Анна Шевко
Конспект занятия по образовательной области «Художественная литература» в старшей группе «По страницам сказок В. Г. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: формировать умения передавать в роли настроение, характер персонажа, выразительность образа (движения, интонация, мимика, самостоятельно и выразительно вести свою роль в спектакле; упражнять в умении определять и называть произведения В. Г. Сутеева, расширять представления о жанровых особенностях литературных произведений, развивать речь детей, интерес к произведениям В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественному слову, основы моральных ценностей: понятие о дружбе.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Художественная литература“ в старшей группе „По страницам сказок В, Г, Сутеева“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Предварительная работа: знакомство с биографией В. Сутеева, чтение его произведений; рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по содержанию; этюды на выразительность движений «Хитрая лиса», «Трусливый зайка», дидактические игры и упражнения «Кто лучше покажет героя сказки», «Покажи эмоцию», «Передай эмоцию», пересказ по вопросам, мнемотаблице, просмотр кукольных театров, изготовление масок-шапочек, медальонов героев сказки, декорации гриба, подбор музыкального сопровождения, совместное создание афиши, заучивание пословиц, репетиция театрализованной сказки «Под грибом».
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, техника визуализации.
Тип занятия: закрепляющий
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, электронная презентация, мольберт, ширма, шкатулка, мяч, мешочек с игрушками: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка, гриб, шапочки-маски, медальоны персонажей сказки «Под Грибом», афиша, декорации: елочки, гриб, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
I этап - вводный (организационный)
Игра-этюд «Башенка дружбы» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы.
Раз, два, три, четыре, пять –
Кулачки пошли играть,
Башню дружбы мы построим,
Нашу дружбу мы удвоим. (Дети из кулачков строят башню дружбы.)
II этап – основной
Сюрпризный момент (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель дошкольного образования (В. д. о.). Я сегодня утром шла и шкатулочку нашла, а шкатулка не простая, музыкальная такая!
Послушайте, ребята, какая звучит волшебная мелодия, она называется «Приходи, сказка». (Звучит фрагмент мелодии Владимира Дашкевича «Приходи, сказка»)
А вы любите сказки? (Ответы детей.) Кто сочиняет сказки? (Ответы детей.) Кто из вас знает, чем отличается сказка, от рассказа? От стихотворения? (Ответы детей.) Сейчас мы с вами отправимся в гости к русскому писателю В. Сутееву. (Слайд 2.) В. Сутеев не сразу начал писать сказки для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок для детей, иллюстрированных рисунками самого автора. Интересный факт из биографии писателя: писал Сутеев правой рукой, а рисовал левой.
Д/и «Узнай сказку по иллюстрации» (Слайд 3, 4, 5, 6, 7)
Цель: закрепление умения узнавать и называть название сказок по иллюстрациям.
Электронная дидактическая игра «Четвертый лишний» (Слайд 8,9.)
Цель: формирование умения находить лишнего героя сказки, объяснить свой выбор.
В. д. о. Ребята у меня есть волшебный мешочек сказок. Хотите узнать, герои, какой сказки там спрятались?
Дидактическая игра «Кто спрятался в мешочке?» (индивидуальная форма работы)
Цель: формирование умения узнавать на ощупь предметы и называть их.
Кто из вас догадался, из какой сказки Сутеева эти персонажи?
Пальчиковая гимнастика «Под грибом» (фронтальная форма работы)
Цель: закрепление представления о содержании произведения В. Сутеева «Под грибом», развитие грамматического строя речи.
Дождь идет сильней, сильней. (Кончики пальцев стучат по столу.)
Под грибок встал муравей. (Поставить под ладошку указательный палец другой руки.)
Место бабочке нашлось, (Взмах ладошек в стороны.)
Потесниться лишь пришлось. (Два пальца под ладошку.)
Мышь к грибочку подбежала, (Пальчики бегут по ногам вниз.)
Рядышком с друзьями встала. (Три пальца под ладошку.)
Воробьишка весь промок, (Скрестить руки, постучать ладонями по плечам.)
Тоже встал он под грибок. (Поставить под ладошку четыре пальца.)
Зайку от лисы спасали — («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Далеко ее прогнали.
Так под маленьким грибком (Пять пальцев под ладошку.)
Все нашли хороший дом! (Улыбнуться, руки над головой «домиком».)
Игра малой подвижности «Верно - не верно» (При верном ответе дети хлопают в ладоши, при неверном – топают ногами.)
Цель: обеспечение смены вида деятельности.
- сказку "Под грибом" написал А. С. Пушкин?
- муравей первый спрятался под гриб?
- муравей прогнал бабочку и не пустил под гриб?
- на улице шел снег?
- после бабочки муравей пустил под грибок мышку?
- лиса хотела съесть ворону?
- когда закончился дождик, на шляпке гриба сидел ежик?
- сказку «Под грибом» написал. В. Г. Сутеев?
- под грибом нашлось место всем?
Игровое упражнение «Выбери роль» (индивидуальная форма работы)
Цель: развитие умения выражать личное мнение, принимать решение.
В. д. о. Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в спектакле по сказке Сутеева «Под грибом». С помощью медальонов мы распределим роли. Выбирайте медальон с изображением героя, которого вы хотите сыграть в спектакле и прикрепите его на нашу афишу. А сейчас выбирайте маски-шапочки в соответствии с выбранной ролью и проходите за ширму.
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»
Цель: формирование умения передавать в роли настроение, характер персонажа, выразительность образа (движения, интонация, мимика); самостоятельно и выразительно вести свою роль в спектакле.
В. д. о. Артистами ребята побывали! И сказку нам ребята показали! Артисты наши молодцы, похлопаем им от души!
Беседа по содержанию сказки:
Как называется сказка, которую мы сегодня инсценировали?
Назовите автора сказки?
Понравилось ли вам инсценировать сказку?
Какую роль вы бы хотели еще сыграть?
Сколько героев вместил грибок?
Правильно ли поступили герои сказки, спрятав зайчика?
Почему раньше одному было места мало под грибом, а потом и пятеро уместились?
Какую поговорку о дружбе использует автор в сказке?
Какие вы знаете пословицы о дружбе, которые подходят к нашей сказке?
Подберите к слову «дружить», слова близкие по значению?
Ребята, какие вы еще помните сказки похожие на эту историю?
Чему учит сказка «Под грибом»?
III этап. Окончание занятия
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: формирование потребности в позитивной самооценке результатов собственной и коллективной деятельности.
Игровое упражнение «Передай мяч» (индивидуальная форма работы)
Ребенок, получив мяч от педагога, отвечает на вопрос: Сегодня на занятии мне понравилось? Далее – передает мяч следующему ребенку.