МААМ-картинки

Занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Если мы едины, мы непобедимы»

Ирина Васильева
Занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Если мы едины, мы непобедимы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитывать интерес детей дошкольного возраста к истории своей страны.

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «Смутное время», «народное ополчение»;

Дать представление об основных событиях, которые поспособствовали появлению праздника «День народного единства»;

Познакомить с историческими личностями Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским;

Продолжать воспитывать интерес к отечественной истории;

Способствовать развитию образного мышления, творческого рассказывания и умения полно и точно отвечать на поставленные вопросы;

Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе „Если мы едины, мы непобедимы“» размещена в разделах

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам.

Методы и приё мы: беседа, составление рассказа по картине, здоровье сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка; ИКТ.

Предварительная работа: беседа на тему «Моя Родина – Россия», «Знакомимся с историей России», чтение Б. Житков «Москва», «Князь Дмитрий Пожарский» под редакцией Д. В. Евдокимова, рассматривание картин по теме «Смутное время».

Оборудование: презентация, видеоматериалы, кинопроектор или ноутбук, запись музыки (марш, глобус или карта,

Ход занятия:

Воспитатель:

- Как называется наша страна? (ответы детей)

- Как называемся мы с вами, граждане России? (ответы детей)

- Какие государственные символы вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: У нашей страны очень красивое название – Россия. Это наша Родина, это наша родная страна (показывает на карте или глобусе). Родина – это то, что объединяет всех людей живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке, все горячо любим Родину.

А всего этого могло бы у нас и не быть, если бы очень-очень давно люди не объединились и не спасли свое государство. Так давайте же узнаем, как это было.

(дети стоят в кругу) Для этого нам нужно с вами попасть в прошлое, на 400 лет назад. Давайте, закроем глаза, произнесем заклинание и покружимся вокруг себя 3 раза.

Волшебство сейчас начнется,

Стоит ручками взмахнуть.

Нам всем ярко улыбнется,

Позовет в далекий путь.

(дети садятся на стульчики)

Мы с вами оказались в 17 веке.

А сейчас какой век?

Правильно, 21 век. В одном веке 100 лет. Значит, мы с вами окунулись на 400 лет назад. В России в то время началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. В стране не соблюдались законы, было много обмана, многие хотели быть правителем. Поэтому это время назвали Смутным временем.

(слайд 2 картина С. В. Иванова «В смутное время»)

Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки во главе со своим королем Сигизмундом. (слайд 3)

А защитники Москвы стойко держались «билися, не щадя живота своего» и «нужду и голод в осаде терпели».

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Поляки очень боялись вооруженного нападения жителей Москвы, поэтому отнимали у них топоры, ножи, вилы и даже запрещали носить пояса, чтобы за пазухой не прятать камни. А народ все равно использовал в качестве оружия обычные дрова и палки. (слайд 4) Поляки грабили, разоряли и жгли храмы. Москва выгорела вся, кроме каменных построек церквей и Кремля. Там и укрылись поляки.

Но велик силою духа своего русский народ. Чем больше невзгод выпадает на его долю, тем яростнее он борется за свою свободу. И тогда все русские люди по велению своего сердца свершили великий пост. Они целых 3 дня ничего не ели и не пили (даже младенцы). Люди сделали это для того, чтобы очиститься и получить благословение перед Господом для свершения славных дел.

Когда в Нижнем Новгороде, узнали о происходящем в Москве, люди зазвонили в колокол и собрали весь народ на главной площади. Именно в Нижнем Новгороде нашлись мужественные люди, которые объединили народ для спасения Родины. (слайд 5)И тогда выступил купец Козьма Минич Сухорукий (чаще его звали Мининым) он призвал нижегородцев постоять за русскую землю и ничего не жалеть для спасения Родины. Минин предложил собрать народное ополчение: всем русским людям объединиться и выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, купить оружие, доспехи, лошадей, прокормить солдат, каждый должен отдать часть своего имущества.

(слайд 6) На городском собрании Минин произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших… и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».(слайд 7 картина А. Д. Кившенко «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам») Минин сам первый принес деньги, продав все свое имущество.

Минин и другие горожане не имели боевого опыта. Возглавить людей попросили искусного воеводу князя Дмитрия Михайловича Пожарского. (слайд 8 фото Пожарского). Он согласился, но при одном условии, что люди сами выберут ему помощника, который бы заведовал казной. И Минин был выбран народом. Он стал «выборным человеком всею землею». Большое войско собрали предводители.

Дети, давайте, и мы с вами соберем свое (пальчиковая гимнастика)

Пальцы эти — все бойцы (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.)

Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Два — больших и крепких малых (Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.)

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)

Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы.)

Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — (Показывают мизинцы.)

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке)

Один, два, три, четыре, пять–(начиная с мизинца, .затем на правой руке.)

Будем молодцев считать. (Сжимают и разжимают пальцыобеих рук.)

Пальцы встали дружно в ряд — (Показывают ладони, разводят стороны

пальцы и сводят их.)

Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.)

(слайд 9 фото Минина и Пожарского) Так во главе ополчения стали два человека, которые были выбраны народом. Люди выступили в поход.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное войско. Там были и стрельцы, и казаки, и знатные богатые люди, и крестьяне. Все-все пошли спасать свою землю. Перед сражением Дмитрий Пожарский произнес короткую речь. Не обещал он людям ни легкой победы, ни званий почетных, ни богатств.

-Земля русская. – молвил князь, - ждет от нас правого дела. Будем же крепко стоять под Москвой и биться до смерти.

А теперь давайте и мы с вами представим их путь (физкультминутка под музыку) дети встают

По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте)

Много камешков нашли.

Присели (Садятся, собрали (Встают,

Дальше пошли. (Дети шагают на месте).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке посидим (Сели)

И чего-нибудь съедим (Делают вид, что едят)

Стоп. Немного отдохнули. (Встают)

Мы тихонечко вздохнули. (Вздыхают)

А теперь пора нам в путь

Врагу от нас не улизнуть. (Дети шагают на стульчики)

Под Москвой русское ополчение (войско) встретило поляков. Три дня длился бой. И ружья палили, и сабли сверкали. Исход боя решил Минин: с несколькими сотнями всадников он неожиданно зашел в тыл (сзади) к прибывшему подкреплению поляков и разбил его. Поляки бежали. Ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль 4 ноября 1612 года. (слайд 10 картина Э. Лисснера «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»)

Все дни сражения с людьми находилась икона Казанской Божией Матери, вселяя в воинов веру в победу. (слайд 11)

Ополчение Минина и Пожарского, это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ. Воевать шли не за царя, наши пра-пра-пра-пра-пра-пра- деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все деревни, города и этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Победа народного ополчения является примером единства нашего народа не зависимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только Русского государства, но и русского народа. Его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.

Народ не забывает о подвигах героев. О них пишут картины, слагают стихи и песни, а еще ставят памятники. Так появился в Москве и Нижнем Новгороде памятник Минину и Пожарскому. (слайд 12)

4 ноября с 2005 года отмечается как «День народного единства». День дружбы, единства, сплочения и веры. (слайд 13)

Ребенок 1:

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Ребенок 2:

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

(Наталья Майданик «День народного единства»)

Исполняется гимн Российской Федерации.

Публикации по теме:

Наши традиции В нашем коллективе сложились следующие традиции: Празднование Пасхи (изучение традиций, истории, праздничное чаепитие).

Формы работы с родителями Как донести до родителей то, чем ребенок занят в их отсутствие? Как привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком? Как научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Если мы едины, мы непобедимы»
Опубликовано: 26 января 2015 в 19:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Если мы едины, мы непобедимы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильева (УИ 302977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД