Лосева Светлана
Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе.
Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с картиной И, И, Левитана „Золотая осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Цель занятия : Познакомить детей с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана развивать, сформировать представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с творчеством И. Левитана.
2. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.
3. Учить видеть в живописи средства выразительности цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной.
Развивающие:
1. Развивать художественное восприятие и воображение.
2. Развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление; развивать связную речь, обогащать речь образными выражениями (золотая осень, синеющая речка, золотистая листва и т. д.)
Воспитательные:
Воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).
Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, осенних картин; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки.
Материалы и оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация, репродукция картины «Золотая осень» И. Левитана; музыка П. И. Чайковского «Времена года»; смайлики (грустные и веселые)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, становитесь в полукруг и послушайте пожалуйста какое красивое стихотворение написала С. Ю. Подшибякина «Осень начинается».
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются. (Слайд №1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости решил прийти Карандаш (Слайд) он будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия и поэтому будьте внимательны.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом унылом и в то же время прекрасном времени года о «Золотой осени». За окном осень, а как же называются осенние месяцы?
Дети: (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.)
Воспитатель: Посмотрите, а Карандаш оценил ваши ответы (Слайд) вот таким букетом из роз он будет вас оценивать. А, что же происходят в природе осенью?
Дети: (опадают листья, улетают птицы в теплые края, дни становятся холодными, животные готовятся к зимней спячке, льют холодные дожди; люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод и пр.) (Слайд)
Воспитатель: А Карандаш снова оценил ваши ответы. Чтобы почувствовать осеннее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «Лист» (Слайд)
Дети: листок, листочек, листопад, лиственный, листва, листик, лиственница. (Слайд)
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста, карандаш вас оценил, Молодцы!
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель: Жил когда-то, больше ста лет назад, такой художник. И не просто художник, а великий художник. Великий потому, что прошло уже столько времени, а люди до сих пор помнят и любят его искусство. Исаак Ильич Левитан он очень любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе посмотрите вот некоторые из них это «Тишина» и «Берёзовая роща». (Слайд)
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, не забывайте об осанке. Сегодня мы с вами познакомимся еще с картиной Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». (Слайд). Посмотрите пожалуйста внимательно на картину, как вы думаете, о чем она?
Дети: о природе, деревьях.
Беседа по произведению.
Воспитатель: Я предлагаю полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Осень». (Дети слушают музыку).
Воспитатель: Как вы думаете, подходит ли музыка к этой картине?
Дети: Я думаю, что подходит, она печальная, грустная.
Воспитатель: А какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя.
Дети: Чувство тоски по теплым летним денькам.
Воспитатель: Как же вас оценил Карандаш, смотрим на экран. А какие характерные особенности золотой осени передает художник?
Дети: Деревья пожелтели, от листьев как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не вид им.
Дети: Трава на лугах желто-зеленая.
Дети: Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная.
Воспитатель: Карандаш покажи нам, как ты оценил ответы? Здорово!
Воспитатель: Как вы уже заметили особенно красиво на картине изображены деревья, листья, от них как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим. Отдельных листьев не видно, но, кажется, если подует ветерок, то полетят они корабликами на увядающую траву, на холодную кажущиеся бездонную воду реки. Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте. Мы видим в воде отражение прибрежных трав; небо, отражаясь в воде, делает воду более светлой.
Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз : «Осенний лес".
Вот стоит осенний лес! (круговые движения глазами)
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа - дуб, (движения глазами влево - вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами вверх-вниз)
Глазки ты закрой-открой (движения глазами по тексту)
И скорей бегом домой!
Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, что художник
изобразил на картине близко к нам, на переднем плане.
Дети: Художник нарисовал несколько деревьев.
Воспитатель: Что это за деревья
Дети: Деревья называются березками.
Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?
Дети: Березки тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.)
Воспитатель: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите.
Дети: Видна группа березок.
Воспитатель: Такую группу называют «Березовая роща». А листочки на этих березках видны.
Дети: Нет
Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник, нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А какого цвета трава на лугах?
Дети: Трава зеленого цвета.
Воспитатель: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.
Воспитатель: А речка какого цвета?
Дети: Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета.
Воспитатель: А вдали она какая.
Дети: Беловато- голубая.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что туда падают солнечные лучи.
Воспитатель: Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше – теплых красок или холодных.
Дети: На картине больше теплых цветов.
Воспитатель: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?
Дети: Голубое, с легкими белыми облачками.
Воспитатель: А есть ли на картине солнышко?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: На картине видны тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом.
Воспитатель: Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
Воспитатель: И Карандаш готов оценить ваши ответы, смотрим на экран. (Слайд)
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Я приглашаю вас пройти со мной на ковёр.
Физкультминутка «Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель: Я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит спокойная музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине….»
Дети: На моей картине на переднем плане изображена освещенная поляна с высокими стволами деревьев, солнечный свет заливает всю поляну. По центру картины протекает ручей. А на заднем плане темнеют силуэты кустарников.
3. Итог занятия.
Воспитатель: А тебе Карандаш понравились, как сегодня активно работали ребята? (Слайд № 8)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за помощь. Было ли вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?
Дети: Физминутка; Гимнастика для глаз и т. д
Воспитатель: Прикрепите свои кружки весёлому смайлику, если занятие понравилось или грустному – если не понравилось.
Предложить детям на предстоящем занятии по рисованию нарисовать осенний пейзаж.