Марина Евгеньевна Сычева
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Мужик и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Автор: Сычева М. Е. воспитатель МБДОУ детский сад №321 "Старт"г. Самара
Цель: учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе, Русская народная сказка „Мужик и медведь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- развивать речь детей в процессе диалога персонажей, прививать интерес к театрализованной игре, развивать умственную активность; расширять знания детей по теме; воспитывать у детей самоконтроль за речью.
- воспитывать желание трудиться, поддерживать дружеские отношения детей друг к другу в процессе труда;
- закрепить навыки посадки семян.
Предварительная работа:
Рассматривание семян овощей, дидактическая игра "Овощи", чтение и обыгрывание сказки "Репка", труд в природном уголке.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика, семена репки, ящички для посадки, грабельки.
Предварительная работа:
Чтение произведений: «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка»и обыгрывание сказки. Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».Труд в природном уголке.
Ход занятия:
-Послушайте загадку:
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Про кого эта загадка? (Слайд№2)
Почему вы так решили?
- А какие вы знаете сказки, в которых персонажем является медведь?
- Скажите, а кто написал эти сказки? (народ)
-А раз их написал народ, то они какие? (народные)
Теперь давайте посмотрим, все ли вы назвали сказки.
(Просматриваются слайды №№3-6, на слайде № 7 изображена сказка «Мужик и медведь)
А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
Чтение сказки с последующим обсуждением.
- Что посеял мужик?
- Кто вышел к мужику из леса?
- Что предложил мужик медведю?
- Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?
- Почему рассердился медведь на мужика?
- Что посеял на следующий год мужик?
- Как поступил медведь?
- Понравились ли медведю корешки?
- Кто выиграл в этот раз? Почему?
- Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
- У разных овощей бывают съедобными разные части:
корешки- это те части, которые где растут? (в земле);
вершки – те части, которые растут? (над землей)
-Давайте поможем медведю правильно выбрать съедобную часть. (Слайды №№8-12)
- А вы знаете, есть овощ, у которого съедобные и корешки, и вершки. Может кто-то знает, что это за овощ?
-Слушаем загадку про этот овощ:
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) (Слайд№ 13)
Игра «Что сначала, что потом?».
-Сначала была осень, а потом лето?
-Сначала сажают семена, а потом убирают урожай?
-Сначала мужик посадил рожь, а потом репу?
-Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки?
-Сначала мелют муку, а потом собирают колосья?
-Сначала репу едят, а потом её моют?
- Вспомните, что выбирал медведь каждый раз в сказке, съедобные или несъедобные части растений?
- А что бы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? Почему? (корешки-сладкие, вершки-горькие листочки)
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке.
(Н. Нищева) Шаги на месте.
Повторное чтение с установкой на пересказ.
Пересказ текста детьми.
После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы (например, медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
Сегодня и мы с вами посеем семена репки, чтобы вырастить ее. Каждому из вас я предлагаю занять места за столами. Начинаем рыхлить землю грабельками, потом делаем ямочки палочкой в глубину до указанной на ней отметки 1, поливаем, затем мы кладём одно семечко в ямочку, слегка засыпаем землёй и поливаем водой.
(посадка семян репки)
- Теперь, чтобы репка выросла, скажем волшебные слова:
Репка – Репонька
Расти крепонька
Не мала, не велика
До мышиного хвоста,
Да! (и топнуть ногой)
Итог занятия.
- Молодцы ребята, отлично мы справились. Ящики я уберу на подоконники, чтобы на них светило солнышко с улицы в окошко, а мы будем за репкой ухаживать и наблюдать за всходами, и ваша репка обязательно вырастет, и мы с вами будем кушать вкусный и полезный овощ.
- Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
- Кто главные герои?
- О каком овоще говорилось в сказке?
Спасибо вам ребята!