Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы»

Мария Киргинцева
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы»

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет

«В замке Снежной королевы».

Цель: Развитие у детей исследовательских умений и навыков.

Задачи:

1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы, составлять и воспроизводить доклад, с помощью папки юного исследователя.

2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами льда, со способами обследования объекта.

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.

Методы и приёмы:Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Предварительная работа:Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воды, льда и снега, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.

Оборудование:Ноутбук, презентация «Ледяные чертоги», произведение А. Вивальди «Времена года. Зима», музыка из фильма «Тайны снежной королевы» - «Вальс снежинок», столы для проведения экспериментирования, формы со льдом, миски с водой, стаканы, ёмкости с солью на каждого ребёнка, папки юного исследователя, листы бумаги, карандаши простые на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, по электронной почте нам пришло голосовое письмо, давайте прослушаем его!

«Юный друг мой, в сказку дверь приоткроем и, конечно,

Станем больше, чем теперь, знать о тайнах жизни вечной!»

Звучит отрывок произведения А. Вивальди «Времена года. Зима» и голос Снежной королевы:

«Войте вьюги! Падай снег! Мчитесь вдаль метели!

Наряжайтесь в белый мех вековые ели!

Всё, куда я ни взгляну, будет в ледяном плену.

И отныне все вы в царстве Снежной королевы

Воспитатель: Ребята, мы попали в замок Снежной королевы! Давайте обсудим с вами по какой причине это произошло! Как вы думаете?

Дети вместе с воспитателем придумывают и обговаривают свои варианты развития ситуации. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, вместе с детьми прослушивает варианты ответов и выделяет самые интересные и удачные версии, основываясь на общее мнение.

Варианты вопросов:

Из - за чего мы попали в замок Снежной королевы?

Чем царство снежной королевы отличается от других сказочных мест?

Какая обстановка в замке Снежной королевы?

Воспитатель подсказывает детям, с каких слов нужно начинать свои высказывания:

Может быть…

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что если…

Воспитатель:А чтобы выбраться из замка Снежной королевы, какое природное явление мы с вами должны победить?

Дети:Лёд, снег и мороз!

Воспитатель: В чертогах Снежной королевы, посреди одной из зал

Заснеженный, пустынный, вечный, замерзшим озером лежал прозрачный лёд!

Предлагает детям посмотреть слайды «Ледяные чертоги»(Фотографии ледяных комнат, ледяной мебели, ледяных цветов, ледяного дворца).

Воспитатель: Чувствуете, как холодно и зябко в замке Снежной королевы! А что мы можем сделать, чтобы разгадать свойства природных явлений и справиться с ними?

Дети:Исследовать, понаблюдать, провести эксперименты.

Воспитатель Предстоит нам интересное, но трудное задание! Предлагаю провести разминку, а заодно согреться и повеселиться.

Проводится разминка: «Что мы делаем зимой?»

Морозы детям не беда, не страшны им холода.

(идут по кругу)

Ходим в шубах и ушанках и катаемся на санках.

(имитация)

А потом на лыжи встанем

(идут лыжным шагом)

и с горы кататься станем – вот так!

Снег пушистый все летает,

(поднимают медленно руки вверх и опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело,

(показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем и в снежки играть пойдем.

(имитация)

Весело в снежки играем,

(шагают)

В цель мы метко попадаем.

(приседают и лепят снежки)

Снег сегодня белый-белый –

(имитация)

От него кругом светло.

(поднимают медленно руки вверх и опускают)

Рукавички мы наденем,

(имитация)

Будет в шубках нам тепло.

(шагают)

Воспитатель: Теперь скажите мне, ребята, что в замке Снежной королевы может быть ледяным и снежным. Я вам назову признак предмета, а вы подберёте к нему слово.

Например: Что бывает снежным, снежной, ледяным, ледяной?

Проводится игра «Подбери слово».

Воспитатель:Вот мы с вами размялись и согрелись! Самое время провести эксперимент! Готовьте папки юного исследователя, запасайтесь листочками и ручками. Не забывайте зарисовывать свои выводы, они для нас очень важны.

Дети подходят к столам для исследования, на которых расставлены формы со льдом, миски с водой, стаканы пустые и ёмкости с солью.

Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе миски с водой. Какая вода? Какой она формы?

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Если мы перельём воду из миски в стакан, что случиться?

Дети Вода примет форму стакана.

Воспитатель:Почему вода так легко переливается из одной ёмкости в другую? Какое свойство помогает воде?

Дети: Вода жидкая!

Воспитатель: Может ли вода быть твёрдой? Что произойдёт с водой, если её сильно охладить? Во что она превратиться?

Дети: В лёд!

Воспитатель:Чем лёд отличается от воды? Потрогайте его, ребята! Какой он формы? А лить его можно как воду? Легко ли лёд меняет свою форму? Почему?

Дети: Лёд твёрдый!

Воспитатель: Давайте поместим лёд в воду и понаблюдаем, что же с ним случиться? Что происходит?

Дети: Лёд плывёт.

Воспитатель:Мы выяснили, что лёд холодный, твёрдый на ощупь, прозрачный, он легче воды, поэтому может плавать. А что произошло со льдом, когда он полежал в ваших руках?

Дети: Лёд тает от тепла!

Воспитатель:Ребята, чтобы не забыть ничего о свойствах льда, которые мы сегодня раскрыли, давайте схематично зарисуем каждое свойство, я вам помогу.

Дети вместе с воспитателем зарисовывают на листочках свойства льда и помещают листочки в кармашки папки юных исследователей.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, можно быстро растопить целый замок Снежной королевы?

Выслушивает версии детей.

Воспитатель: Ребята, есть такое волшебное вещество, которое добавляют в пищу. Оно очень быстро помогает льду растаять. Как вы думаете, что это? Послушайте мою загадку-подсказку: Отдельно — я не так вкусна, но в пище — каждому нужна.

Дети:Это же соль!

Воспитатель предлагает посыпать лёд солью, понаблюдать, что будет происходить и зарисовать свои наблюдения в папку юного исследователя.

Воспитатель:

Он собой укроет речку и заплачет он от печки,

Ты на нём в хоккей играешь, очень скользкий, ты летаешь.

А ещё прозрачен очень, как стекло он, между прочим.

-А чтобы ледяной дворец ещё быстрее растаял, мы с вами должны согреться и растопить его. Предлагаю двигаться быстро и энергично:

Физминутка «Хлопай, топай веселей»

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем!

А потом к себе прижмём, а потом их разведём.

А теперь быстрей, быстрей хлопай, топай веселей!

Я иду и ты идёшь – 1,2,3.

Я пою и ты поёшь – 1,2,3.

Мы идём и мы поём – 1,2,3.

Очень дружно мы живём – 1,2,3.

Раздаётся голос Снежной королевы:

«Как могли вы всё разрушить, как посмели мне дерзить!

В моём царстве леденящем мои чары растопить!

Что! Я таю. Вот беда… Я вода, вода. Вода!»

Звучит музыка «Вальс снежинок» из фильма «Тайны снежной королевы».

Воспитатель: Ура! Ребята, мы победили! Замок снежной королевы растаял! Вот мы с вами и вернулись в родную группу. А чтобы другим детям не были страшны чары Снежной королевы, давайте с помощью наших записей и рисунков вспомним, что нового мы узнали с вами во время путешествия. Даю вам время посоветоваться и рассказать о свойствах льда и о нашем путешествии.

Заслушиваются доклады 2-3 человек, дети используют свои папки юного исследователя.

Воспитатель: Ребята, время мы сегодня провели с пользой, узнали много интересного и для других людей составили доклад. Благодарю всех вас за участие и помощь в этом непростом путешествии. Мы были дружны и добры – поэтому преодолели все преграды и растопили лёд в царстве Снежной королевы!

Публикации по теме:

«Чем занять ребёнка?» Поделки из солёного теста«Чем занять ребёнка?» Поделки из солёного теста Нашей девочке три с половиной годика. В этом возрасте для ребёнка характерно любопытство и желание подражать взрослому, поэтому стараемся.

В царстве снежной королевы.В царстве снежной королевы. Сказка на нашем участке началась с появления Снежной королевы А это мои художники, которые "вдохнули" жизнь и "оживили" Снежную королеву.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы»
Опубликовано: 9 января 2015 в 23:57
+116Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Стихотворение «Яблочный Спас»
Яблочный спас у ворот Яблочный Спас постучал у ворот, Значит, промчался уже целый год! Раннее утро лучом разбудило, Раннее утро нас в сад...
Поздравление с Яблочным Спасом
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! 19 августа в народном календаре отмечается праздник «Яблочный Спас». С Яблочным Спасом я вас поздравляю,...
Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...