Лучший педагог года

Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Одуванчик»

Светлана Пасечник
Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Одуванчик»

ГБОУ СОШ №947, г. Москва

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе

«Одуванчик»

(первое тренировочное занятие)

Выполнила:

воспитатель Пасечник С. С.

2014 г.

Публикация «Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе „Одуванчик“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с техникой проведения исследования объекта на примере одуванчика; приобщать к проектной деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с различными методами и способами исследовательской деятельности; учить детей поиску новой информации об изучаемом объекте путем применения различных методов исследования; учить составлять план будущего исследования, самостоятельно фиксировать полученные данные, готовить доклад;

- развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с особенностями растения (одуванчика); развивать мышление, творческие способности, речь детей;

- воспитывать положительное отношение к практической деятельности; формировать умение работать в коллективе, способствовать развитию у детей бережного отношения к природе.

Предварительная работа: наблюдение за цветами на участке во время прогулки с детьми, плетение венков из одуванчика; подготовка растений для организации исследовательской деятельности; непосредственно перед началом занятия накрыть один из одуванчиков непрозрачной емкостью (для достижения лучшего результата на этапе экспериментирования).

Оборудование: карточки с изображением тем исследования, карточки с изображением методов исследования, два желтых одуванчика в горшочках, прозрачная емкость с водой, непрозрачная емкость (короб, ручки, карандаши, фломастеры, листочки бумаги 7х7 см, детская энциклопедия.

Словарная работа: исследование, методы исследования, доклад, фиксировать, опыты, эксперимент.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В. (воспитатель) : - Ребята, сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые ученые. А вы знаете, что такое исследование? Исследование – это поиск нового о чем-либо, исследовать – значит узнать о чем-то, получить новые данные об исследуемом предмете.

Сначала я хочу предложить Алине быть моим главным помощником, она будет выполнять со мной всю работу. Остальные дети тоже будут смотреть и помогать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап. Выбор темы

В. – Перед вами карточки с изображениями – это темы исследования (Прикрепить на доске). Подумаем, что можно выбрать для нашей работы, но такое, над чем можно было бы провести эксперимент сейчас, в группе.

Д. (дети) – Мы выбираем одуванчик, нам он хорошо знаком, его много на нашем участке (Алина прикрепляет «Одуванчик» к доске, остальные карточки убираем).

2 этап. Составление плана исследования

В. – Чтобы провести настоящее исследование, мы должны получить как можно больше новых сведений об одуванчике и подготовить сообщение – доклад. То, как мы будем добывать информацию, называется Методом Исследования (МИ). Их существует немало.

- Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

Д. – Опыты проводит, читает книги в библиотеке, наблюдает… (Воспитатель кладет перед детьми карточки с изображением методов исследования).

В. – А что бы мы с вами сделали в первую очередь? Наверное, мы сначала сами подумаем и вспомним, что представляет собой цветок одуванчика. А что можно сделать во вторую очередь? В третью? (Ответы детей)

Итак, первое – «Подумать самостоятельно» (кладем карточку)

второе – «Спросить у специалиста/другого человека» (кладем карточку)

третье – «Посмотреть в книге» (кладем карточку)

четвертое – «Понаблюдать» и «Провести эксперимент» (кладем карточку).

(Воспитатель и дети вместе рассуждают)

В. – То, в какой очередности мы выложили методы исследования, - это и есть наш план исследования.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте побежали.

(Выполнять движения по тексту)

3 этап. Сбор материала

В. – Продолжим исследование. С помощью наших методов мы будем получать информацию об одуванчике. И нам надо эту информацию фиксировать. Моя помощница будет делать заметки в виде рисунков, значков или символов на маленьких листочках.

1 МИ «Подумать самостоятельно»

В. –Что мы знаем об одуванчиках?

Д. – Одуванчики бывают желтые, а потом они превращаются в белые и пушистые. Если на него дунуть, то пушинки разлетятся. Из одуванчика можно плести венки.

(Алина фиксирует на листочке – см. макет папки юного исследователя и фотоотчет)

2 МИ «Спросить у специалиста/другого человека»

В. – У кого мы сейчас можем спросить об одуванчике?

Д. – У Светланы Александровны.

В. – Наш помощник воспитателя по специальности химик. Что она нам скажет о цветке?

С. А. – Одуванчик – это лекарственное растение и очень полезное. Его можно употреблять в салатах и заваривать чай.

(Данные сведения фиксируются)

3 МИ «Посмотреть в книге»

В. – Посмотрим в детской энциклопедии о растениях. Что вы здесь видите?

Д. – Как одуванчик растет, что с ним происходит…

В. – То есть «жизнь» растения. Оно растет и развивается как бы по кругу из года в год. (Фиксируем)

4 МИ «Наблюдение» и 5 МИ «Эксперимент»

В. – Мы наблюдали за одуванчиком на прогулке, плели венки. А сейчас проведем несколько экспериментов.

а) - Перед нами два цветка одуванчика, один накрыт. Давайте посмотрим, что происходит под крышкой? (Дети открывают)

Д. – Одуванчик закрылся!

В. – А что это значит?

Д. – В темноте, ночью цветок спит, а днем – просыпается и открывается!

В. – Молодцы! Совершенно верно! Подумаем, как это можно зарисовать? (Помощник фиксирует результаты эксперимента)

б) – Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой. Разделим стебель одуванчика вдоль на части и опустим в воду. Что происходит?

Д. – Стебель закручивается!

- Он как живой!

В. – Правильно! Разделенный стебель одуванчика в воде закручивается. Потом из таких кудряшек можно смастерить куколку! Давайте мы и это зафиксируем. (Алина рисует на листочках)

В. – Отлично! Наши «записи» готовы, разложим их и посмотрим, что мы нового узнали об одуванчике? (Ответы детей)

В. – Моя помощница работала быстро и правильно! Все ребята молодцы, активно принимали участие в поисках нужной информации!

- Таким образом, мы подошли к последнему этапу исследования :

4 этап. «Доклад»

В. – Я приглашаю Алину выступить с «научным» докладом и рассказать нам все, что мы сегодня узнали об одуванчике, пользуясь своими рисунками на листочках.

Алина выступает с докладом.

В. – Молодец! Вот теперь, ребята, вы знаете, как проводить настоящее исследование!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В. – Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось заниматься исследовательской деятельностью? Теперь вы можете самостоятельно проводить такую работу.

- Сделаем выводы: чему мы научились?

1. Определили тему исследования

2. Составили план исследования

3. Собрали и зафиксировали (зарисовали) полученную информацию.

4. Выступили с докладом.

- Всем большое спасибо! Молодцы!

Литература:

1. А. И. Савенков. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5-8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2. О. Иванова «Моя первая книга о растениях». – Ростов-на-Дону: «ИД «Проф-Пресс», 2007

Публикации по теме:

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

План по самообразованию «Педагогическая игра» Утверждаю Руководитель ГБОУ-СОШ №22 Структурное подразделение План по самообразованию по теме:«Педагогическая игра" № Содержание работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Одуванчик»
Опубликовано: 26 января 2015 в 21:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД