Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в подводный мир»

Галина Семенова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в подводный мир»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

в логопедической подготовительной к школе группе.

«Путешествие в подводный мир».

Выполнила Семенова

Галина Александровна

воспитатель МБДОУ

детского сада №41 комбинированного вида.

г. Шахунья

Задачи.

Образовательные. Продолжать знакомить детей с обитателями морей. Уточнить представления о дельфине и крабе их внешнем виде, образе жизни.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах

Учить детей проводить простейший эксперимент, позволяющий выяснить, как морские обитатели приспособились к водной среде.

Учить детей анализировать и делать выводы.

Развивающие. Развивать познавательные способности детей, а так же эстетические чувства, связанные красотой подводного мира и его обитателями;

развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

развивать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать потребность детей в общении с природой, повышать интерес к познанию ее законов. Воспитывать экологическую культуру, самостоятельность.

Словарная работа. Обогащать словарный запас (суша, морская вода, батискаф, дрессировщик, дрессированный, дельфин афалина.) Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, выражать их в речи.

Методы и приёмы. Наглядные: (рассматривание, наблюдение); словесные (художественное слово, напоминание, указание, объяснение, игровые (игровая ситуация, игровая роль).

Предварительная работа. Рассматривание фотоиллюстраций, беседы на тему «Морские обитатели», создание мини - музея «Подводный мир», чтение детских энциклопедий о подводном мире и других книг о морских обитателях.

Рассматривание картины Айвазовского «Черное море».

Материалы и оборудование. Мультипроектор, слайды, иллюстрации морских обитателей, видеоролик «Голубая Бездна». Музыкальное сопровождение: Камиль Сен-Санс из серии «Карнавал животных», краски, кисти для рисования, цветные прямоугольники с белым экраном, в виде фотоаппарата (белым восковым карандашом на экране нарисован дельфин, прозрачные стаканы с водой, трубочки, камешки или кусочки пластилина.

Индивидуальная работа. Отработать слоговую структуру слов – батискаф, дрессировщик с Златой П, Артемом Л.

-Ребята, посмотрите, что у меня есть - (показывает слайд с изображением капельки воды на ладошке).

-А теперь представьте, что бы вы ощутили, если дотронулись до нее пальцем, языком.

-Ребята, а если воды не капелька, а больше, чтобы это может быть?

-А если воды еще больше?

-Какие моря вы знаете?

-А кто-нибудь из вас был на море?

-На каком?

-Какое оно?

-Что особенно понравилось на море?

-Если бы вы узнали, что я путешествовала под водой, в море, о чем бы вы хотели меня спросить?

Подводный мир очень красив и разнообразен. В морских глубинах можно увидеть много разных морских животных, разноцветные водоросли, кораллы.

-Ребята, а вы хотели бы очутиться на морском дне?

-А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься?

( Дети отвечают: на подводной лодке, с помощью акваланга)

Правильно ребята, а еще можно опуститься на морское дно с помощью батискафа.

-С помощью чего? Повторите ребята.

Батискаф – это такой большой металлический шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.

-А теперь устраивайтесь удобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно. Посмотрите, что происходит вокруг, сколько здесь всего интересного.

(На экране видеоролик "Голубая бездна"

-Послушайте загадки.

Волны к берегу несут

Парашют - не парашют.

Не плывет он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает(.).

-Правильно ребята, это медуза. Медузы загадочные и невероятно красивые обитатели морей и океанов нашей планеты. Встреча с ними может быть опасной для человека, однако люди все время стремятся их исследовать и наблюдать за их жизнью.

Перекати - поле

Поселилось в море

Шарик иглокожий,

На репей похожий.

Прочные колючки –

Как ножки и ручки.

Посмотрите малыши,

Ползают по дну(.).

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (.)

Прочно скручены стволы,

Нет, и не было листвы,

На ветвях цветы стоят –

Известковый райский сад(.).

В море видим мы фонтан.

Кто его устроил там?

Почему фонтан плывет?

Что за чудо пароход(.)

-Молодцы ребята, а сейчас мы перенесемся с вами на дно Черного моря, одного из теплых морей нашей страны.

А вот и первые обитатели,

посмотрите, кто нас встречает?

(На экране изображение дельфина)

А что вы знаете про дельфинов?

-Дельфин – это морское животное. Водиться в морях и океанах. Питаются, как правило, рыбой и моллюсками. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.

Дельфины - это киты. Киты в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. А долго находиться под водой они могут, благодаря тому, что умеют задерживать дыхание. Мы с вами можем задерживать дыхание совсем ненадолго. Давайте попробуем.

А киты могут задерживать дыхание намного дольше. На голове у них расположено отверстие – дыхало, которое под водой закрывается. Через это дыхало киты еще и подают сигналы. Дельфины, как и киты млекопитающие. Маленькие детеныши дельфинов питаются молоком

Ребята, а как вы думаете, как спят дельфины?

Спят дельфины недалеко от поверхности воды, опустив вниз хвост, и, время от времени открывая и закрывая глаза. Даже болеют дельфины теми же болезнями, что и человек.

Давайте поближе познакомимся с дельфином афалиной или бутылконосом, ведь именно они превосходные актеры. Чего только они не умеют делать! Прыгают через обруч, и даже через обруч охваченный огнем. Поют под музыку. Рисуют. Легко играют с мячом. Жонглируют. Катают на себе и даже лечат. Это дрессированные дельфины.

Что значит дрессированный?

Это значит, наученный человеком.

Дрессировка дельфина требует от человека-дрессировщика доброты, любви и терпения. Дельфинов можно только хвалить, а если дрессировщик вздумает наказать или ударить дельфина. То никогда больше этот дельфин не будет слушаться этого дрессировщика.

Дельфины очень сильны. Одним взмахом хвоста. Они могут не только искалечить, но даже убить человека. Но никогда дельфины не проявляют враждебных чувств к людям. Даже когда человек лечит дельфина, делает укол или обезболивает ранку, дельфин все понимает и терпеливо переносит лечение. Нередки случаи, когда дельфины спасают тонущих людей.

Дельфины очень умны. Ученые считают, что дельфины самые умные после человека. Затем слоны и только - потом обезьяны.

А сейчас ответьте на мои вопросы.

1. Дельфины – рыбы или киты?

2. Чем питаются дельфины?

3. В море дельфины живут поодиночке, или как-то иначе?

4. Что можно сказать о силе дельфина?

5. Что известно об уме дельфинов?

Молодцы, ребята, на все вопросы правильно ответили.

Физкультурная пауза.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница.

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком махнула

Рыбка быстро уплыла.

А вот и еще один обитатель подводного мира, вы его узнали?

А что вы знаете о крабе?

Крабы обитают в морях, пресных водоемах и на суше. Иногда достигают огромных размеров.

Крабы могут многое, бегать боком по дну, лазить по вертикальным откосам скал. А в случае опасности камушком падать с них в воду. Прогуливаться ночью по пляжу. Глазеть подолгу на луну, а вот плавают очень неохотно и довольно неуклюже.

Давайте рассмотрим краба повнимательней. Тело его покрыто твердым панцирем. Знаете ли вы еще каких-нибудь животных с панцирем?

Ног у всех крабов по десять, но передняя пара ножек не видна. Они скрыты под панцирем и служат для чистки крабьих жабр. Что такое жабры?

Для чего они нужны крабу?

С помощью жабр они дышат под водой.

Кто еще дышит под водой с помощью жабр?

Голова у крабов маленькая, глаза удивительные. Они посажены на стебельки. Которые могут втягиваться и выдвигаться. Клешни у краба сильные, острые, как ножницы. Клешнями называют две самые большие крабьи руки. Вот эти.

Чем же питаются крабы? У них в меню: черви, моллюски, рыбы.

Едят крабы очень деликатно и даже красиво. Одна клешня служит как бы «вилкой», которая – «ножом». «Ножом» они режут съестное на маленькие кусочки, а «вилкой» медленно, не торопясь, подносят кусочки ко рту.

Охотятся крабы в основном ночью. А днем зарывается в песок или прячутся среди камней. Иногда воруют рыбку из рыбачьих сетей. Бывает и сами в сетях запутаются, но это для них не беда. Почему, как вы думаете?

Своими острыми клешнями крабы перерезают нити сетей и освобождаются. А в дыры, оставшаяся в сетях рыба спешит выбраться на волю.

Чем покрыто тело краба?

-Сколько ног у краба?

-Чем питается краб?

-В какое время охотится?

-Каким образом поедает пищу?

-Какую пользу морю приносит краб?

Игра «Море волнуется раз».

Ребята, а давайте поиграем в игру «море волнуется раз». Вы будете изображать морских обитателей, а я попробую отгадать, кого вы показали.

-Ой, а я рыбку поймала.

-А каких вы знаете рыбок?

Молодцы, ребята.

-Чем рыбы отличаются от других животных?

-Правильно ребята, вот как много вы знаете о подводных обитателях.

-Ребята, а как рыбы живут в воде и не погибают? Как они дышат?

-Все обитатели подводного мира – рыбы, животные, растения дышат воздухом, который находиться в воде и поэтому не погибают.

Пойдемте в нашу лабораторию, и я вам покажу на опыте, что в воде есть воздух.

Садитесь за столы.

А теперь возьмите трубочки, один конец опустите в воду, а другой конец возьмите в рот и подуйте. Что наблюдаете?

Возьмите камушек и опустите в стакан с водой. Что появляется в воде?

Правильно появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха, значит, в воде есть воздух, и камешек выталкивает воздух из воды на ее поверхность в виде пузырьков

Вот вы и узнали с помощью опыта, что в воде есть воздух.

А сейчас нам пора возвращаться. Давайте дельфина возьмем с собой.

-Сможет он жить на суше, как вы думаете?

-Почему?

Конечно, можно было бы его взять с собой, но

от перемены условий жизни он погибнет.

Но так хочется, чтобы их красоту могли увидеть не только мы с вами, но и ваши родители, и другие дети. Как же быть?

На этот случай у меня на «батискафе» есть «фотоаппараты», с их помощью мы можем сфотографировать частичку моря с нашими дельфинами, рыбками водорослями, кораллами. (Воспитатель раздает детям фотоаппараты, дети фотографируют дельфина и проявляют фотографии – проводят по экрану кисточкой с синей краской).

- Фотографии разложите на борту батискафа, и занимайте свои места.

-Сегодня мы вспомнили многих обитателей моря, но не говорили о морской черепахе и о морском еже, с ними мы познакомимся в следующий раз.

Вы знаете, говорят на морском дне нужно закрыть глаза и произнести фразу, раз, два, три морская волна принеси и тогда случиться чудо. Попробуем?

Посмотрите, случилось чудо.

Давайте шкатулку возьмем с собой в группу, и подумаем, что можно сделать из этих ракушек.

-Ну, ребята, пора возвращаться, усаживайтесь удобнее, мы начинаем всплытие.

-Поздравляю вас с возвращением на берег!

-Как прошло путешествие?

-Где мы с вами сегодня побывали?

-Что вам больше всего понравилось?

Куда бы вы хотели попасть в следующий раз?

Наше путешествие закончилось, пора попрощаться с нашими гостями.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Приказ на проведение педагогического совета .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в подводный мир»
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 17:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД