Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»

Елена Шевченко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»


Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.

Словарная работа: Народный костюм, сарафан, передник, рубаха-косоворотка, опояска, опоясываться, кушак, оберег, вышивка «крестом», нитки - мулине.

Материал: русские народные костюмы (женская рубаха, сарафан, передник, рубаха – косоворотка,образцы работ вышивки крестом, лента для плетения пояса, образцы льняной ткани (разными способами окрашивания).

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему „Одежда наших предков“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Русский народный костюм», рассматривание различных видов тканей, декорирование шаблона : рубахи, сарафана, кокошника. Чтение пословиц, загадок, поговорок, сказок, рассказов. Разучивание русских народных хороводных песен.


Ход занятия:

Дети, воспитатель под музыкальное сопровождение входят в зал (хороводная музыка). Дети стали в полукруг. Дети в русских народных костюмах, воспитатель в русской народной одежде.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня нарядные, на вас необычная одежда.

- Девочки, во что вы одеты?

- А вы, мальчики?

Дети: В русский народный костюм.

Воспитатель: Да, вы одеты в русский народный костюм. В костюмы которые носили давным-давно наши прабабушки и прадедушки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей была довольно простой, удобной и красивой.

Воспитатель: Кто может сказать: из какой ткани шили одежду?

Загадка:
Из земли вырастало, весь мир одевало.

Дети: из льняной.

Воспитатель: Правильно, из льняной. Её ткали из льняных нитей. Именно из льняной ткани сшит этот сарафан (достать из короба надетый на «плечики» женский народный костюм. Рубаха сверху – сарафан).

Воспитатель: подумайте, чем льняная ткань хороша, в чём её недостаток?

Дети: Хороша, потому что эта ткань экологически чистая, нити, из которых её ткут, спрядены из растения, изо льна.

Воспитатель: В одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит»

Воспитатель: А Недостаток?

Дети: Недостаток в том, что ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается.

Воспитатель: В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, учёные придумали добавлять к льняным нитям тонкие искусственные нити. Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная льняная ткань?

Дети: Серый.

Воспитатель: Правильно серый цвет (показ неокрашенной льняной ткани)

Воспитатель: Ткань этого сарафана окрашена. (Дети рассматривают льняную окрашенную ткань разных цветов). Как вы думаете что означает красный цвет ткани?

Дети: Тепло, праздник, радостное настроение, красоту.

Воспитатель: Да, молодцы и сарафан красного цвета одевали на праздник.

Воспитатель: Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов.

- Жёлтый цвет олицетворял Солнце, богатство, сарафан жёлтого цвета носили богатые люди.

- Голубой цвет – символ неба, молодости, сарафаны голубого цвета носили молодые девушки.

Воспитатель: А что означал коричневый цвет ткани

Дети: Правильно, землю-кормилицу.

Воспитатель: Да, ребята и коричневый сарафан одевали когда шли работать в поле.

Воспитатель: Ребята, а что одевали женщины под сарафан? (снять с плечиков сарафан и демонстрировать рубаху)

Дети: рубаху

Воспитатель: Да, рубаху. Под сарафан женщины надевали белые рубахи.

Загадка:

Дуйся не дуйся

через голову суйся,

попляши день – деньской

и пойдёшь на покой.

Воспитатель: А сверху повязывали передник (Достать из короба передник и одеть его на себя).

Воспитатель: Ещё раз внимательно рассмотрите народный костюм.

- Почему он кажется нам необычным и красивым?

Дети: Правильно, на костюме есть вышивка.

Воспитатель: Да, и на переднике и на сарафане и на рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом»

По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом защитой от злых сил.

Вышивка-обереги располагались в определённых местах; на рукавах рубахи, у выреза, на подоле сарафана.

Узор на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

Узор на сарафане оберегали лёгкие и сердце, и не давали злой силе подойти с низу.

Физминутка «Нитки» (Дети взявшись за руки идут друг за другом под русскую народную песню имитируют движения как нити завязываются в клубок, а затем развязываются)

Воспитатель: Все эти красивые узоры вышиваем разноцветными нитками.

Сейчас для вышивания используют нитки, которые называются «мулине» (Достаём из короба мулине, разных цветов и раздаём детям)

Воспитатель: Посмотрите, как необычно они смотаны, потрогайте их, они мягкие, шелковистые.

- Что можно вышивать такими нитками?

Провести ребят и показать:

Дети: скатерти, салфетки, полотенца, наволочки. (Рассматривают их.)

Женщины в старину вышивали не только сарафаны, скатерти, передники, полотенца, но и мужскую одежду (достаём из короба рубаху косоворотку).

Воспитатель: Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времён берёт своё начало выражение «работать спустя рукава» значит работать кое-как, плохо.

-Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики.

Дети: Она сшита из другой ткани.

Воспитатель: Правильно, она сшита из другой ткани

- Вспомните, как называется эта ткань?

Дети: льняная

Воспитатель: Да, льняная.

- У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому рубаху называют косовороткой.

-Ещё одна особенность рубахи – вышивка на вороте, рукавах и по низу.

Воспитатель: Как называется такая вышивка?

Дети: «Крестом»

Воспитатель: Для чего она была нужна?

Дети: Защищала от злой силы.

Воспитатель: Ребята, а что ещё находится поверх рубахи?

Дети: Пояс.

Воспитатель: Правильно, пояс. В старину их называли опоясками, кушаками.

Загадать загадку:

Надену – ободом сведёт

сниму – змеёй упадёт

тепла не даёт,

а без него холодно.

Кушаки плели из тесьмы, делали из ткани и кожи.

Пояс был не только частью костюма но и познавательным знаком. Что такое опознавательный знак?

Дети: В старину были люди богатые и победней, посмотришь на пояс и поймёшь богат человек или беден, у богатого пояс широкий, украшен широким узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нём попроще.

Воспитатель: Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам или дедушкам. (Дети подходят к своей тесьме и продолжают плести начатый узор) играет спокойная музыка. Плетение пояса.

Воспитатель: Молодцы ребята, все очень хорошо постарались, у всех красивые пояса получились.

А сейчас, ребята скажите, что новое вы узнали на занятии, что понравилось.

Воспитатель: Ребята, русский народ умел не только работать но и отдыхать

-Русский народ любил водить хороводы, петь песни, и мы с вами поводим хоровод.

Хоровод.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Картинки на наших шкафчиках»Конспект занятия по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Картинки на наших шкафчиках» Программное содержание: учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для.

Конспект НОД по речевому и познавательному развитию в старшей группе на тему «Посуда» Образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Учимся одеваться на прогулку» Программные задачи : отрабатывать навык последовательности одевания на прогулку, различать предметы одежды по названию, развивать наблюдательность.

Конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у елки» Программные задачи: формировать у детей понятие «высокий», «низкий»; продолжать закреплять представление о треугольнике, учить способам.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Интересное рядом» Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Волшебное электричество» автор: Федорова Светлана Александровна,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Гиганты прошлого» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Гиганты прошлого» Цель: - Закрепить понятие прошлое на примере представителей.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Космическое путешествие» Воспитатель: - Давайте с вами вспомним, как начался сегодня ваш день (ответы детей) Воспитатель: - А меня сегодня разбудил солнечный лучик,.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент» Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте. Задачи: 1. Развивать у детей толерантное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 23:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД