Папки-передвижки

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Народные промыслы Бурятии»

Наталья Котова
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Народные промыслы Бурятии»

Конспект занятия в старшей группе по познанию «Народные промыслы Бурятии»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к бурятской народной культуре через ознакомление с народными промыслами Бурятии.

Публикация «Конспект занятия по познанию в старшей группе „Народные промыслы Бурятии“» размещена в разделах

Задачи: ознакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Сувениры из рога, Куклы семьи Даши Намдакова, игрушки бурятского народа, резьба по дереву, кузнечное дело, литейное мастерство, украшения для одежды, национальная обувь, гобелены из конского волоса);

- развивать образное мышление;

- воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальные колонки, презентация «Народные промыслы Бурятии», видеоролик-физминутка «Росиночка-Росинка», картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов, картинки-раскраски с определенным видом орнаментов, фломастер, карандаши.

Форма проведения: беседа с практической частью.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей)

А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

Большая, великая наша страна – много городов, деревень, улусов в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки».

Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

В бурятских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, обувь, игрушки, гобелены изготовленные народными художниками. Изделия бурятских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы бурятских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

2. Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о народных умельцах Бурятии.

Издавна Бурятия славится своей необычностью, неповторимостью, индивидуальностью. В любом уголке мира есть свои особые народные игрушки, куклы, сувениры или маленький талисман. Они имеют характерные национальные особенности, которые свойственны исключительно той местности, откуда произошли.

Рога различных животных – это традиционно используемый материал в Бурятии в народных промыслах. Сегодня можно встретить исключительно новое решение – куклу из рога. Разнообразие решений может быть достигнуто путем использования яркой цветовой гаммы и разных конструктивных решений. В итоге куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой, применением природного материала. Слайд 2.

Детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего, что было под рукой – у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят – кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее. Слайд 3-4.

Резьба по дереву.

У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала: солома, дерево, ткань и другие. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека. Слайды 5-6.

Создавать и украшать свое жилище – это тоже мастерство.

Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год. Достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет. Слайд 7.

Кузнецы- дарханы. Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы-дарханы обычно окружались большим почетом.

По поверьям бурят, первым кузнецом был небожитель-небесный дархан Божинтой-убгэн, каждый из девяти его сыновей был эжином-покровителем какого-либо кузнечного инструмента.

У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом, будут оберегать его от злых сил. Слайд 8.

Возрождение литейного мастерства.

Искусные мастера художественной мастерской Иволгинского дацана «Эрхим дархан» уже который год возрождают литейные традиции. Мастерская открылась на территории дацана в 2014 году благодаря поддержке президента России Владимира Путина. Изготавливаются уникальные скульптуры в мастерской, прославившей Бурятию. Слайд 9.

Орнаменты. украшения для одежды. Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Слайд 10.

Одежда для полярного круга.

За северным полярным кругом температура часто достигает 50 градусов мороза и даже больше, но люди, живущие там издавна, не мерзнут. Во время многочисленных экспедиций на север первопроходцы не раз удивлялись одежде коренного населения крайнего севера. Основу их гардероба составляли меха и здесь это было далеко не роскошью.

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий на Севере применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы. Слайд 11.

Почему унты – самая теплая обувь.

Издревле население Сибири обрабатывало шкурки животных для пошива одежды. В северных районах Сибири самым многочисленным животным всегда был Северный олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. Именно там, на крайнем севере когда-то и придумали унты. На языке эвенков слово «унта» и означает - «обувь», разновидность сапог для холодного и очень холодного климата. Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Слайд 11.

Национальная обувь своими руками.

Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале. Слайд 13.

Гобелены из конского волоса.

Гобелен - это удивительное произведение искусства. Можно сказать, что гобелен - это плетено-тканая картина. Гобелены из конского волоса - это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи (их делали ещё в Древнем Египте, способное символическим языком выразить самые разные идеи. Слайд 14.

3. Физминутка.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые изделия изготовили народные умельцы, мастера Бурятии. Вам понравились они? Посмотрите на картинки. (Дети рассматривают картинки с изделиями). Назовите промысел.

Творческая работа

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку раскраску орнамента, а вы раскрасите его.

4. Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

- А закончить наше занятие я хочу пословицей :

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

Выставка детских работ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России»Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России» .

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТФотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группеКонспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группе Цель: познакомить детей с многообразием видов часов и их основными функциями. Задачи: - развивать активность, любознательность, познавательный.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Пустыня» Конспект занятия по познанию в старшей группе «Пустыня» Цель: знакомство детей с природной зоной «пустыня». Задачи: - закрепить знания.

Проект «Народные промыслы России» в старшей группеПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Проект старшей группы «Народные промыслы»Проект старшей группы «Народные промыслы» Цель: Вызвать интерес к  разным видам народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющую.

Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной группЭкскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной групп Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Экскурсия в мини-музей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Народные промыслы Бурятии»
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 22:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД