Конспект занятия «Пищевые цепочки в лесу» по ДОП по экологии

Татьяна Туева
Конспект занятия «Пищевые цепочки в лесу» по ДОП по экологии

Конспект занятия «Пищевые цепочки в лесу» по ДОП по экологии

Задачи. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Содержание. Бывали ли вы в лесу? Похож ли лес на многоэтажный дом? Давайте вспомним рассказ Пришвина «Этажи леса», кто живет в этом доме на разных этажах?

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу: разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники, ястребы и орлы.

Мы с вами говорили, что все в природе соединены невидимыми нитями, послушайте рассказ «Цепочки в лесу»

А теперь заглянем с тобой в лес. На первый взгляд он кажется пустым – одни деревья. Он не сразу откроет перед тобой свои секреты, но когда ты хорошенько присмотришься к нему, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме свое место и свое дело. У гусеницы место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него острыми челюстями. Если прислушаться, даже хруст слышно. На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала, спелый ли, и потащила в норку про запас. А в стволе дерева, под корой, проедает – пропиливает свой ход личинка жука-усача. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается. Масса всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору дерева, а уж о семенах, орехах да желудях и говорить нечего. И, кажется, если дать гусеницам, жукам да мышам волю – они весь лес съедят! Только не случится этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывают. Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу – цап! – и понесла в гнездо, птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, нырнула в мышиную норку – и нет мыши. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор, и стал долбить дырку. Вытащил личинку усача, а она большая, вкусная. Не зря старался. Но и за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить. И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, гусеницам – без листьев, всем вместе – без леса. Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее – пищевая цепочка. Основание пищевых цепочек, их первое звено – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено в цепочках – все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки и такие большие звери, как олени и кабаны. Третье звено – охотники, самые разные. Тут и мелочь вроде жуков-красотелов – истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц – они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывают. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями. А еще выше – четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные птицы и звери, которые могут охотиться и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить. Теперь пришло время запомнить второй очень важный закон: в природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.

Физкультминутка «Добрый лес»

Педагог предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу.

1 задание. Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доску (растения должны быть изображены с плодами и семенами).

2 задание. Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их ниже на доске (гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные: мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны.)

3 задание. Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на доске ниже растений (насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники).

4 задание. Поместить изображения животных- хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц (волки, рыси, медведи, хищные птицы).

Подвести детей к выводу: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты?

А кто же накормит растения? (им нужно для роста и развития - солнце, вода, воздух).

- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

- Если исчезнут деревья?

- Если пропадут цветы? (объясняют к чему приведет нарушение «цепочек»).

Можно ли включить в «пищевые цепочки» человека? (человек может попасть в любую часть «цепочки», но он не должен просто так нарушать жизнь растений и животных).

- Как может человек использовать растения леса?

- А что он должен делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (выбирают знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу)

- А как человек может использовать животных леса?

Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают.

Работа в тетради.

Предложить составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных (показывает образец: Цветок- бабочка- синица- сова; Дуб, желуди- мыши- лисица).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии «На лесных тропинках» Цель: - создание условий для формирования у ребенка экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.

Конспект ОД по познавательному развитию «Пищевые цепочки в лесу» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологииКонспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологии Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Задачи. Формировать.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Конспект занятия «Пищевые цепочки в лесу» по ДОП по экологии
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 04:19
+305Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 113.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 февраля. День опытов и экспериментов на МААМ

Не прекращаются занятия в научных лабораториях маленьких исследователей. Лаборатории эти являются важными элементами развивающей среды. Они заводятся педагогами в детсадовских группах для развития у детей...

22 февраля. День игрушек из капрона на МААМ

Синтетическое вещество, названное впоследствии нейлоном, было открыто в 1930 году, но первое изделие из него появились только спустя семь лет — им стала зубная щетка. А еще через два года корпорация...

Загадки, стихи и скороговорки на букву «М»
Загадки, стихи и скороговорки на букву «М» Загадки 1. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной …...
День доброты. Фотоотчет
День доброты. Фотоотчет. "Доброта — это то, что может увидеть слепой и услышать глухой». Марк Твен В ритме жизни современного человека, когда нет...
Сценарий утренника «Мы — будущие защитники России» в подготовительной группе
Задачи: Способствовать гармонизации детско-родительских отношений; знакомить детей с традицией празднования Дня Защитника Отечества; совершенствовать...