МААМ-картинки

Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе «Ремёсла карелов, их жизнь, быт и традиции»

Светлана Даниленко
Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе «Ремёсла карелов, их жизнь, быт и традиции»

Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе

«Ремёсла карелов, их жизнь, быт и традиции»

Подготовила и провела : Даниленко Светлана Андреевна

Программное содержание:

• Обогатить представления дошкольников о быте и традициях коренных жителей Карелии.

Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе „Ремёсла карелов, их жизнь, быт и традиции“» размещена в разделах

• Уметь устанавливать взаимосвязь между условиями жизни и бытом карельского народа.

• Помогать использовать в речевой деятельности слова, характеризующие качества и особенности различных предметов быта.

• Воспитывать интерес к предметам старины и традициям Карельского народа.

• Познакомить с разговорной речью карельского народа.

Предварительная работа:

1. Чтение карельских сказок, пословиц, поговорок, загадывание загадок;

2. Разучивание карельских народных игр, песен, частушек.

Оборудование:

Корзина с предметами: пила, топор; чурочка берёзовая, веретено, спицы, клубок ниток.

• На полу половичок, у окна мини-музей: прялка, вышитые салфетки, лапоточки, вешалка ручной работы.

• Книга Валам; альбом Кижи», набор открыток Валам и Петрозаводск;

На столах:

- для девочек – незаконченная работа «Шапочка»

- для мальчиков строительная игра «Собери дом без гвоздей»

Ход занятия:

Входит хозяюшка в сарафане с корзиной.

Ой, народу сколько! Куда я попала, ребята? А в каком городе ваш д\с? В какой республике находится город Суоярви? Карелии) Значит, я пришла по адресу.

Вам, посылка…с секретом! Ставит корзину в центре. А там ещё 3 корзиночки: с инструментами, лопатой, ружьем и спицами, ножницами, тканью, клубком; берёзовым поленом, яйцом, петухом (Дети рассматривают)

- Смотрите, смотрите. Кто сможет сказать, чем мы будем заниматься на занятии? Догадались? Собираю ваши предположения…Так о чём будет наше занятие? …Верно, о ремёслах, быте и традициях. Видите, сколько новых слов!

- О ремёслах каких народов будем говорить? Давайте ещё раз вспомним, в какой республике мы живём? Значит, сегодня мы будем говорить именно о карельском народе. Подойдём к карте. Глядя на карту Карелии, можете сказать чем богата наша республика?

(лесом и озёрами) -А как вы догадались? (На карте зелёным цветом изображают лес, а голубым - реки и озёра) Верно.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в прошлое наших предков. Согласны? Тогда не торопясь и не толкаясь, присаживаемся все у волшебного экрана! Внимательно рассматриваем картинку слайда

Сл. №1-Где селились и ставили свои дома наши предки?. (в лесистых местах по берегам рек и озёр) Почему они выбирали такие места? Ответы детей. - Верно, у карел есть поговорка :

Возле леса жить- голодному не быть.

А почему так говорили? –Чем богат лес?

(В лесу и зверь, и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы).

Сл. №2 Животный мир Карелии невероятно разнообразен.

Сл. №3 Древние карелы охотились на этих животных. Но собираясь охотиться на медведя, они просили у него прощения у него за то, что идут убивать его, т. к. верили, что медведь в прошлом был человеком. Не случайно на гербе Карелии в центре – медведь. Охотничьи угодья, принадлежащие семье, передавались по наследству от поколения в поколение.

Сл. №4 Дети всегда помогали родителям в сборе ягод и грибов. Какие ягоды растут в наших лесах?.

Сл. №5 Леса богаты разнообразными ягодами. Есть ли здесь ягоды, которые мы с вами назвали?. свой язык

Сл. №6 Добыча речных рыб являлась одним из основных промыслов. Использовались гарпуны, сети, удочки и остроги. Кто может назвать рыб, изображённых на картинке?. Хотите узнать о традициях рыбаков? Туле тане минулке! Карелы имеют свой язык. Я позвала вас к себе на карельском языке. Мы поиграем в игру «Верко да кала»

Звучит музыка. М – сети Д - рыбки -(Перед выходом в озеро, бросали яйцо. Оно должно было обеспечить большой улов. Также считалось, что если запасы рыбы в озере заканчивались, то причиной этому могла быть порча, насланная на водоем. Для снятия проклятия карелы носили в озеро воду из рек.)

Сл. №7 Карелы очень трудолюбивы и старательны. Для строительства в лесу работала почти вся семья. Больше всего годились ель и сосна, древесина крепкая и надёжная.

Давайте вспомним карельские пословицы, связанные со строительством? Дети вспоминают пословицы. 1. Из гнилого леса ненадолго изба. 2. Соломиной не подопрёшь хоромину. 3. Для зимы рубится изба, а не для лета.

Сл. № 8 Заселялись ночью. Перед заселением в новый дом вносили икону, хлеб-соль. Хозяйка приносила в подоле петуха. На пороге дома хозяйка разворачивалась лицом к двери и подбрасывала петуха. Кукарекающий в воздухе петух должен был принести домочадцам долгую и счастливую жизнь. Лучшим подарком на новоселье было берёзовое полено. Дом был не просто жилищем, а отдельным миром, в котором правила диктовал его хозяин.

Сл. №9 Почти всё в избе делалось своими руками. В жилище карел была исключительная чистота. Особенно тщательно мыли порог. Карел никогда не наступал на порог, т. к. с ним связано много поверий. Посмотрите внимательно, что в избе занимало центральное место? …Помогу загадкой, ответ в ней «Что из угла в угол не перенесёшь и из избы не вынесешь?» - Ой, ты, печка, государыня! Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси, в дом богатство принеси.

Сл. №10 Отгадав эти загадки узнаете, какая мебель была в избах у карел. Загадки: 1. Под крышей — четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. Стол 2. Меня в комнате всякий приметит, а, открыв меня - зиму с летом встретит. Шкаф 3. С ногами — без рук, с боками — без ребер, с сиденьем — без живота, со спиной — без головы. Стул

Сл. №11 - Посмотрите на окна, что заметили? (На окнах занавесок нет) В домах окна были небольшого размера, чтобы было теплее. А занавесок не было, чтобы было светлее.

Сл. №12 Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели, всё делалось тщательно и с любовью, и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Сл. № 13Так выглядела изба в праздники: на всех окнах занавески, по всей длине стен были скамейки, устланные половиками, стены украшены шитьём

Сл. №14 Долгими зимними вечерами девушки, женщины вышивали, вязали. Всё это позволяло украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы.

Сл. №15 Женщины прядут шерсть. Прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Шерсть какого животного использовали при прядении пряжи?.

Мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам. Сейчас поиграем. Встали в круг. Я буду называть, чем занимались люди, а вы должны назвать их ремесло. Бочарники (делали бочки) Лукошечники (плели корзины, лукошки)

Столяры (делали мебель) Плотники (строили дома)

Колесники (изготовляли колёса к телегам) Ковшечники (делали ковши, кастрюли)

Кузнецы (изготовляли орудия труда из металла)

Сл. №18 Распространено было пашенное земледелие. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие.

Сл. №19 Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, репа, картофель.

Сл. №20 Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, лошадей, овец, в небольшом количестве кур. Коровушка и курочки – кормилицы, лошадка– труженица (на ней пахали, перевозили деревья, выезжали в гости) Овечка одевала карел, так как зимы были суровыми.

Сл. №21 Были традиции выгона скота : хозяйка в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, и давала им кусочек хлеба. В каждом доме был этот предмет. А как вы думаете, для чего он нужен, кроме выгона скотины

Сл. №22 Бересту издавна применяли для изготовления посуды, благодаря своим свойствам прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, а в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркую погоду.

Из бересты делались туеса (бураки) — сосуды для хранения еды и питья. Кузовки, берестянники — короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, — все это делалось из бересты. Кошель – заплечный мешок

Сл. № 23Кроме ловли рыбы, охотничества карелы занимались строительством

Сл. №24 Иллюстрации Кижи. Эту 22-главую церковь построили без единого гвоздя. Всё было деревянное. А почему строили именно из дерева?

Я предлагаю ребята, вам, тоже показать своё мастерство – достроить дома, не используя при этом гвозди; …. Сходить на рыбалку, а девочкам - закончить работу по рукоделию. Музыка…

Время заканчивается. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Кто запомнил, в какое время суток переезжали на новое жилье? Что первым вносили в избу? Какой самый лучший подарок был на новоселье? (берёзовое полено – чтобы жить в доме в тепле и добре). Вам понравилось занятие? Спасибо всем! А сейчас можете пройти в музей и посмотреть и потрогать руками карельские изделия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе «Я живу в городе Приволжске» Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе «Я живу в городе Приволжске» Автор: воспитатель высшей категории.

Конспект интегрированной НОД по краеведению в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Моздока РСО – Алания.

Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе «Тропинка в школу» «Тропинка в школу» Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе. Тропинка в школу. Цель: Выявить уровень знаний, умений.

Конспект НОД по познавательному развитию «Где вода — там жизнь» в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект занятия по краеведению «Ягоды» в подготовительной группе Задачи: закреплять знания детей о ягодах, продолжать учить детей сравнивать растения по признакам. Развивать связную речь. Воспитывать любовь.

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе Конспект занятия по математике в старшей группе. Программное содержание Продолжать учить составлять число 6 из единиц. Познакомить с цифрой.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Цель занятие: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой Кубанского казачества (песни, пословицы, язык коренных жителей.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Цель занятие: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Моя семья» Конспект занятия в подготовительной к школе группе «МОЯ СЕМЬЯ» Воспитатель:Зинина Ольга Александровна ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:.

НОД по краеведению «Как появился город Саранск» с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание: Образовательные задачи:познакомить дошкольников с историей возникновения родного города. Поддерживать интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе «Ремёсла карелов, их жизнь, быт и традиции»
Опубликовано: 12 января 2017 в 22:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД