Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
Задачи: учить детей сравнивать филимоновские и дымковские игрушки между собой; закрепить знания о составлении узора; учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Филимоновская игрушка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Материал: филимоновские и дымковские игрушки, дидактическая игра «Третий лишний», бумажные силуэты филимоновских игрушек, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой; образцы, выполненные педагогом; стихотворения В. Лазарева «Филимоновская игрушка», Н. Цысь «Филимоновские игрушки».
Содержание
организованной деятельности
Вводное слово педагога.
Педагог оформляет выставку филимоновских и дымковских игрушек и предлагает детям сравнить их.
Воспитатель: Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки? (Они белые, украшены узором и пр.) А чем они отличаются друг от друга? (У них разные узоры.)
Педагог проводит дидактическую игру «Третий лишний». Детям предлагаются две картинки. На первой из них нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушки. На другой – две дымковские игрушки и одна филимоновская.
Цель игры: показать и рассказать, какая игрушка лишняя и почему.
Беседа педагога.
Педагог рассматривает с детьми представленные на выставке филимоновские игрушки.
Воспитатель:Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название.) Так и назвали эти игрушки – филимоновские. (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам. (Показывает.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка. Кто это? (Корова.) Верно, это корова, у коровы длинное вытянутое туловище, маленькая голова и очень короткие ноги. А какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на этой игрушке? (Полоски, кружочки, точки.)
Воспитатель: Вот перед вами сударушка (показывает). Какие элементы росписи вы видите? (Елочки, треугольники и цветочки.) Какие основные цвета встречаются в филимоновской росписи? (Красный, зеленый, желтый.) Посмотрите, ребята, сколько у меня игрушек.
Педагог читает стихотворение В. Лазарева «Филимоновская игрушка» и выставляет игрушки для рассматривания.
О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы-бабоньки,
Игрушки-соловьи!
В. Лазарев
Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка, это свистулька. (Педагог показывает, как можно свистеть на этой игрушке.)
Воспитатель:В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая изящную красивую форму. Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера. Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
Дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.
Воспитатель:Что на них нарисовано? (Кружочки, клеточки, полоски, точки.) Какого цвета? (Ответы детей.) Игрушки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Народные умельцы работали зимой в свободное от сельских трудов время. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки.
Физкультминутка
Практическая часть.
Воспитатель:Ребята, хотите тоже расписать игрушки? (Да.) Выберите понравившийся бумажный силуэт филимоновской игрушки и украсьте его по своему усмотрению. Узор нарисуйте на своем силуэте, а если вы забыли какой-нибудь элемент узора, посмотрите на мои образцы (показывает несколько вариантов).
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Педагог индивидуально помогает тем, кому трудно справиться с какими-либо элементами.
Итог (рефлексия)
В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать. По окончании анализа педагог предлагает детям прочесть заранее выученное стихотворение о филимоновской игрушке:
Мы к искусным мастерицам
Приглашаем Машеньку
Пройтись по русским улицам
И вылепить свистульку.
Филимоновская игрушка –
Древнерусский промысел,
Детская потешка
На ярмарке ремёсел. Мы из глины их лепили,
В деревенской сушили печи.
Всех гостей мы зазывали,
К чаю вылепили калачи…
Мы гусиным пёрышком
Расписали чашку,
Девицу в платье розовом
И купцу рубашку…
Н. Цысь