Гульназ Хамидуллина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10
город Учалы РБ
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе
«Башкортостан — мой край родной»
провела: Хамидуллина Г. С.
воспитатель первой категории
МАДОУ Д/с №10
г. Учалы 2014г.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка.
Цель:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Расширять представления детей о родном крае, познакомить с символикой РБ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе.
Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
Развивать связную речь, активизировать словарь по теме.
Воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о родной республике, городе, знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.
Материал. Карта, герб, флаг Башкортостана., портрет президента РБ, макет соцветия курая (соцветия курая снимаются, музыкальное сопровождение – гимн РБ, мелодия курая, к игре «Юрта»., иллюстрации о городах Уфа, Учалы, макет юрты, музыкальный инструмент –курай, фотографии родного города, предприятий города.
Ход занятия
Воспитатель :
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
- Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
- Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (Вывешивает карту Башкортостана). Посмотрите – это карта нашей республики. Это наша малая Родина. - У каждого из нас есть еще и своя малая Родина. А что значит “малая Родина”? (ответы детей).
- Правильно, это место, где родился и вырос человек.
- А где родился ты? (2-3 ответа)
- Наша малая Родина – город Учалы. Вот мы сегодня и поговорим о нашей малой Родине- о Башкортостане и о нашем городе.
- Сегодня я приготовила для вас макет курая Это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом стебельке, которых вы видите, не хватает соцветия, мы сегодня должны найти ответы на задания и вернуть соцветия на место. У меня семь соцветии, значит и заданий семь, по количеству стебельков.
Первое задание.
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Вернем первое соцветие на место. (Демонстрация фотографий города Уфы).
Воспитатель :
А сейчас следующее задание курая.
- Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).
Правильно, справились со вторым заданием, поставим второе соцветие на место.
Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Показ фотографий, скульптуры героя. Послушайте про него стихотворение (воспитатель рассказывает стихотворение).
Двести лет над родными степями
Пронеслось с той поры грозовой,
Но доныне не стерто годами
Твое славное имя, герой.
Рашит Нигмати.
По краю герба расположен башкирский национальный орнамент-кускар. Кто мне ответит на третий вопрос - что это? (Показываю на флаг под гербом). Правильно, это флаг нашей республики. Поставим третье соцветие на место. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
Что они означают? (Ответы воспитанников). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Воспитатель :
Четвёртое задание – кто это?
(Демонстрирует портрет Хамитова Р. З). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).
Правильно, это наш президент – Русэм Закиевич Хамитов. Вернем на место четвертое соцветие.
Интересно, какое еще задание приготовил курай. Показываю макет юрты. Что это такое?
Правильно, это старинное жилище башкир – юрта. (ставим пятое соцветие на место). Раньше люди жили в таких юртах, это их дом, наши предки были кочевыми народами, они часто переезжали с одного места на другое и свой дом возили с собой, этот дом быстро разбирается и собирается.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Юрта» /муз. Гершова
В игре участвуют две подгруппы детей, каждая из которых образует круг В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Воспитатель показывает музыкальный инструмент башкир – курай.
- Кто знает, что это такое? Правильно, это курай наш национальный музыкальный инструмент. Поставим на место шестое соцветие курая.
Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.
Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Подвижная игра «Курай»
Дети делятся на четыре подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнат, чередуясь в определенном порядке — мальчик, девочка. Водящий (кураист) сидит в центре на стуле и играет на курае. Все воспитанники, поют и танцуют одновременно, и «кураист» ходит по кругу переменным шагом, в конце песни кланяется детям и кладет курай на стул. Исполняется плясовая мелодия. В конце музыки мальчики бегут, стараясь взять курай. Выигравший ребенок становится кураистом.
Воспитатель :
Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Воспитатель демонстрирует иллюстрации национальных блюд. Что здесь нарисовано? Возвращаем на место последнее соцветие. Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш).
Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).
В конце занятия проводится анализ игры и в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным мёдом.