Светлана Пасечник
Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Одуванчик»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ №947, г. Москва
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе
«Одуванчик»
(первое тренировочное занятие)
Выполнила:
воспитатель Пасечник С. С.
2014 г.
Публикация «Занятие по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе „Одуванчик“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель: познакомить детей с техникой проведения исследования объекта на примере одуванчика; приобщать к проектной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с различными методами и способами исследовательской деятельности; учить детей поиску новой информации об изучаемом объекте путем применения различных методов исследования; учить составлять план будущего исследования, самостоятельно фиксировать полученные данные, готовить доклад;
- развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с особенностями растения (одуванчика); развивать мышление, творческие способности, речь детей;
- воспитывать положительное отношение к практической деятельности; формировать умение работать в коллективе, способствовать развитию у детей бережного отношения к природе.
Предварительная работа: наблюдение за цветами на участке во время прогулки с детьми, плетение венков из одуванчика; подготовка растений для организации исследовательской деятельности; непосредственно перед началом занятия накрыть один из одуванчиков непрозрачной емкостью (для достижения лучшего результата на этапе экспериментирования).
Оборудование: карточки с изображением тем исследования, карточки с изображением методов исследования, два желтых одуванчика в горшочках, прозрачная емкость с водой, непрозрачная емкость (короб, ручки, карандаши, фломастеры, листочки бумаги 7х7 см, детская энциклопедия.
Словарная работа: исследование, методы исследования, доклад, фиксировать, опыты, эксперимент.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В. (воспитатель) : - Ребята, сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые ученые. А вы знаете, что такое исследование? Исследование – это поиск нового о чем-либо, исследовать – значит узнать о чем-то, получить новые данные об исследуемом предмете.
Сначала я хочу предложить Алине быть моим главным помощником, она будет выполнять со мной всю работу. Остальные дети тоже будут смотреть и помогать.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 этап. Выбор темы
В. – Перед вами карточки с изображениями – это темы исследования (Прикрепить на доске). Подумаем, что можно выбрать для нашей работы, но такое, над чем можно было бы провести эксперимент сейчас, в группе.
Д. (дети) – Мы выбираем одуванчик, нам он хорошо знаком, его много на нашем участке (Алина прикрепляет «Одуванчик» к доске, остальные карточки убираем).
2 этап. Составление плана исследования
В. – Чтобы провести настоящее исследование, мы должны получить как можно больше новых сведений об одуванчике и подготовить сообщение – доклад. То, как мы будем добывать информацию, называется Методом Исследования (МИ). Их существует немало.
- Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
Д. – Опыты проводит, читает книги в библиотеке, наблюдает… (Воспитатель кладет перед детьми карточки с изображением методов исследования).
В. – А что бы мы с вами сделали в первую очередь? Наверное, мы сначала сами подумаем и вспомним, что представляет собой цветок одуванчика. А что можно сделать во вторую очередь? В третью? (Ответы детей)
Итак, первое – «Подумать самостоятельно» (кладем карточку)
второе – «Спросить у специалиста/другого человека» (кладем карточку)
третье – «Посмотреть в книге» (кладем карточку)
четвертое – «Понаблюдать» и «Провести эксперимент» (кладем карточку).
(Воспитатель и дети вместе рассуждают)
В. – То, в какой очередности мы выложили методы исследования, - это и есть наш план исследования.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
(Выполнять движения по тексту)
3 этап. Сбор материала
В. – Продолжим исследование. С помощью наших методов мы будем получать информацию об одуванчике. И нам надо эту информацию фиксировать. Моя помощница будет делать заметки в виде рисунков, значков или символов на маленьких листочках.
1 МИ «Подумать самостоятельно»
В. –Что мы знаем об одуванчиках?
Д. – Одуванчики бывают желтые, а потом они превращаются в белые и пушистые. Если на него дунуть, то пушинки разлетятся. Из одуванчика можно плести венки.
(Алина фиксирует на листочке – см. макет папки юного исследователя и фотоотчет)
2 МИ «Спросить у специалиста/другого человека»
В. – У кого мы сейчас можем спросить об одуванчике?
Д. – У Светланы Александровны.
В. – Наш помощник воспитателя по специальности химик. Что она нам скажет о цветке?
С. А. – Одуванчик – это лекарственное растение и очень полезное. Его можно употреблять в салатах и заваривать чай.
(Данные сведения фиксируются)
3 МИ «Посмотреть в книге»
В. – Посмотрим в детской энциклопедии о растениях. Что вы здесь видите?
Д. – Как одуванчик растет, что с ним происходит…
В. – То есть «жизнь» растения. Оно растет и развивается как бы по кругу из года в год. (Фиксируем)
4 МИ «Наблюдение» и 5 МИ «Эксперимент»
В. – Мы наблюдали за одуванчиком на прогулке, плели венки. А сейчас проведем несколько экспериментов.
а) - Перед нами два цветка одуванчика, один накрыт. Давайте посмотрим, что происходит под крышкой? (Дети открывают)
Д. – Одуванчик закрылся!
В. – А что это значит?
Д. – В темноте, ночью цветок спит, а днем – просыпается и открывается!
В. – Молодцы! Совершенно верно! Подумаем, как это можно зарисовать? (Помощник фиксирует результаты эксперимента)
б) – Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой. Разделим стебель одуванчика вдоль на части и опустим в воду. Что происходит?
Д. – Стебель закручивается!
- Он как живой!
В. – Правильно! Разделенный стебель одуванчика в воде закручивается. Потом из таких кудряшек можно смастерить куколку! Давайте мы и это зафиксируем. (Алина рисует на листочках)
В. – Отлично! Наши «записи» готовы, разложим их и посмотрим, что мы нового узнали об одуванчике? (Ответы детей)
В. – Моя помощница работала быстро и правильно! Все ребята молодцы, активно принимали участие в поисках нужной информации!
- Таким образом, мы подошли к последнему этапу исследования :
4 этап. «Доклад»
В. – Я приглашаю Алину выступить с «научным» докладом и рассказать нам все, что мы сегодня узнали об одуванчике, пользуясь своими рисунками на листочках.
Алина выступает с докладом.
В. – Молодец! Вот теперь, ребята, вы знаете, как проводить настоящее исследование!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В. – Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось заниматься исследовательской деятельностью? Теперь вы можете самостоятельно проводить такую работу.
- Сделаем выводы: чему мы научились?
1. Определили тему исследования
2. Составили план исследования
3. Собрали и зафиксировали (зарисовали) полученную информацию.
4. Выступили с докладом.
- Всем большое спасибо! Молодцы!
Литература:
1. А. И. Савенков. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5-8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2. О. Иванова «Моя первая книга о растениях». – Ростов-на-Дону: «ИД «Проф-Пресс», 2007