Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными традициями «Посиделки в доме тетушки Ариши»

Марина Клейменова
Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными традициями «Посиделки в доме тетушки Ариши»

Цель: ознакомление с традицией зимних посиделок.

Задачи: 1. Познакомить с историей и традициями русского народа.

2. Научить понимать обряды и обычаи.

3. Расширение кругозора и эрудиции обучающихся, за счет

обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

4. Воспитать интерес к истории своего народа и своего края.

5. Воспитать интерес и уважение к труду.

Оборудование:

Занятие проводится в комнате с русской печкой (макет или нарисованная, предварительно оформленное групповое помещение или др., лавки, ухват, горшки, веник, (возможно макет или иллюстрации, вышитые и вязанные салфетки,полотенца, вязанные и тканные ковры, вязанные вещи, лапти, ложки, корзинки и пр., самовар, стол, скатерть, аудиопроигрыватель.

Ход занятия:

По русскую народную музыку выходит тетушка Ариша (воспитатель):

Светит, светит месяц

Высоко не низко,

Где же гости дорогие,

Далеко ли, близко.

Красны девицы, да добры молодцы,

Поскорее наряжайтесь

Да к нам на посиделки собирайтесь.

Входят дети. Их вместе с тетей Аришей приветствует девочка Маша.

Маша: Хорошему гостю и хозяин рад!

Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Т. Ариша: Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Каравай мы вас подносим,

Поклонясь отведать просим.

Дети приглашаются в избу и рассаживаются. Тетушка Ариша начинает свой рассказ о традиции посиделок.

В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки и потешки. Но не только увеселением занимался народ в эти дни. Долгими зимними вечерами люди очень много работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Т. Ариша: А я вам предлагаю осмотреть мою избу и найти те вещи, которые могли бы быть изготовлены во время таких посиделок. Дети находят предметы и указывают способ изготовления. (полотенце- вышитое, коврик- вязанный, лапти-плетенные).

Т. Ариша: Молодцы ребята! Издавна на Руси народ славился своим трудолюбием, об этом и говорят русские пословицы, давайте их вспомним, а я вам помогу. Тетушка начинает, а дети должны продолжить пословицу, потом им предлагается на выбор объяснить одну из пословиц.

Без труда - не выудишь и рыбку из пруда;

Хочешь есть калачи -не сиди на печи;

Скучен день до вечера- коли делать нечего;

Рабочие руки - не знают скуки;

Разговорами каши не сваришь;

Сделал дело - гуляй смело.

Т. Ариша: Молодцы ребята, молодцы девчата! А наши посиделки продолжаются.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла».

Т. Ариша: Делу- время, потехе- час. Давайте посмотрим, чем же занята наша молодая хозяюшка Машенька. А машенька варит кашу в русской печи. Ребята, самое главное в русской избе- это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Не зря говорили наши предки: «Печь нам -мать родная».Почему, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Т. Ариша : Все верно. Русская печь отапливала жилье,в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас и кисель, сушили продукты и одежду, даже спали и мылись.

Маша достает из печи чугунок с кашей, открывает.

Маша: Ребята, а тут совсем и не каша!

Т. Ариша: Да это же загадки! Давайте мы их разгадаем.

Маша по одной достает из чугунка загадки, а тетя Ариша загадывает.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча,

Накормишь - живет,

Напоишь — умрет. (Печь.)

Бычок рогатв руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

Кривая сробачка в печь глядит. (Кочерга.)

Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (Веник.)

Недолго жил

Многих кормил;

Упал – пропал,

Никто костей не собрал. (Горшок.)

Т. Ариша: Молодцы, все загадки отгадали. А кто может показать как пользоваться этими предметами.

Дети называют предметы и показывают как использовались

Т. Ариша: Молодцы ребята! Устали? Предлагаю вам немного отдохнуть.

Проводится физминутка.

Вот мы руки развели, словно удивились

И друг другу до земли в пояс поклонились,

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже, ниже поклонись и друг другу улыбнись.

Ну какие же традиционные русские посиделки без чаепития?

Тётушка Ариша и Маша вносят пирог и угощения:

Т. Ариша: За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.

Публикации по теме:

«Веселые посиделки, или Раз, осенним вечерком»«Веселые посиделки, или Раз, осенним вечерком» Стало доброй традицией приглашать в гости к нам, в реабилитационный центр, гостей. Вот и в этот раз на "Веселые посиделки"пришли представители.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» В нашей группе вот уже на протяжении 6 лет действует музей "Русская изба". Вместе с моей напарницей собирали старинные экспонаты и предметы.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными традициями «Посиделки в доме тетушки Ариши»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 19:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Фото отчёт о проведении проекта «Птички — невелички» с детьми старшей группы
Цель: ознакомление детей с миром птиц. Задачи: - расширять словарный запас на тему «Птицы»; - формировать представления о птицах; - развивать речь,...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
НОД по рисованию в средней группе на тему «Осень»
Задачи. Организовать работу детей в уголке творчества , учить выбирать материалы, цвета, техники, средства выразительности в соответствии с замыслом. Учить...