Давудова Индира Шайдабеговна
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в
подготовительной группе
Тема: Звук [ы] и буква ы
Цели:
-Уточнить артикуляцию звука [ы];
-Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
-Познакомить детей с образом буквы ы;
-Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [ы] и буква ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.
Ход занятия:
I. 1) Дети стоят в кругу с воспитателем.
- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какое сегодня число?
- А день недели?
- А какие занятия у нас в среду?
- Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).
- А для чего нам учить буквы? (для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки и произносить их правильно.
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
2) Артикуляция звука
- Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.
3) Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.
Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков : у, а, э, ы, о, у, и, ы.
II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на фриз.
2) Составление фриза.
3) Звуковой анализ слова (с использованием звукового домика).
Дети садятся за столы.
- Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.
Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».
4) Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
- Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физминутка: игра «Научись показывать».
Покажите на окно, покажите на дверь,
Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.
Покажите на стол, покажите на стул,
Покажите на друга, кто чуть не уснул.
Покажите на головку, покажите где ступня,
Покажите где колени, покажите на меня.
III. а) Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я покажу вам знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
- Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
Работа с ножницами.
- Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.
Дети разрезают розданные им буквы.
В) Синтез образа буквы.
- А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.
Упражнение «Покатай фломастер».
- А сейчас возьмите фломастер, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.
Дети работают в тетради. Как только дети заканчивают писать:
- А Саша все занятие хранил секретик, и сейчас откроет его вам. Он знает стихотворение про букву ы :
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
IV.
- У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?
Вырастала репка,
Желтая и крепкая,
Перед домом свекла
Смотрит прямо в окна.
Корешочком удалась,
Поедим ее мы всласть.
И моркови урожай
Сладкой, сочной собирай.
2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти
- Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).
- Варит картошку и солит ее (упражнение).
- А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).
3) Подведение итога занятия.
- Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
- Где вам это может пригодится?
- На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?