Анна Мустафаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
Тема: «Зимующие птицы: воробьи и вороны»
Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой: внешний вид, повадки, питание; учить распознавать птиц (воробей, ворона) по издаваемым звукам, имитировать голоса и способы передвижения птиц; продолжать воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение, сочувствие.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе,» размещена в разделах
Словарная работа: зимующие, зимовать, нахохлились, чирикают, каркает, перья, пух.
Материал: запись голосов воробья и вороны, иллюстрации птиц, модели, тарелочки с кормом для птиц, кормушки из бросового материала.
Ход занятия:
В гости к детям приходит кукла.
Даша: Здравствуйте, дети! На улице зима, мороз, а я гуляла и видела много птиц – больших и маленьких. Разве не все птицы улетают в тёплые края?
Воспитатель: Здравствуй, Даша! Проходи, пожалуйста, оставайся с нами и мы с детьми расскажем тебе о птицах много интересного (воспитатель включает грамзапись). Ребята, чьи голоса вы слышите, вы их узнали?
Дети: Вороны каркают, воробьи чирикают.
Воспитатель: Правильно, это вороны и воробьи. А сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации птиц. Интересно, вы всех узнаете? (воспитатель выставляет по одной картинки с изображением птиц)
Дети: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель.
Воспитатель: Молодцы ребята! Всех птиц узнали. А где мы их с вами видели?
Дети: Птицы сидели на ветках деревьев. Видели на участке, около кормушки. Видели птицу в гнезде. Воробьи прыгали по земле, купались в лужах. Птицы кружились в небе и над нами.
Воспитатель: Сейчас мы с вами внимательно рассмотрим ворону и воробья и сравним их: чем они отличаются друг от друга. А помогут вам модели (воспитатель выставляет на доску модели)
Дети по моделям дают ответ на вопрос, чем отличаются птицы.
Воспитатель: Какого размера птицы?
Дети: воробей – маленький, а ворона – большая.
Воспитатель: Что можно сказать об окраске перьев?
Дети: воробьи коричневые с серым, а перья у вороны на крыльях и хвосте чёрные, а туловище серые.
Воспитатель: Вспомните мы с вами наблюдали: как ведут себя птицы во время еды?
Дети: воробьи прыгают, перелетают с места на место. Вороны берут пищу клювом и отлетают в сторону.
Воспитатель: Молодцы! Обо всех различиях рассказали. Даша, ты запомнила, чем отличаются ворона и воробей друг от друга? А сейчас мы тебе расскажем, чем птицы похожи.
Воспитатель: Что общего у птиц?
Дети: есть туловище, голова, по две лапки, по два крыла, хвост, клюв, тело покрыто перьями. Живут рядом с человеком. Это зимующие птицы.
Воспитатель: Что мы слышим, когда птицы собираются у кормушки?
Дети: щебечут, громко кричат.
Воспитатель: Почему?
Дети: «просят» у нас крошек, зовут к кормушке своих «друзей».
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, как важно шагают вороны. Как они каркают. Как прыгают воробьи? Как чирикают?
Физкультминутка:
Воробьи – воробушки, (похлопывание руками по бокам)
Серенькие пёрышки! (махи руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучат кулачками один о другой перед собой)
У меня с ладошки! (дуть на раскрытые ладошки)
Нет, с ладошки не клюют (руки в стороны, пожать плечами)
И погладить не дают (гладить внешнюю сторону правой и левой кисти)
Как бы нам поладить, (хлопки в ладоши)
Чтобы их погладить.
Воспитатель: Ребята, а вороны и воробьи улетают в тёплые края?
Дети: Нет, они остаются зимовать.
Воспитатель: Правильно. Ворона и воробей, зимующие птицы. Чем покрывается туловище птиц под перьями на зиму? (пухом). К ночи летят птицы в парк или ближайший лес и ночуют на ветках деревьев. Как птицы спасаются от мороза?
Дети: Сидят, нахохлившись, прячут клюв, лапки, распушают пёрышки.
Воспитатель: Птицам зимой голодно. Как мы с вами можем помочь им?
Дети: Смастерить кормушки, накормить.
Воспитатель: Какой корм можно заготовить для птиц?
Дети: Семечки, зерно, крошки, корочки хлеба, пшено.
Игра «Накорми птиц» ( выставить тарелочки с кормом: зерно, семечки, пшено, крошки, пуговки, бусинки, проволока – и предложить детям выбрать, чем можно накормить птиц, а что не годится для корма).
Воспитатель: Лучше всего птиц кормить в их птичьей «столовой» - кормушке (рассмотреть кормушки из чего они сделаны).
Воспитатель: Даша, наши дети знают стихи о птицах. Сейчас они тебе их расскажут. (Выходят два ребенка и рассказывают стихи Н. Рубцов «Воробей»; «Ворона»)
Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он под зёрнышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Даша: Благодарит за стихи, интересные рассказы о птицах.
Воспитатель: Даша, мы хотим подарить тебе на память бумажные фигурки птиц (ворона и воробей изготовлены способом оригами). А вам, ребята, я предлагаю силуэты воробья и вороны. Вы разукрасите их дома с родителями, и мы организуем выставку «Птицы родного края». А может кто-то из вас захочет нарисовать птиц. Предлагаю собраться на улицу и покормить птиц, которые нас ждут около нашей кормушки (дети выходят на улицу и наблюдают за их поведением).