Ольга Князева
Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством «В гостях у хозяйки тундры»
▼ Скачать + Заказать документы
Изпокон веков в нашем Ненецком автономном округе одной дружной семьей живут и ненцы и коми и русские. У каждого народа свои традиции и обычаи, свой родной язык, свой национальный костюм. Я предлагаю посмотреть, как в нашем саду происходит приобщение детей к ненецкому народному творчеству. В представленном занятии дети знакомятся с женской ненцкой национальной одеждой большеземельской тундры. Наш округ поделен на три территории - канинская, малоземельская и большеземельская тундра. В каждой местности свои особенности в одежде.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством „В гостях у хозяйки тундры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Князева Ольга Константиновна
музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР «Детский сад №1» г. Нарьян-Мара
Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством.
Старший дошкольный возраст.
Тема: «В гостях у Хозяйки тундры»
Аппликация из ткани.
Приоритетная область «Познание»
Интеграция областей:
«Художественно-эстетическая», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Знакомить детей с ненецким народным прикладным искусством, характерными особенностями женской одежды.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о специфике ненецкого орнамента.
2. Учить понимать и оценивать красоту ненецкого орнамента.
3. Развивать интерес к творчеству ненецкого народа.
4. Воспитывать толерантные чувства
5. Учить складывать заготовку ткани пополам для семметричного вырезывания.
6. Развивать интнрес и умение работать иглой.
7. Способствовать развитию сенсомоторики (согласованности в работе глаз и рук, координации движений, точности и гибкости выполнения действий).
8. Воспитывать аккуратность, усидивость, трудолюбие;
9. Самостоятельность, творчество в выборе материала.
10. Активизировать речь детей.
Материал: Тучейка с принадлежностями для рукоделия по колличеству детей: иголки, английские булавки, ножницы, лоскутки сукна. Наперстки, нитки, шаблоны. Заранее заготовленный орнамент. Чай. Лепешки.
Предварительная работа:
Занятия по теме «Мой край родной» через образовательные области:
1. Развитие речи.
2. Познание.
3. Художественно-эстетическая.
4. Экскурсии. Прогулки.
5. Посещение музеев, выставок, культурно- развлекательных мероприятий города.
6. Приобщение детей к ненецкому народному творчеству: слушание, заучивание и инсценирование произведений устного народного и музыкального творчества.
7. Знакомство с некоторыми словами на ненцком языке
(слова приветствия, считалки, загадки, заклички, игры).
Перед занятием воспитатель в группе обращает внимание детей на игольницу:
Ребята, я сегодня утром встретила Хозяйку тундры. Она передала в подарок вам вот этот предмет. (показывает игольницу) Кто скажет, что это? Давайте убедимся в этом. (Рассматривают содержание игольницы).
Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?
А среди вас есть мастера и рукодельницы, которые умеют пользоваться иглой?
Хозяйка тундры пригласила вас к себе в гости, и если у вас есть желание, мы можем отправиться прямо сейчас. Я думаю, нас ждет что-то очень интересное и необычное. А вдруг нам придется показать свое умение в работе с иглой, не зря же она решила сделать нам такой подарок!
Ход занятия.
Дети входят в зал. Звучит фонограмма бубна. У центральной стены чум, в нем Хозяйка тундры.
Выходит хозяйка тундры, здоровается на ненецком языке.
Хозяйка: Нань, торова, нацеки!
Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я очень рада, что вы пишли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь, устали, видно, с дороги, а я вас чаем угощу с лепешками. (дети угощаются чаем).
Я хотела бы знать, кто из вас не любит сказки! Конечно, среди вас таких нет. Все дети на свете любят сказки. А хотели бы вы послушать сказку про Куропатку и Росомаху? Ну, тогда лепешки кушайте, да сказку слушайте.
Жила была в большеземельской тундре мастерица, рукодельница Куропатка. Было у нее восемь детей и все девочки. Однажды на праздник сшила Куропатка своим детям одежду и украсила орнаментом. Узнала про красивые наряды Росомаха. Пока куропатка ходила на озеро за водой, забралась Росомаха в чум и стянула все подарки. Вернулась Куропатка, смотрит, а подарков нет. Заплакала тогда Куропатка, загоревала. Не успеть сшить новую одежду для детей. Что же делать бедной куропатке?
(автор Ольга Князева).
Ребята, а вы смогли бы помочь Куропатке? А что для этого нужно сделать? У меня есть волшебная тучейка (показывает)
Хозяйка тундры читает стихотворение «Моя тучейка» Лукерьи Валей.
Я возьму свою тучейку,
Расписную мехом белым,
Мехом черным расписную
В руки я свои возьму.
Сукна разные играют
В том орнаменте искусном.
В нем красоты тундры милой
Отражение нашли.
Я стряхну её легонько,
И услышу звон копытцев,
Понашитых в той тучейке,
С песней звонкою сравню.
А в тучейке моей много
Всевозможных лоскуточков
Из сукна, и мех олений,
Что угодно для души.
А что находится в моей тучейке, вы скажете, отгадав загадки.
1. Таща аркан, лесную речку вперед – назад переходит. (Игла)
2. У старухи нос пористый. (Наперсток)
Хозяйка: Может и вы знаете ненцкие загадки про иголку и рукоделие?
Дети:
1. Черная лисичка речку туда и обратно перебегает. (Игла)
2. У старухи нос рябой (Наперсток)
Хозяйка: Скажите, а для чего необходим наперсток?
Дети: Наперсток нужен для того, чтобы не уколоть пальцы во время работы, потому. Что мех толстый и твердый.
Хозяйка: Какую одежду мы будем шить?
Дети: Паницу, потому что это женская одежда, а у Куропатки были только девочки.
Хозяйка: Из чего мы можем сшить паницу?
Дети: Паницу шьют из меха и сукна. Меховая паница – это зимняя одежда, а суконную носят летом.
Хозяйка: Как вы думаете, с каким материалом мы с вами будем работать?
Дети: Мы будем шить летние паницы из сукна, потому что сейчас весна и скоро будет лето.
Хозяйка: Как это мы будем делать?
Дети: Надо сначала скроить паницу. Сложим лоскуток пополам, заколем булавками, нанесем шаблон, обведем, затем вырежем.
Хозяйка: Чтобы руки были проворными и послушными, предлагаю поиграть в игру «Мастера»
Проводится пальчиковая игра «Мастера»
Мастера и мастерицы - ритмично сжимают пальцы вкулак.
Будем шить сейчас паницы – то же движение.
Мы паницы кроим, кроим - указательным и средним пальцем имитируем
«ножницы»
Мы паницы шьем, шьем – движение «шьем иголкой»
Разноцветные полоски - попорядку массажируют подушечки пальцев
круговыми движениями о
На паницы мы пришьем - подушечку большого пальца.
И орнаментом украсим - прямые пальцу, сложены в «замок»
Мы паницы наши – скользящие движения руками вверх, вниз.
Девочки красавицы – вращение кистями рук.
Нам в паницах спляшут.
(Ольга Князева)
Хозяйка: Предлагаю выбрать себе материал, приготовить рабочее место. (дети выбирают заготовки, орнамент, оформляют себе рабочее место).
Продуктивная деятельность детей.
Дети выкраивают из сукна паницу.
Хозяйка: Как вы думаете, готова одежда?
Дети: Сейчас нужно её украсить орнаментом, чтобы было красиво.
Хозяйка: У ненцев канинской тундры паница украшается особо – полоски сукна разного цвета и никогда не украшают узорами. У женщим малоземельской тундры паница украшается по своему: только полосками разного цвета сукна, а подол кроят из сукна красного оттенка.
А кукую же паницу мы будем украшать?
Дети: Паницу Большеземельской тундры.
Хозяйка: У меня есть заготовки орнамента. Вот они. Я предлагаю взять вам понравившийся вам орнамент и украсить им паницу.
(Дети выбирают, показывают и называют орнамент. Педагог участвует в процессе работы. Помогает советом, примером, поощряет детей).
Хозяйка: Я придумаю узоры,
Понашью я их для паниц,
О труде своем любимом
Песню светлую спою. (Лукерья Валей)
Звучит фонограмма ненецких мелодий.
Дети пришивают орнамент к суконной панице швом «иголка вперед».
Хозяйка: Какие вы молодцы, стараетесь выполнять работу красиво. Доброе дело делаете.
У ненцкого народа есть такая поговорка:
- Тот нам друг и брат, кто не чуэжд добра.
А вы настоящие друзья, так-как пришли на помощь.
Анализ работы детьми.
Хозяйка: ненцы в своей пословице говорят так:
- Не тем человек знатен, сколько ему лет,
А тем, какой оставит след.
Про вас можно сказать, что вы оставили хороший, добрый след, красиво и аккуратно выполнили работу. Приятно будет девочкам нарядиться в паницы.
Дети:
1. Иастерили мне паницу
Не денек, а три недели.
А теперь вот мастерицы
В тот наряд меня одели.
2. И сказали: «Покажись нам,
Повернись--ка влево –вправо,
Потихоньку покружись…
Получился труд на славу».
3. На панице тундра вся
Пораскинула просторы.
В удивленьи вся семья,
Ведь на ней речушки, горы.
(Лукерья Валей)
Хозяйка: Вот рогов красивый ряд
След медведя, кости щуки,
Вот головки, лисий локоть…
На паницах у ребят.
(Ольга Князева)
Хозяйка тундры хвалит детей за помощь и предлагает подвигаться в ритмичном танце под ненецкую мелодию.
Звучит ненецкая мелодия под звуки бубна.
(Дети выполняют движения по показу Хозяйки тундры).
Дети выходят из зала вместе с воспитателем.
Вечером дети приходят в музыкальный зал на развлечение «Праздник у Куропатки» Где исполняют знакомые песни, танцы, играют в ненецкие игры.