МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Лейка»

Потепалова Наталия Константиновна
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Лейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.

Задачи:

Образовательные:

• Вычленять словесное ударение

• Закрепление представления о смыслоразличительной роли звука.

Обучение детей последовательному интонационному выделению звуков в слове

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова „Лейка“» размещена в разделах

Обучение детей различию звуков по их качественной характеристике

Развивающие:

• Развитие связной речи, фонематический представлений

• Развитие зрительного и слухового внимания

• Развитие логического мышления.

• Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки

Воспитательные:

• Воспитывать самоконтроль

• Воспитание доброжелательности, самостоятельности

• Воспитывать интерес к занятию.

Создание среды для организации и проведения занятия :

Демонстрационный: доска, указка, 5-звуковая схема, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, предметная картина поезда с тремя вагонами (в первом вагоне 3окошка, во втором- четыре, в третьем- пять).

Раздаточный- 5-звуковые схемы, указки, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, «Рабочая тетрадь».

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово; физкультминутка «Цветы», звуковой анализ слова

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.

5. Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.

Предварительная работа:

Беседа «Что такое посылка»

Знакомство с дедом Грамотеем

Разучивание физминутки «Цветы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности в ОД: Игровая. Коммуникативная. Трудовая. Продуктивная. Музыкальная. Физическая. Речевая.

Ожидаемые результаты:

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- активизация словарного запаса;

- формирование умения выполнять звуковой анализ слова

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Активно участвует в продуктивной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

9. Ребенок вступает в обсуждение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети давайте встанем кругом посмотрим, друг на друга, улыбнемся и скажем:

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

А еще – умелые!

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

2. Основная часть.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришло письмо! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

Воспитатель читает письмо.

"Дорогие ребята! Дети старшей группы №9»!

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Вот и я на своем огороде посадил цветочки и овощи. Но вот беда я забыл, чем же поливают их. А чтоб вы догадались я вам отправил второе письмо с загадкой. Желаю успеха, Дедушка Грамотей».

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что же нам отправил дедушка во втором письме. А вы хотите узнать?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, пока письмо в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот» - Зима-лето; Друг-враг; Весёлый-грустный; Добрый-злой; Длинный-короткий; Красивый-безобразный; Чистый-грязный; Высокий-низкий; Бежать-стоять; Кричать –молчать; Радоваться-огорчаться.

Воспитатель: Дедушка Грамотей предлагает нам вспомнить какие звуки у нас с вами есть.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,

Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,

Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

Согни руки в колесо,

Получилось хорошо!

[И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Руки в стороны развели

И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Бок рукою он подпер,

Ногу в сторону отвел,

Другой рукою потянулся

Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Уважительный я звук,

Поклонюсь я всем вокруг.

- А, У, О, Ы, И –

Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

Воспитатель: Дети, про какие звуки сейчас мы прочли стихи?

Дети: Гласные

Воспитатель: Почему мы их называем гласными?

Дети: Потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным.

Воспитатель: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Дети: Согласные.

А кто согласен с гласными? Конечно же, согласные!

Мы с громким шумом их произнесём, Мы голосу поможем языком,

А иногда зубами, И нёбом, и губами.

Звуки те согласные Все такие разные:

Они бывают Звонкие — (М, Л, З, Ж, Р, Н)

Бывают и глухие — (С, Ш, П, К, Ф, Х)

Есть твердые и мягкие, Бывают и другие…

Вот, давайте, например Приведем такой пример:

Ш и Щ — мы шипим, С — как будто свистим, М — мычим, Р — рычим… Ж — жужжим, З — зудим

Воспитатель: Какие согласные бывают?

Дети: Твёрдые и мягкие.

Воспитатель: Согласные твёрдые звуки, каким цветом обозначаем?

Дети: Синим

Воспитатель: Согласные мягкие, каким цветом обозначаем?

Дети: Зелёным

Воспитатель достает второе письмо.

Воспитатель: Дети, а вот и второе письмо от дедушки Грамотея к нам пришло. Давайте скорей узнаем, что он нам пишет.

Воспитатель с детьми открывают письмо и читают его.

«Дорогие ребята! Вот вам моя подсказка.

Сад полить водой сумей-ка,

Если дождик далеко!

Наша мама — чародейка:

Поднимает высоко

С длинным носиком бадейку —

И дождинки вниз летят!

Знает каждый из ребят:

Эта вещь зовётся … (Лейка)

Звучит звук воды

Дети: это ЛЕЙКА

Воспитатель: правильно это ЛЕЙКА

Садимся за столы. Звуковой анализ слова ЛЕЙКА.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Разделим на слоги слово ЛЕЙКА. Сколько слогов в этом слове? (2)

1 звук (Л*) какой? (согл,мягкий)

- Какого цвета фишку поставим? (зеленая)

Назовите 2 звук. Какой он? (Э) (гласный, ударный)

- Какого цвета фишку поставим? (красного)

Назовите следующий звук. Какой он? (Й*) (гласный, мягкий)

- Какого цвета фишку поставим? (красного)

Назовите следующий звук. Какой он? (К) (согл, твёрдый)

- Какого цвета фишку поставим? (синего)

Назовите 5 звук. Какой он? (А) (гласная, безударная)

- Сколько всего звуков в том слове? (5)

- Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

Физкультминутка «Цветы»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Дедушка Грамотей очень любит стихи. И предлагает нам с играть в игру «Доскажи словечко» Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная. (радуга).

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь. (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота. (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. (жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у. (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из. (лейки).

Воспитатель: Дедушка Грамотей еще предлагает нам с играть с вами в игру «Погрузи продукты в поезд». Вы должны будите «погрузить» продукты (соль, лук, мука, пшено, рис, хлеб, слива, груша) в свой определенный вагон : количество звуков в слове должно соответствовать количеству окошек вагонов.

Работа в тетради.

Воспитатель: У вас на столе лежат тетради, откройте их и запишите звуковой анализ слова «ЛЕЙКА» самостоятельно. (Дети выполняют)

- Всем спасибо!

3. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что нам выслал Дед Грамотей? Что больше понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Молодцы! С заданиями справились отлично. Ребята! Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы. Все молодцы! Занятие окончено!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группеДидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группе Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность,.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слова и вещи» в подготовительной группе Конспект занятия обучение грамоте. Тема: «Слова и вещи». В подготовительной группе. Программные задачи: Учить детей умению разграничения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Лейка»
Опубликовано: 7 мая 2024 в 16:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Лейка»» (включая файлы) размещена пользователем Потепалова Наталия Константиновна (УИ 2425113) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД