Потепалова Наталия Константиновна
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Лейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.
Задачи:
Образовательные:
• Вычленять словесное ударение
• Закрепление представления о смыслоразличительной роли звука.
• Обучение детей последовательному интонационному выделению звуков в слове
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова „Лейка“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
• Обучение детей различию звуков по их качественной характеристике
Развивающие:
• Развитие связной речи, фонематический представлений
• Развитие зрительного и слухового внимания
• Развитие логического мышления.
• Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки
Воспитательные:
• Воспитывать самоконтроль
• Воспитание доброжелательности, самостоятельности
• Воспитывать интерес к занятию.
Создание среды для организации и проведения занятия :
Демонстрационный: доска, указка, 5-звуковая схема, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, предметная картина поезда с тремя вагонами (в первом вагоне 3окошка, во втором- четыре, в третьем- пять).
Раздаточный- 5-звуковые схемы, указки, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, «Рабочая тетрадь».
Приемы руководства деятельностью детей в ОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово; физкультминутка «Цветы», звуковой анализ слова
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.
5. Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое посылка»
Знакомство с дедом Грамотеем
Разучивание физминутки «Цветы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности в ОД: Игровая. Коммуникативная. Трудовая. Продуктивная. Музыкальная. Физическая. Речевая.
Ожидаемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- активизация словарного запаса;
- формирование умения выполнять звуковой анализ слова
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Активно участвует в продуктивной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
4. Сопереживает.
5. Эмоционально реагирует.
6. Соподчиняет мотивы.
7. Проявляет волевое усилие.
8. Аргументирует самооценку.
9. Ребенок вступает в обсуждение.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети давайте встанем кругом посмотрим, друг на друга, улыбнемся и скажем:
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
2. Основная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришло письмо! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!
Воспитатель читает письмо.
"Дорогие ребята! Дети старшей группы №9»!
Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Вот и я на своем огороде посадил цветочки и овощи. Но вот беда я забыл, чем же поливают их. А чтоб вы догадались я вам отправил второе письмо с загадкой. Желаю успеха, Дедушка Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что же нам отправил дедушка во втором письме. А вы хотите узнать?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, пока письмо в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот» - Зима-лето; Друг-враг; Весёлый-грустный; Добрый-злой; Длинный-короткий; Красивый-безобразный; Чистый-грязный; Высокий-низкий; Бежать-стоять; Кричать –молчать; Радоваться-огорчаться.
Воспитатель: Дедушка Грамотей предлагает нам вспомнить какие звуки у нас с вами есть.
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.
[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!
[О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!
[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.
[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.
[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.
- А, У, О, Ы, И –
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
Воспитатель: Дети, про какие звуки сейчас мы прочли стихи?
Дети: Гласные
Воспитатель: Почему мы их называем гласными?
Дети: Потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
Воспитатель: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?
Дети: Согласные.
А кто согласен с гласными? Конечно же, согласные!
Мы с громким шумом их произнесём, Мы голосу поможем языком,
А иногда зубами, И нёбом, и губами.
Звуки те согласные Все такие разные:
Они бывают Звонкие — (М, Л, З, Ж, Р, Н)
Бывают и глухие — (С, Ш, П, К, Ф, Х)
Есть твердые и мягкие, Бывают и другие…
Вот, давайте, например Приведем такой пример:
Ш и Щ — мы шипим, С — как будто свистим, М — мычим, Р — рычим… Ж — жужжим, З — зудим
Воспитатель: Какие согласные бывают?
Дети: Твёрдые и мягкие.
Воспитатель: Согласные твёрдые звуки, каким цветом обозначаем?
Дети: Синим
Воспитатель: Согласные мягкие, каким цветом обозначаем?
Дети: Зелёным
Воспитатель достает второе письмо.
Воспитатель: Дети, а вот и второе письмо от дедушки Грамотея к нам пришло. Давайте скорей узнаем, что он нам пишет.
Воспитатель с детьми открывают письмо и читают его.
«Дорогие ребята! Вот вам моя подсказка.
Сад полить водой сумей-ка,
Если дождик далеко!
Наша мама — чародейка:
Поднимает высоко
С длинным носиком бадейку —
И дождинки вниз летят!
Знает каждый из ребят:
Эта вещь зовётся … (Лейка)
Звучит звук воды
Дети: это ЛЕЙКА
Воспитатель: правильно это ЛЕЙКА
Садимся за столы. Звуковой анализ слова ЛЕЙКА.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Разделим на слоги слово ЛЕЙКА. Сколько слогов в этом слове? (2)
1 звук (Л*) какой? (согл,мягкий)
- Какого цвета фишку поставим? (зеленая)
Назовите 2 звук. Какой он? (Э) (гласный, ударный)
- Какого цвета фишку поставим? (красного)
Назовите следующий звук. Какой он? (Й*) (гласный, мягкий)
- Какого цвета фишку поставим? (красного)
Назовите следующий звук. Какой он? (К) (согл, твёрдый)
- Какого цвета фишку поставим? (синего)
Назовите 5 звук. Какой он? (А) (гласная, безударная)
- Сколько всего звуков в том слове? (5)
- Сколько гласных звуков?
-Сколько согласных звуков?
Физкультминутка «Цветы»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Дедушка Грамотей очень любит стихи. И предлагает нам с играть в игру «Доскажи словечко» Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная. (радуга).
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь. (ручки).
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота. (гол).
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень. (жарко).
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у. (зверей).
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из. (лейки).
Воспитатель: Дедушка Грамотей еще предлагает нам с играть с вами в игру «Погрузи продукты в поезд». Вы должны будите «погрузить» продукты (соль, лук, мука, пшено, рис, хлеб, слива, груша) в свой определенный вагон : количество звуков в слове должно соответствовать количеству окошек вагонов.
Работа в тетради.
Воспитатель: У вас на столе лежат тетради, откройте их и запишите звуковой анализ слова «ЛЕЙКА» самостоятельно. (Дети выполняют)
- Всем спасибо!
3. Заключительная часть
Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что нам выслал Дед Грамотей? Что больше понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Молодцы! С заданиями справились отлично. Ребята! Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы. Все молодцы! Занятие окончено!