Валентина Нуйкина
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие Родничка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
1. Расширять знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, озера, моря, океаны.
2. Показать детям в игровой форме пример цикла – круговорот воды в природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности „Путешествие Родничка“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
4. Стимулировать детскую любознательность.
5. Воспитывать эмоциональную чуткость, желание помочь другим.
Словарная работа: путешественники, родник, круговорот.
Методические приемы:
1. Наглядные (рассматривание, показ)
2. Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания, вопросы);
3. Игровые (физкультминутка, сюрпризный момент);
Материалы к занятию :
• Картины, изображающие зайца – Коську в разных ситуациях.
• Картина «Снеговики»
• Изображение зайца – Коську в разные времена года.
• Наглядный и раздаточный материал к играм: «Путь Родничка», «На что похоже», «Я найду слова везде».
• Плакат «Круговорот воды в природе».
Предварительная работа: отгадывание загадок; чтение стихов о временах года, рассказа «Приключения зайца – Коськи»; разучивание физкультминуток; игры «Ручеек», «Мы – Капельки»; рассматривание энциклопедий; занятия по социальному и природному миру.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, мы с вами знаем, что значит в жизни человека улыбка (ответы детей)
- Улыбка позволяет передать наши чувства, наше настроение.
- А какое у вас сейчас настроение?
- Ну, а если вам немного и грустно, давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
II. Основная часть.
1. Беседа о путешественниках.
- Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах.
- Ребята, наверное, нет на свете человека, который не мечтал о далеких странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы.
- Как вы думаете, как можно узнать о далеких странах и городах, о других народах (Посмотреть фильмы, разные телепередачи, прочитать книги, найти и прочитать в интернете)
- Все это правильно, ребята. Есть люди, которые мечтали с детства о далеких странах и, став взрослыми, многие осуществляют свою мечту – путешествуют по свету.
- Как называют таких людей? (путешественниками)
- Ребята, а на чем можно путешествовать? (ответы детей)
- Правильно! Давным-давно, много лет тому назад, люди тоже путешествовали, они хотели узнать и открыть другие земли. Они отправлялись в путешествие сначала на обычных лодках, а потом на судах и кораблях.
- Ребята, а каких вы знаете великих путешественников? (ответы детей)
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, мы тоже с вами сегодня будем путешественниками и будем путешествовать вместе вот с этим сказочным героем. (Показ картинки зайца – Коськи)
3. Игра – путешествие.
- Этого зайчика зовут Коська. Он живет в лесу. Шкурка у него какая (серенькая)
- Уши какие (длинные)
- Целыми днями он бегает, глаза во все стороны косит, все разузнать хочет – кто? Да что? Да зачем? Вот какой любопытный!
- А вы хотите что-нибудь новое узнать?
- Ну, тогда давайте и мы отправимся с Коськой
в путешествие.
- Согласны?
- А в конце нашего путешествия вы скажете, что же вы узнали нового?
1) Разгадывание загадок
- Ну, а если вы согласны узнать что-то новое для себя, тогда слушаем дальше, что произошло с Коськой. Итак, слушаем: Встретил Коська по пути какого-то зверька, а какого отгадайте-ка:
«Этот рыженький зверек
Прыгает с ветки на ветку
Любит шишки грызть и орешки»
- Что за зверек? (белка)
Встретил Коська белочку, позвал с собой искать где-нибудь, чего-нибудь узнать новое, но белочка ответила Коске, что ей некогда, надо орехов на зиму запасти. Коська побежал дальше. Подбежал к дереву, видит сидит кто-то.
- Кто же сидел на дереве? Послушаем загадку:
«Днем сплю, ночью летаю и зайцев ловлю»
- Кто это? (филин)
- Правильно – это филин.
Коська испугался филина и побежал дальше. Вдруг видит Коська - Родничок, а из него ручеек течет.
- Ты, кто? – спрашивает Коська.
- Я – Родничок!
- А, откуда ты взялся и что собираешься делать?
- Да, вот хочу попутешествовать, посмотреть, что там далеко-далеко!
- Ребята, а вы знаете, что такое – родник? Откуда он берется (Родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, вкусная, полезная, очень холодная.)
- Слушаем дальше. Вот и отправились вдвоем Родничок и заяц Коська в путешествие и мы вместе с ними. Бежали – бежали они вместе и прибежали к берегу реки, а там множество ручейков слились в одну большую реку.
Забеспокоился заяц Коська, что в этой большой реке Родничок пропадет, но Родничок успокоил Коську, что ему в этой реке хорошо. Коська первый раз увидел такую большую реку и захотелось ему узнать какие бывают реки.
2) Игра «Какие бывают реки»
- Найдите слова с противоположным значением.
Реки бывают:
Равнинные Мелкие
Тихие Мутные
Широкие Бурные
Прозрачные Горные
Короткие Узкие
Глубокие Длинные
- Итак, мы помогли Коське, теперь он будет знать, что реки бывают разные.
Физкультминутка. («Ручейки – река»)
(Дети- «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)
- Слушаем дальше, что же произошло с Коськой.
3) Игра «На что похоже»
- Целую ночь Коська бежал вдоль берега реки. Наступило утро, смотрит Коська, кругом большая река, а Родничка нет. Испугался Коська, стал звать Родничка : «Эй, родничок, ты где?» «Я тут! Посмотри наверх!» Посмотрел Коська наверх и видит – в небе облачко покачивается.
«Как ты туда попал?» – удивился Коська. «Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко нагрело – я в облачко превратился» - сказал Родничок. Обрадовался Коська, что Родничок жив – здоров, попросил он Родничка - облако рассказать о небе.
- Посмотрите, вот здесь много разных облаков. Давайте немного пофантазируем и скажем, на что похожи эти облака? (дети рассказывают)
4) Игра «Я найду слова везде»
«Я найду слова везде
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!»
- Коське хочется узнать, что можно встретить на небе? Поможем Коське?
- Отыщите слова «живущие на небе». Я буду читать вам слова, а вы внимательно слушайте и назовите слова «живущие» на небе. (дети называют)
- Ну вот, ребята, и здесь мы помогли нашему другу – Коське.
- Молодцы!
- Заяц Коська попрощался с облачком, помахал ему лапкой на прощанье и побежал в лес – домой. А Родничок полетел облачком в далекие края.
Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался зайчик Коська под деревом. Слышит, шумит что-то. «Эй, кто там?» - закричал Коська. «Это я – Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку влился, из речки в туман, из тумана – в облако. Потом холодно на небе стало – превратился в дождь, упал на землю. И вот я опять тут – в ручейке. Коська пожаловался Родничку, что дождь уже надоел, льет и льет. Родничок успокоил Коську, сказал ему, что дождь скоро кончится, зима придет, и они опять встретятся. А Коська только удивился, как и где они могут с Родничком встретиться, ведь зимой очень холодно!
Прошло время, наступила зима. Посмотрите-ка, что случилось с нашим зайчиком?
- Каким он стал (белым)
- Почему (дети рассказывают)
- Итак, Коська к зиме полинял – из серого белым стал. А Родничок из тучи, теперь уже на землю вернулся чем (снегом) И у него много братьев и сестричек – снежинок. Из них слепили снеговиков – вот этих. (показ картинки с изображением Снеговиков).
5)Игра «Найди различия»
- Хорошие снеговики? Как вы думаете, они одинаковые? Внимательно посмотрите и скажите, чем же они отличаются (дети находят различия)
- Молодцы! Вы нашли все различия.
- Ну, вот, ребята, мы с вами долго путешествовали. И теперь вы должны выложить у себя на столе какой путь проделал Родничок, а родник – это что (вода)
- Значит, надо выложить путь воды. (дети выкладывают)
- Молодцы! А теперь посмотрите вот на этот рисунок. (Круговорот воды в природе)
6)Чтение стихотворения А. Усачева «Откуда берется вода»
- Вы рассматривайте внимательно этот рисунок и следите глазками путь воды, о чем будет рассказывать нам Даша «Откуда берется вода».
«Откуда берется вода»
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше….Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над ними,
Дождем проливается, сыплет снегами.
Снега превратятся весной в ручейки…
Все это и зовут в народе:
«Круговорот воды в природе».
III. Итог занятия.
- Как же называется в природе вот этот путь воды? (Круговорот воды в природе)
- Ребята, запомните это название, явление в природе – «Круговорот воды в природе».
- Ребята, интересное у нас было путешествие?
- Вам понравилось путешествовать с зайцем Коськой?
- Что же вы узнали новое в нашем путешествии, что открыли для себя новое как великие путешественники? (ответы детей)
- Хорошо! Молодцы! Вы мне очень понравились, как вы помогали в нашем путешествии зайцу Коське.
- Молодцы!
Литература:
1. Грибачев Н. Заяц Коська и Родничок – М., 1994
2. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает. – М. : Просвещение – 1991
3. Дьяченко О. М., Бардина Р. И. Угадай как нас зовут. – М. : Просвещение – 1994
4. Столяр А. А. Давайте поиграем. – М. : Просвещение - 1993