Мария Киргинцева
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет
«В замке Снежной королевы».
Цель: Развитие у детей исследовательских умений и навыков.
Задачи:
1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы, составлять и воспроизводить доклад, с помощью папки юного исследователя.
Публикация «Конспект занятия по организации исследовательской деятельности „В замке Снежной королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами льда, со способами обследования объекта.
3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.
Методы и приё мы:Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.
Предварительная работа:Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воды, льда и снега, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.
Оборудование:Ноутбук, презентация «Ледяные чертоги», произведение А. Вивальди «Времена года. Зима», музыка из фильма «Тайны снежной королевы» - «Вальс снежинок», столы для проведения экспериментирования, формы со льдом, миски с водой, стаканы, ёмкости с солью на каждого ребёнка, папки юного исследователя, листы бумаги, карандаши простые на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, по электронной почте нам пришло голосовое письмо, давайте прослушаем его!
«Юный друг мой, в сказку дверь приоткроем и, конечно,
Станем больше, чем теперь, знать о тайнах жизни вечной!»
Звучит отрывок произведения А. Вивальди «Времена года. Зима» и голос Снежной королевы :
«Войте вьюги! Падай снег! Мчитесь вдаль метели!
Наряжайтесь в белый мех вековые ели!
Всё, куда я ни взгляну, будет в ледяном плену.
И отныне все вы в царстве Снежной королевы!»
Воспитатель: Ребята, мы попали в замок Снежной королевы! Давайте обсудим с вами по какой причине это произошло! Как вы думаете?
Дети вместе с воспитателем придумывают и обговаривают свои варианты развития ситуации. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, вместе с детьми прослушивает варианты ответов и выделяет самые интересные и удачные версии, основываясь на общее мнение.
Варианты вопросов:
Из - за чего мы попали в замок Снежной королевы?
Чем царство снежной королевы отличается от других сказочных мест?
Какая обстановка в замке Снежной королевы?
Воспитатель подсказывает детям, с каких слов нужно начинать свои высказывания:
Может быть…
Предположим…
Допустим…
Возможно…
Что если…
Воспитатель:А чтобы выбраться из замка Снежной королевы, какое природное явление мы с вами должны победить?
Дети:Лёд, снег и мороз!
Воспитатель: В чертогах Снежной королевы, посреди одной из зал
Заснеженный, пустынный, вечный, замерзшим озером лежал прозрачный лёд!
Предлагает детям посмотреть слайды «Ледяные чертоги»(Фотографии ледяных комнат, ледяной мебели, ледяных цветов, ледяного дворца).
Воспитатель: Чувствуете, как холодно и зябко в замке Снежной королевы! А что мы можем сделать, чтобы разгадать свойства природных явлений и справиться с ними?
Дети:Исследовать, понаблюдать, провести эксперименты.
Воспитатель Предстоит нам интересное, но трудное задание! Предлагаю провести разминку, а заодно согреться и повеселиться.
Проводится разминка: «Что мы делаем зимой?»
Морозы детям не беда, не страшны им холода.
(идут по кругу)
Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.
(имитация)
А потом на лыжи встанем
(идут лыжным шагом)
и с горы кататься станем – вот так!
Снег пушистый все летает,
(поднимают медленно руки вверх и опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело,
(показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем и в снежки играть пойдем.
(имитация)
Весело в снежки играем,
(шагают)
В цель мы метко попадаем.
(приседают и лепят снежки)
Снег сегодня белый-белый –
(имитация)
От него кругом светло.
(поднимают медленно руки вверх и опускают)
Рукавички мы наденем,
(имитация)
Будет в шубках нам тепло.
(шагают)
Воспитатель: Теперь скажите мне, ребята, что в замке Снежной королевы может быть ледяным и снежным. Я вам назову признак предмета, а вы подберёте к нему слово.
Например: Что бывает снежным, снежной, ледяным, ледяной?
Проводится игра «Подбери слово».
Воспитатель:Вот мы с вами размялись и согрелись! Самое время провести эксперимент! Готовьте папки юного исследователя, запасайтесь листочками и ручками. Не забывайте зарисовывать свои выводы, они для нас очень важны.
Дети подходят к столам для исследования, на которых расставлены формы со льдом, миски с водой, стаканы пустые и ёмкости с солью.
Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе миски с водой. Какая вода? Какой она формы?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Если мы перельём воду из миски в стакан, что случиться?
Дети Вода примет форму стакана.
Воспитатель:Почему вода так легко переливается из одной ёмкости в другую? Какое свойство помогает воде?
Дети: Вода жидкая!
Воспитатель: Может ли вода быть твёрдой? Что произойдёт с водой, если её сильно охладить? Во что она превратиться?
Дети: В лёд!
Воспитатель:Чем лёд отличается от воды? Потрогайте его, ребята! Какой он формы? А лить его можно как воду? Легко ли лёд меняет свою форму? Почему?
Дети: Лёд твёрдый!
Воспитатель: Давайте поместим лёд в воду и понаблюдаем, что же с ним случиться? Что происходит?
Дети: Лёд плывёт.
Воспитатель:Мы выяснили, что лёд холодный, твёрдый на ощупь, прозрачный, он легче воды, поэтому может плавать. А что произошло со льдом, когда он полежал в ваших руках?
Дети: Лёд тает от тепла!
Воспитатель:Ребята, чтобы не забыть ничего о свойствах льда, которые мы сегодня раскрыли, давайте схематично зарисуем каждое свойство, я вам помогу.
Дети вместе с воспитателем зарисовывают на листочках свойства льда и помещают листочки в кармашки папки юных исследователей.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, можно быстро растопить целый замок Снежной королевы?
Выслушивает версии детей.
Воспитатель: Ребята, есть такое волшебное вещество, которое добавляют в пищу. Оно очень быстро помогает льду растаять. Как вы думаете, что это? Послушайте мою загадку-подсказку: Отдельно — я не так вкусна, но в пище — каждому нужна.
Дети:Это же соль!
Воспитатель предлагает посыпать лёд солью, понаблюдать, что будет происходить и зарисовать свои наблюдения в папку юного исследователя.
Воспитатель:
Он собой укроет речку и заплачет он от печки,
Ты на нём в хоккей играешь, очень скользкий, ты летаешь.
А ещё прозрачен очень, как стекло он, между прочим.
-А чтобы ледяной дворец ещё быстрее растаял, мы с вами должны согреться и растопить его. Предлагаю двигаться быстро и энергично:
Физминутка «Хлопай, топай веселей»
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем!
А потом к себе прижмём, а потом их разведём.
А теперь быстрей, быстрей хлопай, топай веселей!
Я иду и ты идёшь – 1,2,3.
Я пою и ты поёшь – 1,2,3.
Мы идём и мы поём – 1,2,3.
Очень дружно мы живём – 1,2,3.
Раздаётся голос Снежной королевы :
«Как могли вы всё разрушить, как посмели мне дерзить!
В моём царстве леденящем мои чары растопить!
Что! Я таю. Вот беда… Я вода, вода. Вода!»
Звучит музыка «Вальс снежинок» из фильма «Тайны снежной королевы».
Воспитатель: Ура! Ребята, мы победили! Замок снежной королевы растаял! Вот мы с вами и вернулись в родную группу. А чтобы другим детям не были страшны чары Снежной королевы, давайте с помощью наших записей и рисунков вспомним, что нового мы узнали с вами во время путешествия. Даю вам время посоветоваться и рассказать о свойствах льда и о нашем путешествии.
Заслушиваются доклады 2-3 человек, дети используют свои папки юного исследователя.
Воспитатель: Ребята, время мы сегодня провели с пользой, узнали много интересного и для других людей составили доклад. Благодарю всех вас за участие и помощь в этом непростом путешествии. Мы были дружны и добры – поэтому преодолели все преграды и растопили лёд в царстве Снежной королевы!