. С приходом телевидения и компьютеров, театр не исчез, не растворился (как ему это не предрекали, ведь сиюминутное театральное искусство творится на глазах у зрителя и вместе с ним, а значит, доставляет удовольствие и всегда является настоящим праздником. Слайд 6. Театр относится к игровому, зрелищному виду искусства. Как вы понимаете слово «зрелище»? Как и любой вид искусства (музыка, живопись, литература, театр имеет свои особенности, отличающие его от других видов искусства. Слайд 7. Театр – искусство синтетическое. Театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника, композитора. Другими словами, спектакль соединяет в себе разные виды искусств : музыку, изобразительную деятельность, литературу и многое другое. Слайд 8. Театр – искусство коллективное. Чтобы получился спектакль такой, каким его увидит зритель, нужно потрудиться многим людям. Актеру помогают многие творческие и технические работники театра. Таким образом, спектакль – это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Слайд 9. Театральный спектакль – это особое действие, разыгранное в пространстве сцены. Театр это то, что мы видим на самом деле и, одновременно, то, что можно придумать. В театре мир остается миром людей и для людей. События, разворачивающиеся на сцене, – не жизнь, а лишь то, что мы видим в жизни. Сама сцена, игровая площадка сделана для того, чтобы отделить публику от места, где разыгрывается представление, создать особое пространство, на котором разворачивается действие. Сцена и занавес помогают созданию мира театральности. В театральной игре в игровое действие вступают актеры между собой, а также вся постановочная группа со зрителем, который является полноправным участником театральной игры. Слайд 10. Театр – искусство живое, сиюминутное. Оно создается на глазах и при живом участии зрителей и «исчезает, как только замолкли актерские голоса и упал сценический занавес»; это «живое действие, это жизнь в образе» (Г. Бояджиев). В отличие от всех прочих видов искусства – изобразительного, словесного и даже музыкального, произведения которых на долгое время сохраняются в качестве памятников, произведение театрального искусства – спектакль – не сохраняется в качестве памятника искусства, по которому мы могли бы судить об историческом прошлом явления. Жизнь театрального спектакля относительно кратковременна. Например, работа актеров кино отснята на пленке, зритель может пересмотреть кинофильм не один раз. А спектакль закончился, зритель ушел из театра. Слайд 11. Основа искусства театра - действие, сценические события, следующие одно за другим, существующее в настоящем, общем для актера, сценического места и зрителя. Спектакль – это действие, развертывающееся во времени и пространстве, когда актер (то есть «действующий») предстает перед зрителем, действуя (один или в коллективе) от лица созданного им художественного образа. Действие проявляется как возникновение и разрешение конфликта между персонажами, между персонажами и ситуацией. Из чего же складывается действие, мы поговорим с вами на последующих занятиях. Слайд 12. Давайте, посмотрим на экран и вспомним с вами отличительные признаки театрального искусства. Очень хорошо.
Педагог: Сейчас мы с вами немного отдохнем и устроим «Литературный конкурс сказочных героев». Каждый по очереди встает и читает с максимальным «выражением», красиво 4 строчки любого стихотворения от лица любого сказочного героя. Есть одно условие: Чтение стихотворения начинать со слов «Ничего я не боюсь, потому что я … Змей Горыныч».
Педагог: Спасибо, ребята! Вы все были неотразимы! Все очень старались! Мне хотелось бы услышать ваше мнение о том, кто был более эмоционален и интересен вам в показе этого этюда. Высказывания детей.
Педагог: Хорошо! Значит, самым интересным сказочным героем был сегодня…. Мне хочется его поблагодарить. Ну, а со стороны зрителей самая большая благодарность: это -аплодисменты!
Педагог: Ну, а сейчас я предлагаю сыграть в игру, уже знакомую для вас «Нос, пол, потолок».
Игра «Нос, пол, потолок»
Педагог: Помните, ваша задача: указать на то, что слышите, а не на то, что видите. Понятно? (Проводится игра). Молодцы, ребята. Эта игра на развитие внимания. Хорошо! Сейчас я предлагаю вам встать свободно по всей свободной площадке. Вы будете перемещаться по ней под музыку, а я буду давать вам команды к действию. Ваша задача: не раздумывая, их выполнить.
Педагог: Пожар! Паника! Кораблекрушение! Шторм! Ветер! Дождь! Ураган! Темнота! Жара! Ссора! Молодцы! Все старались передать чувства в зависимости от ситуации. В другие игры мы сможем поиграть с вами на следующих занятиях.
Педагог: А сейчас, я предлагаю сесть на стульчики по алфавиту. Хорошо!
V этап -контрольный Выявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция Педагог: Мы сегодня очень славно потрудились.
Педагог: Ребята, мы с вами узнали сегодня очень много нового. Кто помнит тему нашего занятия? А кто может сказать, для чего нужен был театр в разные времена? Сейчас век электроники, кино, телевидения. Смогла ли эта эпоха уничтожить театр? Что для человека театр? К какому виду искусства относится театр? Как вы понимаете слово «зрелище»? Какие особенности театра вы запомнили? Какие виды искусств объединяет в себе театральное искусство? Людей каких профессий можно назвать создателями спектакля? Где происходит действие спектакля? Почему театр называют искусством живым, сиюминутным?
VI этап - итоговый Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Педагог: Ребята, сегодня вы все успешно поработали, узнали много нового. Хорошо справились с заданием. Вы все молодцы! У вас получились замечательные образы, которые вы создавали в этюдах и упражнениях. На последующих занятиях мы продолжим пополнять свои знания о театре и узнаем об этой прекрасной стране много интересного.
VII этап - рефлективный Мотивация детей на самооценку. Педагог: Скажите мне, пожалуйста, что вам запомнилось, понравилось сегодня?
Каковы были задачи? Что решили? Что было не понятно? Кому было хорошо на занятии? Почему? Кто получил творческое удовлетворение? Что у вас сегодня получилось? Что понравилось в собственной работе? Кто верил в свой успех?
VIII этап - информационный Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Педагог: Дети, сегодня на занятии мы очень много работали. Если сегодня у кого-то что-то не получилось, получится обязательно в следующий раз. Желаю вам удачи!
Педагог: Спасибо вам за внимание! Успехов всегда и во всем! Вручаю вам смайлик и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии, ответив на вопросы друзей.
Игра «Поговори с друзьями»
Педагог: Спасибо за работу! Очень рада буду с вами встретиться на следующем занятии! До свидания! Вопросы.