Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с историей жилища. Архитектура»

Ольга Шевченко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с историей жилища. Архитектура»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

по теме «История жилища – возникновение архитектуры

Образовательная область: Познание

Раздел: Ознакомление с окружающим

Тема: История жилища – возникновение архитектуры

Подготовительный этап: под редакцией Л. А. Парамоновой, развивающие занятия с детьми 6-7 лет «Первобытные люди», «Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри». «Хвойные и лиственные леса» «Знакомство с архитектурой Москвы. Красная Площадь». Разучивание физминутки «Архитектор строит дом».

Задачи:

1. Познакомить детей с видами жилища разных времен, понятиями «Архитектор и архитектура».

2. Развивать познавательную активность, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, этажность, цвет, материал); устанавливать зависимость между внешним видом, формой и назначением сооружения.

3. Воспитывать чувство коллективизма.

Методы: Наглядный, практический, словесный.

Форма: Групповая работа

Средства: Наглядный материал (презентация на большом экране)

Приемы работы: Игра-путешествие, дидактическая игра «Разные картинки»

Здравствуйте дети!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени, которая перенесет нас на много лет назад, в то время, когда появились люди на земле.

Как вы думаете, где жили первые люди? (ответы детей)

Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Природа дома не строит, а как использовать деревья камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что в отличие от животных и птиц он не имел теплой меховой шкуры и оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.

Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел ПЕЩЕРУ (изображение пещеры).

Почему человек поселился в пещеру? (она прочная сделана из камней)

Пещера – это пустое пространство в горе. Человек принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных.

Но пещеры были не везде.

Педагог предлагает детям подумать на тему, какие были у первобытных людей виды жилищ.

Как вы думаете, какие еще виды жилища были у первобытных людей? (шалаш)

Человек придумал шалаш. (изображение шалаша)

Затем педагог предлагает детям подумать над тем из каких материалов можно построить шалаш

Ребята, как вы думаете из каких материалов первобытный человек строил шалаш?

Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев,располагали их конусом и укрывали ветками.

Воспитатель обсуждает с детьми – надежными ли жилищами были пещера и шалаш и почему? (Ответы детей)

Многого боялся древний человек: диких зверей,лесного пожара, неожиданного нападения.

Затем воспитатель предлагает продолжить путешествие и посмотреть, какие жилища строились в разных уголках земли (жилье иглу, вигвам и дом на деревянных сваях).

Воспитатель рассматривает с детьми на экране деревянный дом или в просторечии избу,рассказывает, что человек стал использовать в построении своего жилья стволы деревьев.

Город Москва строился из деревянных домов. Храмы и защитные стены кремля тоже строились из дерева.

С незапамятных времен когда человек еще только вышел из пещеры и начал строительство своими руками он использует дерево. Ведь дерево – один из самых экологичных,удобных легкодоступных материалов для строительства своего жилища. Древесина идеально сочетает в себе самые важные качества строительного материала – долговечность прочность и чистоту.

Дом из древесины может служить человеку до 70 – 100 лет. В летние месяцы он хранит прохладу а зимой его можно прогреть за несколько часов. На Руси дома строили из стволов хвойных деревьев и лиственных пород.

Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «Из каких видов деревьев строились дома?» (дети перечисляют виды широколиственных деревьев: дуб, липа, клен и деревья хвойных пород: ель, сосна, кедр).

Затем воспитатель рассказывает детям, что жизнь людей менялась, они богатели, ремесло развивалось и люди стали создавать дома, которые со временем стали называть деревянной архитектурой.

После просмотра сюжетных картин по деревянной архитектуре и элементов резьбы по дереву педагог предлагает детям продолжить путешествие во времени.

И вот на конец мы рассмотрим с вами, какие красивые дома люди в прошлом начали строить из камня и песка (рассматривание картин с изображением архитектурных сооружений) .

Воспитатель просит детей выйти на физминутку и дети, читая выученное стихотворение хором, отображают по тексту элементы движения.

ФИЗМИНУТКА

Архитектор строит дом

Дом многоэтажный

Строит дом карандашом

На листке бумажном

Нужно все нарисовать

Вычислить проверить

Все квартиры сосчитать

Лестницы и двери

Чтоб стоял он много лет

Что бы был в квартире свет

В анны умывальники

Для больших и маленьких

Далее воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением архитектора и объясняет детям значение слова «архитектура», которое произошло от древнегреческого и означает : старший (главный) плотник, который на листе бумаги может изобразить будущий дом.

Так же он ведет расчет, используя научные знания для возведения дома из прочных строительных материалов. При этом архитектор должен обладать творческим озарением художника.

Далее, трое детей читают выученное стихотворение «Архитектор».

АрхиВажным человеком архитектор был всегда:

Из его идей и планов вырастали города,

Подчинил себе он климат, глубину и высоту,

И приносит горожанам Пользу, Прочность, Красоту!

Он не просто что-то строит, он историю творит,

Оставляя след потомкам из дворцов и пирамид!

Воспитатель обсуждает с детьми, что профессия архитектора очень сложна. Для того, что- бы выстроить дом, архитектор должен обладать научными знаниями, с помощью которых он создает архитектурные сооружения. Он использует математические расчеты и знания форм.

На экране демонстрируются картинки с геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, прямоугольные и треугольные призмы). Дети их называют.

Воспитатель объясняет детям, что в архитектуру всегда можно войти, как и

в подъезд, в самолет, автомобиль и даже в собственный костюм. (показываются сюжетные картинки). Объясняет детям, опираясь на следующую сюжетную картинку с изображением храма Василия Блаженного. Особенность любой архитектурной постройки в том, что она прочно стоит на земле, в отличии от машины, всегда принадлежит конкретному месту.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, как называется этот храм, какому месту он принадлежит и дети рассказывают историю появления этого храма.

Педагог уточняет, что архитектуре свойственны устойчивость и долговечность.

Древнейший учитель архитектуры дал определение слову архитектура - это прочность, польза, красота.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением домов современной архитектуры, обсуждая с детьми формы архитектурных сооружений.

Ребята и в конце нашей с вами деятельности по ознакомлению с историей жилища и архитектуры для вас подарок – сюрприз: конструктор из дерева «Построй дом своими руками».

После занятия. На следующем занятии по рисованию дети в роли художников разукрашивают раскраски разных дворцов и замков.

Прикреплённые файлы:

prezentacija2_6ok53.pptx | 3491,56 Кб | Скачан: 353
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебные кубики» "Волшебные кубики"(Расскажи о животном) Задачи: -обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных -учить называть жилища животных.

Выставка-конкурс «История одной коробки»Выставка-конкурс «История одной коробки» .

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с историей жилища. Архитектура»
Опубликовано: 2 января 2015 в 13:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома», приуроченного...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку. Старшая группа
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...