Папки-передвижки

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Почему Тулпар любимый конь Казахского народа?»

Аноним
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Почему Тулпар любимый конь Казахского народа?»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:

«Почему Тулпар любимый конь Казахского народа

Цель: познакомить с легендой «Откуда рождаются скакуны-тулпары», сформировать представление о символе коня Тулпара в казахском видении мира; продолжить работу над формированием патриотизма, чувства родной земли.

Публикация «Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе „Почему Тулпар любимый конь Казахского народа?“» размещена в разделах

Материал к занятию: книга с легендой «Кобланды – батыр» (прозаическое переложение Софы Сматаевой, перевод Сатимжана Саибаева); иллюстрация с изображением коня Тулпара; герб Республики Казахстан, мольберт для продуктивной деятельности; фольга, металлические палочки.

Предварительная работа: беседа о домашних конях, знакомство с легендой «Кобланды-батыр».

Ход занятия:

Здравствуйте друзья!

Я, сегодня надела этот казахский костюм не случайно. Вы догадались почему? Да, я хочу поговорить с вами о казахской культуре, а больше всего о том, что кто так любим народом. Кто это? (Показываю рисунок коня Тулпара)

- Это конь Тулпар.

А вот почему его так любит казахский народ, мы сегодня и узнаем. Казахская культура отражает кочевую жизнь народа в бескрайней степи, а без коня степь немыслима. Здесь табуны мчатся, стараясь догнать ветер, но вы никогда не встретите здесь Тулпара. Почему?

- Мы не можем встретить Тулпара, потому что он волшебный и встречается только в сказках и в легендах.

Тулпар – это единственный конь, и появляется он необычно. Хотите узнать как? О его появлении рассказывает легенда.

«Зрелая кобылица лунной ночью идёт на берег моря и ждёт, когда выйдет морской конь, необычной красоты, хвост и грива которого стелются по земле, а сам он под лунным светом переливается серебристо – золотистым цветом. Вот от них – то двоих степной кобылицы и морского коня, от двух стихий, стихии воды и земли, рождаются жеребцы необыкновенной масти – Тулпары».

Вот как необычно появился на свет конь Тулпар. Настоящего Тулпара надо ещё вырастить. А как он рос, я думаю, вам будет интересно узнать. Об этом повествуется в казахской легенде «Кобланды – батыр».

«Лунной ночью, как только появляется жеребёнок на свет, его тут же заворачивают в зеленое покрывало и ставят над ним шелковый шатёр, никто не должен дотрагиваться до него, даже солнечный свет. Первые сорок дней его кормят молоком одной кобылицы, другие сорок дней- молоком другой кобылицы, а на девяностый день в корм добавляют снадобье из красной травы (чтобы шаг у него был широкий, бег – стремительный и чтобы не брали его болезни и удушье). И лишь на 91 день, в час предвечерней молитвы, выводят его из шатра, покрыв до самых копыт зелёным бархатом.

В три года копыта Тулпара наливаются силой и становятся крепче железа, и там, где проносится, резвясь конь, камни крошатся. В четыре года на него надевают шелковый аркан, длиною в сорок аршин, который стелется по земле, это чтобы конь не был пугливым. А в пять лет его выводят в степь, надевают на него красивое седло».

Таков необычный обряд выращивания Тулпара. Если он был рождён лунной ночью, то какой окрас могла подарить ему луна?

- Серебристый.

А золотистые солнечные лучи, как отразились на облике коня?

- Он должен сверкать, как солнце.

В рождении Тулпара участвовала морская вода, что она могла добавить?

- Лоснящуюся, гладкую шерсть и голубые глаза.

А бескрайняя степь, с её простором и быстрым ветром, какой след оставила в облике коня?

- Степь подарила ему стремительный бег и легкость в движении.

Что могли подарить ему пасущиеся мощные быки?

- Быки могли подарить силу и выносливость.

Чем мог поделиться с Тулпаром парящий высоко в небе и далеко видящий сокол?

- Чуткостью, остротой зрения, быстротой реакции.

Не знающий страха лев чем одарил коня?

- Мужеством и бесстрашием.

Кто мог подарить хитрость Тулпару?

- Хитрость Тулпару могла подарить рыжая лисица.

Вся природа Казахстана помогла Тулпару стать таким особым конём, всмотритесь в него (показ иллюстрации). Тулпар вобрал в себя бесстрашие льва,, прозорливость сокола, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов.

Как бы вы назвали такого коня?

- Волшебным, легендарным, сказочным.

А люди назвали его священным. Что делали люди на обыкновенных конях?

- Ездили, пахали, перевозили грузы.

Тулпар мог быть только защитником народа, у такого священного коня должен быть необыкновенный всадник – батыр. Каким он должен быть, чтобы усидеть в седле и конь не сбросил его?

- Ловким и смелым.

Чтобы конь подчинялся ему?

- Умным.

Чтобы он не боялся его?

- Добрым, верным.

На таком ловком, смелом и бесстрашном коне может усидеть только батыр с горячим сердцем, который любит свой народ и готов защитить его от врагов. Легенда рассказывает, как верные друзья, батыр и конь Тулпар, помогали друг другу в защите своей Родины:

«О Тулпар, мой Тулпар,

Был жеребёнком, мой Тулпар,

Когда Родине нашей грозит беда,

Ты всех выручишь, мой Тулпар!

Разорвав рубаху, батыр перевязал Тулпару окровавленную ногу. Пересилив себя тулпар понёс батыра. Хан, заметив это, дал приказ своим нукерам догнать храбреца. Но Тулпар мчался, почти не касаясь земли. Так верный друг батыра выручил его из большой беды. На другой день бросил клич и прогнал коварного хана с казахской земли».

Можете ли вы объяснить, почему конь Тулпар появился только у казахского народа?

- Потому, что его Родина – бескрайная степь, и только конь везде имел дорогу. У него и ловкость, и сила, и стремительность, необходимые для борьбы с врагами.

Я принесла сегодня герб нашей Республики, всмотритесь в него. Может вы увидите знакомое изображение? Кого вы заметили? Вы думаете, что это головы Тулпара? Не случайно художники – геральдисты ввели в герб коня Тулпара. Как вы думаете, почему?

- Конь Тулпар символизирует верность своему народу и защиту родного очага.

А теперь вы – мастера – геральдисты, я я уверена, что вы сможете изобразить своего Тулпара, священного коня.

(Когда дети работают, помогаю им советом, при необходимости, напоминаю приёмы работы. Готовые рисунки размещаю на наборном полотне и предлагаю ими полюбоваться).

Ребята, это бескрайняя степь, а это наши Тулпары мчатся, обгоняя ветер, всё выше.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по литературе в подготовительной группе за 1 полугодиеКонспект итогового занятия по литературе в подготовительной группе за 1 полугодие Программное содержание. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Уточнить представления детей о книгах, их авторах и жанрах.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества»Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества» Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект НОД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление.

Конспект занятия по художественной литературе для второй младшей группы по изучению русской народной сказки «Рукавичка» Задачи: - Учить детей узнавать героев по загадкам, запоминать действующих героев и последовательность действий. - Воспитывать у младших.

Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: - Способствовать эмоциональному.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:" Социально - коммуникативное развитие", Познавательное развитие ", Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое развитие.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос» Интеграция ОО: " Социально - коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Почему Тулпар любимый конь Казахского народа?»
Опубликовано: 27 апреля 2020 в 14:40
+94Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Почему Тулпар любимый конь Казахского народа?»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 52620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД