Анна Мухина
Конспект интегрированного занятия по ИЗО «По морям по волнам: вода, вода, кругом вода…» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обогащать представления детей о пейзаже и его видах, особенностях передачи настроения (на примере творчества И. К. Айвазовского)
2. Обогащать представления о разнообразии цветов и стимулировать самостоятельный поиск получения оттенков.
3. Активизировать использование слов и словосочетаний: марина морской пейзаж, художник-маринист, оттенки цвета.
4. Развивать художественное восприятие, умение откликаться и понимать художественный образ.
5. Развивать умения высказывать суждения по поводу увиденного, поощрять детей в отражении впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ИЗО „По морям по волнам: вода, вода, кругом вода…“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг. ИЗО, аппликации и поделки из кругов
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Основной визуальный ряд:
1. И. К. Айвазовский. Итальянский пейзаж. Вечер. 1858. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия;
2. И. К. Айвазовский. Кронштадтский рейд. 1840. Фрагмент. Центральный Военно-морской музей. СПб.
3. А. П. Боголюбов. Петербург при заходе солнца. Сер. 19в. Русский музей, СПб;
4. А. И. Куинджи. Море. Крым. 1989-1908. Русский музей, СПб.
Дополнительный визуальный ряд:
1. И. А. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте. 1836. Руский музей. СПб;
2. И. К. Айвазовский. Вид Константинополя при лунном освещении. 1846. Русский музей, СПб.
Музыкальное сопровождение:
Диски и кассеты с шумом моря.
(Ванесса Мэй «Шторм»; Фридерик Шопен «Ноктюрн №1, си –бемоль мажор», «Прелю-дия №7, ля-мажор», Юрий Антонов «Море, море-мир бездонный»
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Ребята, сейчас я вам прочитаю загадки, а вы с помощью отгадок, постараетесь догадаться, чему будет посвящено наше занятие.
На право вода и на лево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (Море)
Оно, шумит, бурчит, поет,
Здесь волны водят хоровод,
И любит отдыхать народ,
Здоровье каждый обретет.
А может просто отдохнет.
Тут лучший климат для ребят,
Приехать летом каждый рад. (Море.)
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала-
Опять побежала. (Река)
Змея разлеглась у меня на пути,
Ползет, а меня не пускает пройти,
Ползет, оставаясь на месте своем.
Ты знаешь, о чем говорю я?
О чем? (Река)
После отгадывания загадок дети приходят к выводу, что занятие будет посвящено воде.
Рассматривание самостоятельно детьми морских пейзажей (Включается соответствующее музыкальное сопровождение).
Что общего в морских пейзажах?
2. Основная часть.
Обобщение ответов ребят, акцентируя внимание на морском пейзаже-марине. Уточняются термины «марина» и «маринист».
«Марина» - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события происходящие на море.
«Маринист»- художник, пишущий марины.
Читается стихотворение Б. В. Заходера.
Ах, вода, ты вода,
Ты вода соленая!
Отчего ты, вода,
Не всегда
Зеленая?
От чего иногда
Ты такая синяя?
То черна ты, вода,
То белее инея?
- Что ж, была
Я бела -
Видно, от волнения.
Я и синей была -
Дело настроения.
Я от гнева черна,
От тоски - зеленая,
А от слез
Я, вода,
Навсегда
Соленая.
Ребята сейчас мы рассмотрим с вами морские пейзаж, обратимся к нашему волшебному экрану. (из визуального ряда).( «Итальянский пейзаж. Вечер»)
Посмотрите внимательно на картину и ответьте:
- Какого цвета в картине больше?
- Какой у этого цвета характер?
- Чем отличается синий цвет моря от синего цвета неба?
Какое настроение этот цвет вызывает у вас?
Какие еще водные объекты изображают художники?
Действительно, большую часть композиции занимает небо. Тщательно выписана водная поверхность озера. Пространство строится при помощи световоздушной перспективы. Берег, острова, постройки отодвинуты вдаль, окутаны воздухом и словно вырастают из воды. Завершая пейзаж, сквозь воздушную дымку просматривается сплошная горная гряда Альп.
Полотно создавалось как приятное воспоминание о годах пребывания в этом земном рае. Может быть, поэтому художник решил изобразить себя сидящим в лодке за рулевым веслом. Как вы думаете, как маринист назвал эту картину? («Итальянский пейзаж. Вечер»)
Посмотрите внимательно на следующую картину («Кронштадтский Рейд») и ответьте:
- Какого цвета в картине больше?
- Какой у этого цвета характер?
- Чем отличается синий цвет моря от синего цвета неба?
Какое настроение этот цвет вызывает у вас?
Какие еще водные объекты изображают художники?
На картине мы видим корабли в финском заливе Автор нам показывает бушующее море с огромными волнами и плывущими на нем кораблями, которые вопреки всему борются со стихией. В центре картины находится корабль, который не покоряется стихии и стоит в строю неподвижно. Также видим лодки, которые, несмотря ни на что рвутся к своим кораблям. И все это на фоне исторического города Кронштадт, который смотрится в дали. Также вдали есть оборонительное сооружения, которое рассекает волны, что подчеркивает военную принадлежность города и его устойчивость. А картина эта называется «Кронштадтский Рейд». Почему так художник назвал? Что такое рейд?
Посмотрите внимательно на следующую картину, которая называется («Море Крым»)
- Какого цвета в картине больше?
- Какой у этого цвета характер?
- Чем отличается синий цвет моря от синего цвета неба?
-Какое настроение этот цвет вызывает у вас?
Автор стремился поэтически передать наиболее выразительное по освещению состояние природы. Он применял композиционный прием - высокий горизонт, позволяющий создавать панорамный вид. Используя интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, он добивался почти полной иллюзии освещения.
Посмотрите внимательно на следующую картину «Петербург при заходе солнца»
- Какого цвета в картине больше?
- Какой у этого цвета характер?
-Какое настроение этот цвет вызывает у вас?
-Какие еще водные объекты изображают художники?
На картине мы видим старый город, расположенный вдоль реки. Вдали виднеется мост через реку. Время мирное. Погода безветренная, ясная - так как дома четко видно, а также людей в лодке. Река как зеркало, четко видно все отражения в ней. На картине изображен город Петербург (ныне Санкт-Петербург). Кто из вас был в этом городе? Что запомнилось больше всего? А кто видел заход солнца?
Ребята, подберите, пожалуйста, образные слова и поясните к какому полотну подходят выражения: водная стихия, бурлящее море, зеркало воды.
Посмотрите, как много оттенков синего у воды - зеленого, синего.
Обратите внимание на мастерское изображение художниками поверхности воды – гладь, «барашки», больше волны. Для художников водная стихия – один из интереснейших объектов природы. Используя разнообразные оттенки цвета, авторы в своих произведениях стремились запечатлеть неповторимость, красоту и разнообразие настроений водной стихии.
3. Заключительная часть.
Вот и подходит к концу наше занятие. А сколько картин мы с вами рассматривали? Что общего на этих картинах? Что художник изображал на каждой картине? Как называют таких художников? А вы хотели бы изображать морские пейзажи? У нас с вами будет такая возможность, и мы с вами тоже будем художниками – маринистами.