МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Речь устная и письменная»

Татьяна Ковалева
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Речь устная и письменная»

Программное содержание: Дать понятие об устной и письменной речи. Закрепить понятия: слово, предложение. Учить делить слова на слоги (двух и трехсложные). Учить определять количество слов в предложении, составлять предложения с заданным количеством слов. Познакомить со схемой предложения, слоговой схемой. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Речь устная и письменная“» размещена в разделах

Оборудование: книга (для демонстрации букв, схемы предложений, схемы слов (слоговые, предметные картинки для игры «Соедини картинку со схемой», индивидуальные карточки для игры «Соедини картинку со схемой».

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились сказки, рассказы, легенды. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста).

Воспитатель: Любой рассказ, разговор – все это устная речь.

Воспитатель: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.»

Дети: Осень.

Воспитатель: Я вам загадала загадку, а вы мне назвали отгадку – это тоже все устная речь. Получается, что устную речь мы с вами можем услышать и сказать.

(Воспитатель держит в руках книгу, показывает на буквы).

Воспитатель: Ребята, а что это за черные значки в книге?

Дети: Это буквы.

Воспитатель: Действительно. Это буквы. Ими записаны рассказы, стихи, сказки, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она называется письменная речь?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Письменная – значит написана. Ее можно написать. (Воспитатель демонстрирует на доске образец письменной речи).

Воспитатель: Ребята, а письменную речь можно услышать?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Конечно нет. Если мы слышим речь, значит она какая?

Дети: Устная.

Воспитатель: А увидеть письменную речь можно? (воспитатель обращает внимание детей на написанное им ранее слово на доске).

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь.

Воспитатель: Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.

Воспитатель: А из чего состоят предложения? Как вы думаете?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Предложения состоят из слов.

Воспитатель: Я сейчас произнесу предложение. [Мама спит. ]

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Дети: В этом предложении два слова.

Воспитатель: Какое первое слово?

Дети: Мама.

Воспитатель: Какое второе слово?

Дети: Спит.

Воспитатель: Мы с вами будем обозначать предложения схемой. Вот схема предложения из двух слов: (воспитатель знакомит детей со схемой).

Воспитатель: Придумайте предложения из двух слов.

Дети: (ответы)

(Воспитатель вывешивает на доску схему (3 слова)

Воспитатель: Как вы думаете, сколько слов в этом предложении?

Дети: Три.

Воспитатель: Придумайте предложения из трех слов.

(Дети называют предложения и определяют порядок слов в них).

Физминутка.

Воспитатель: Напомните мне, из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Воспитатель: А слова тоже делятся на части. Эти части называются слоги.

Воспитатель: Давайте вместе повторим: слова делятся на слоги.

Воспитатель: Слова могут быть короткими состоять только из одного слова, например: дом, сад, кот, слон.

Воспитатель: А могут быть длинными – состоять из двух, трех, четырех и даже пяти слогов.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поучимся делить слова на слоги.

(Воспитатель учит детей приему деления слов на слоги: рука согнута в локте стоит на столе, ладошка вытянута параллельно крышке стола, тыльной стороной вверх. Над ладошкой находится подбородок ребенка – близко к ладошке, но не касаясь ее. Ребенок начинает произносить слово и считает сколько раз подбородок коснулся тыльной стороны ладони.)

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько слогов в слове мама.

Дети: Два.

Воспитатель: Слоги в слове мы тоже будем обозначать схемой.

Воспитатель: На сколько частей разделено это слово?

Дети: На две части.

Воспитатель: Это схема для слов, которые состоят из двух слогов. Давайте придумаем слова из двух слогов.

Дети: (ответы)

Воспитатель: Посмотрите на эту схему (3 слога). Сколько слогов здесь обозначено?

Воспитатель: Давайте разделим на слоги слово собака.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? (определить порядок слогов).

Д/игра: «Соедини со схемой» (дети выполняют на местах на карточках, затем несколько человек выкладывают картинки: лейка, пальма, зебра, санки, замок) рядом со схемой).

Подведение итогов:

Воспитатель: - Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- На что делятся слова? (на слоги)

- Что для вас сегодня было самым сложным?

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]»Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]» Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Программное содержание: • Познакомить детей с термином «звук». • Закрепление.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Речь устная и письменная»
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 16:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД