Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»

Наталья
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные».

Цель: познакомить детей с мягким звуком [ М’] и буквой М. Уточнить особенности сочетания твёрдых и мягких звуков с гласными Ы и И. Развитие внимания, воображения мелкой моторики рук.

Ход занятия.

I. Повторение ранее изученного материала.

Артикуляционная гимнастика.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [М’], Твёрдые и мягкие согласные“» размещена в разделах

Ребята, давайте вспомним сказку о весёлом язычке.

Жил да был на свете весёлый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щёки (дети надувают щёки, окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своё м домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок …по нёбу, мыл пол …по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз весёлому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот, выглянул на улицу (высовывают вперёд язык, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

Ребята, произнесите звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (М).

Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый).

Что получится, если подружатся гласный и согласный звуки? (Слог).

Давайте покатаем звук М на волшебном лифте (дети читают слоги)

МА АМ

МО ОМ

МУ УМ

МЭ ЭМ

МЫ ЫМ

ИМ

(обратить внимание детей на особенности сочетания твёрдых согласных со звуком [И]).

II. Знакомство с новым материалом.

Наши знакомые ёжик и лисёнок надоили целое ведро молока. Попрощавшись с коровой, они понесли молоко во двор соседнего дома. Там их уже поджидал теленок. Увидев молоко, он радостно замычал: «Мь- мь-мь». И принялся жадно пить. Дождавшись, когда телёнок выпьет всё молоко, игрушки спросили, почему он не живёт вместе с коровой. «Потому что мы по-разному мычим, - ответил телёнок. – Корова мычит М, а я ещё маленький и мычу [M’]. А это уже другой звук». «Значит, твой хозяин звук [М’],-догадался ёжик. «Да, звук [М’], - подтвердил телёнок. – И у него в хозяйстве есть только то, в названии чего есть звук [М’] : миски, метёлки, мячи, микстура, помидоры и много чего ещё».

Ребята, у какого звука живёт телёнок? ([М’]).

Сегодня мы поиграем со звуком [М’].

1. Ребята, звук [М’] спрятался в ответах на вопросы. Давайте найдём его, для этого нужно правильно ответить на вопросы:

---Чем пишут на доске? (Мелом)

---Как называется самый маленький палец на руке? (Мизинец)

---Какой транспорт перевозит людей под землёй? (Метро)

---Кто живёт в берлоге? (Медведь)

---Чем любит лакомиться Вини-Пух? (Мёдом)

---Кто следит за порядком на улице? (Милиционер)

2. Работа за столом.

Телёнок и корова живут в разных домиках. Почему? (Звуки [М] и [М’] – разные). Возьмите зеркало и произнесите по очереди звуки [М] и [М’]. Одинаково ли они произносятся? (Нет). При произнесении какого звука наши губы немного улыбаются? (При произнесении звука [М’]). Отложите, пожалуйста, зеркало и внимательно послушайте (воспитатель произносит звуки по очереди). Какой звук произносится мягко, а какой- твёрдо? Если звук М произносится твёрдо, значит он какой? (Твёрдый). А если звук [М’] произносится мягко, он какой? (Мягкий).

Давайте покатаем звук [М’] на волшебном лифте.

МЬА АМЬ

МЬО ОМЬ

МЬУ УМЬ

МЬЭ ЭМЬ

МИ ЫМЬ

(обратить внимание детей на особенности сочетания мягких согласных со звуком [Ы]).

3. Ребята сравните травку и лёд. Что из них мягкое, а что твёрдое?

Травка мягкая, зелёная, а лёд твёрдый, синий. Мягкие согласные звуки, как и травку, мы будем обозначать зелёным цветом, а твёрдые согласные, как и лёд – синим.

Ребята, я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, но для этого вам нужно самим сделать две карточки. Перед вами лежат две пустые карточки, на них нужно написать звуковое обозначение слога МЫ и слога МИ. Давайте вместе сделаем эти карточки (дети изготавливают карточки с помощью цветных карандашей или фломастеров и проводится игра на внимание).

Я буду называть слово, а вы поднимайте карточку с обозначением слога, с которого начинается это слово (мыло, Миша, мир, мышка, миска, минус, мысли, минута, мимоза, мышь, милиция, мимо). Я очень рада за вас, вы отлично справились с заданием.

4. Работа в тетради.

Назовите, пожалуйста, картинки и определите, какие слова промычала корова, а какие – телёнок. Если в слове слышится звук [М], каким цветом мы обведём картинку? (Синим). А если звук [М’]? (Зелёным). Какие картинки вы обвели синим, а какие зелёным?

Пальчиковая и дыхательная гимнастики. «Цветок».

(Дети встают за стульчики.)

Наши красивые цветки

(Пальцы собраны в щепотки и «раскрываются».)

Расправляют лепестки,

(Руки разводят в стороны.)

Ветерок чуть дышит,

(Легко дуют и покачивают прямыми руками, ладони вверх.)

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Вырастают высоки.

(Потягиваются, одновременно энергично сжимая и разжимая пальцы.)

А мы их погладим

(Обнимают себя за плечи и поглаживают руки.)

И тихонько сядем.

5. Ребята, в правом нижнем углу нарисована буква ЭМ.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

(Е. Тарлапан)

Эта буква обозначает два звука, твёрдый и мягкий, поэтому она разделена на две части. У ваших букв нет костюма. Давайте подарим букве М наряд. Карандашами какого цвета мы воспользуемся? (Синим и зелёным.)

6. Давайте напишем букву М (дети выполняют графический диктант по инструкции воспитателя.) Молодцы.

Что мы с вами знаем об этой букве? (Она обозначает два звука, твёрдый и мягкий.)

7. Ребята, у меня есть картина на которой спряталась буква М. Помогите, пожалуйста мне её найти (дети ищут букву на картинке.)

Гимнастика для глаз.

Какие у вас зоркие глазки. Давайте их похвалим. Закройте глазки и легко погладьте их ручками. А теперь откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

Ребята, а на что похожа буква М? Превратите, пожалуйста, букву М в предмет.

III. Заключение. Обобщаем и подводим итог занятия. В конце детям предлагается поиграть в любимую игру.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиками».

Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наш гость Мышонок» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Звук «Ш». Наш гость- Мышонок». Цель.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласным звуком» Цель: Закрепить гласные звуки. Формирование понятия согласного звука. Материал: Иллюстрации: дом, мак, шар, зеркало, мяч. Ход занятия:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей речевой группе «Путешествие в сказку»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей речевой группе «Путешествие в сказку» Программное содержание: Закрепить понятие слово, слог, буква, звук, предложение. Продолжать учить делать звуковой анализ слова, различать.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится»Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится» Грамоте учиться всегда пригодится. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе. Программные задачи:Учить детей интонационному.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Выделение звука [O] в начале слова» Задачи Образовательные: учить выделять первый звук в словах; учить подбирать слова, начинающиеся с заданного звука;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С» Цели: Коррекционно-образовательная: - уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; - учить.

«Королевство звуков» — конспект занятия по обучению грамоте дошкольников в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 176» Открытое интегрированное.

Занятия по обучению детей грамоте в старшей группе Цель занятия: Закрепить представления детей о слове. Выделение гласных звуков из удобной позиции. Материал к занятию: Мяч, иллюстрации (аист,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 10:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД