Любовь Серкова
«В академии литературных наук». Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В академии литературных наук».
Программное содержание: учить детей работать по схемам и составлять двустишья, закреплять умение детей объяснять основные различия между литературными жанрами : сказкой, стихотворением. Способствовать развитию творчества детей. Воспитывать умение слушать друг друга.
Публикация «„В академии литературных наук“, Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Методическое обеспечение. Дождик на нитке, светомузыка, магнитофон, диск с записью волшебной музыки, 2 книги, фланелеграф, картинки на фланелеграф (сказочные персонажи - коза, волк, лиса, петух и заяц, во второй книге картинки, встречающиеся в стихотворениях (мяч, воробей, картинка к произведению «Вот какой рассеянный», котенок «Усатый полосатый», овощи); портреты поэтов и писателей, наградные значки, картинки- рифмы (пушка, лягушка, зайчик, кошка, ложка, мальчик, улитка, калитка, елка, пчелка, солнышко, клубок.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок,чтение сказки «Красная шапочка», рассказов, стихотворений; составление рассказов, сказок по картинкам; словесные игры: «Добавь словечко», «Подбери рифму», «Продолжи сказку, рассказ», «А что если бы…», «Рифмочки и нерифмушки».
Ход занятия.
Детей в приемной встречает Василиса.
В. - Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Как меня зовут? (Василиса Прекрасная –это моя сестра, а я Василиса -(Премудрая).
- Почему меня назвали Премудрой? (Потому что, умная, много знает, мудрая, может научить других).
- Вы правы, а свои знания я черпаю из книг.
-Ребята, а кто пишет книги? (писатели, поэты).
- Вы хотели бы попробовать научиться написать сказку или стихотворение?
- Тогда я приглашаю вас в свою академию литературных наук. А для этого нам нужно пройти через зеркало времени. (Приглашаю гостей пройти вместе с нами).
- Ребята, мы с вами оказались в кабинете мудрой тетушки Совы. Она оставила нам задание, выполнив которое мы можем двигаться дальше.
Посмотрите, ребята,тетушка Сова нам оставила 2 книги. Хотите узнать, что в этих книгах?
На столе фланелеграф и 2 книги. В одной книге- живут сказочные персонажи (коза, волк, лиса, петух и заяц, во второй книге картинки, встречающиеся в стихотворениях (мяч, воробей, картинка к произведению «Вот какой рассеянный», котенок «Усатый полосатый», овощи).
Открываю первую книгу.
Вопросы: -В каких произведениях встречается этот герой?
- В каких произведениях вы могли встретиться с этим героем?
- А где встречается этот герой?
- Посмотрите на этого героя.
- Знаком ли вам этот герой?
- Как назвать одним словом эти произведения? (сказки)
- Почему сказки? (потому что в сказках встречается волшебство, звери, птицы, растения разговаривают).
Открываю вторую книгу.
- Что это? (овощи). Какое произведение вы знаете, где встречаются овощи?
- В каком произведении вы встречались с этим героем? (воробей)
- А вот еще один забавный герой (котенок). В каком произведении мы могли его встретить?
- Ну а этого героя вы наверное узнаете все.
- В каком произведении вы встречались с этим предметом?
- Как назвать одним словом произведения, где встречаются эти предметы и герои? (стихотворения)
- Почему вы так решили? (потому что есть рифма, речь плавная, слова похожи по звучанию)
- Правильно, ребята. Это стихотворения, потому что в них есть рифма. Рифма- слова, которые похоже произхносятся.
- Итак, чем же все таки отличается сказка от стихотворения?
Молодцы, ребята, вы справились с заданием тетушки Совы. Пойдем дальше.
Перед вами 2 класса: класс- поэтов и класс- писателей. Мы посетим оба класса, в какой бы вы пошли сначала?
Класс – поэтов.
Чтобы научиться сочинять стихотворения надо научиться подбирать рифму. Кто из вас запомнил, что такое рифма?
Правильно. Рифма- это слова похожие по звучанию. И сейчас мы с вами поучимся подбирать рифму. Я кидаю мяч и говорю слово, а вы постараетесь подобрать к нему рифму.
Мишка- шишка, мышка
Кошка- ложка
Свечка –печка
Лисичка-сестричка
Зайчик- мальчик
Киска – миска
Мак-рак
Окошко-лукошко
Маска-каска
Улитка- калитка.
- На столе карточки- схемы, рисунками вниз. Предлагаю детям взять по одной карточке и придумать двустишье.
(пушка, лягушка, зайчик, кошка, ложка, мальчик, улитка, калитка, елка, пчелка, солнышко).
- Составляем двустишия (примерные) :
Светит солнышко немножко из-за тучки на окошко.
Громко выстрелила пушка и подпрыгнула лягушка.
Прыгал зайчик по дорожке, промочил свои сапожки.
Пушистая кошка искала где ложка.
Тихо скрипнула калитка, показалась там улитка.
Она пушистая как елка, но это –золотая пчелка.
Молодцы, ребята. У вас уже получается подбирать рифмы, а это значит, что каждый из вас может сочинить стихотворение.
А теперь мы с вами отправляемся в класс писателей.
Класс писателей.
Здесь мы попробуем сочинить продолжение сказки про Красную Шапочку. Вам знакома эта сказка? А поможет нам в этом волшебный клубок. Мы будем передавать его друг другу и у кого в руках будет клубочек, тот продолжает сказку.
Послушайте начало сказки.
- Жила была Красная Шапочка. Послала ее мама к бабушке. Бабушка жила за лесом. По дороге Красная Шапочка встретила….
Кого могла встретить Красная Шапочка?
Что случилось с ней по дороге к бабушке?
Посмотрите, ребята, наша сказка закончилась и клубочек вернулся назад ко мне. Вам понравилось сочинять сказку? Посмотрите, какая необычная сказка у нас получилась.
Наше время пребывания в академии литературных наук заканчивается. И я приглашаю вас вернуться в детский сад. Пройдем через зеркало времени. Вот мы и вернулись в детский сад. Тетушка Сова передала вам сюрпризы.
Скажите, ребята, где вы сегодня побывали? Что нового узнали?
Спасибо за ваше участие, до свидания.