Наталия Долматова
Конспект занятия по приобщению к искусству «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к искусству в старшей группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж.
Программное содержание:
-Продолжать знакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж;
-Продолжать учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник;
Публикация «Конспект занятия по приобщению к искусству „Рассматривание репродукции картины И, И, Шишкина „Утро в сосновом лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
-Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе;
-Расширять знания детей о творчестве художника пейзажиста И. И. Шишкина;
-Совершенствовать изобразительные навыки и умения складывать из отдельных частей сюжет пейзажа;
-Закреплять умение рисовать в нетрадиционной технике по восковой прокладке – в процарапывании (граттаж).
-Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.
Игра «Составь пейзаж»
Цель: Уточнить представление о пейзажной живописи.
-Развивать творческие способности, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Граттаж «Шишки для медвежат».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки рисования в технике «граттаж».
Цель гимнастики для глаз: тренировка глазных мышц детей, профилактика нарушения зрения, успех здорового зрения в будущем.
Цель физкультурной минутки: дать возможность детям немного отдохнуть, отвлечься, зарядиться бодростью и настроится на дальнейшую работу.
Цель дыхательной гимнастики: тренировка дыхательного аппарата и повышение эффективности дыхания.
Пальчиковая гимнастика с элементами психогимнастики «Игра с шишками».
Цель: нормализация психической и двигательной активности детей, привести к улучшению настроения.
Словарная работа:
Обогащение словаря: сосновый бор, дремучий, мрачный, редкая, лапчатая, ажурная крона.
Активизация словаря: тёмный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, играющие, косолапые медвежата.
Методические приё мы: вступительная беседа, рассматривание картин, беседа по картине, вопросы, объяснение, словесные указание, поощрение, художественное слово, дидактические игры, пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики.
Оборудование:
Демонстрационный материал: экран, проектор, ноутбук, слайд репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», аудиозапись И. П. Чайковский Времена года. Апрель. Э. Григ Утреннее настроение.
Раздаточный материал: заготовки игры «Составь пейзаж», заготовка-шаблон для рисования «шишки» в технике «граттаж», деревянные палочки для процарапывания.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение русских народных и авторских сказок, организация выставки картин-репродукций И. И. Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой», разучивание пальчиковой, зрительной и дыхательной гимнастики, дидактические игры «Собери пейзаж», «Составь пейзаж», знакомство с нетрадиционной техникой «граттаж» и выполнение работ в этой технике.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро! - солнце и птицам
-Доброе утро! - улыбчивым лицам
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Пожелаем им доброго утра….
2. Чтение стихотворения «Я иду тропой лесною…» (Виктор Шамонин (Версеньев) и беседа о красоте природы.
-Ребята, послушайте стихотворение.
Я иду тропой лесною,
Справа лес, и слева лес,
Гляну вверх, а надо мною,
Свет божественных небес,
То кукушка закукует,
То услышу дятла стук.
И на травушке дождинки, Расстилаются ковром,
И гуляет по тропинке
Солнца лучик огоньком.
-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе).
Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Скажите ребята, кто нам помогает видеть красоту природы? (художники, поэты, композиторы.)
-Через что помогают художники увидеть красоту природы? (через картины).
-А поэты? (через стихи).
-А композиторы? (через музыку).
3. Экскурсия на выставку картин И. И. Шишкина.
–Ребята, я хочу пригласить вас на выставку картин художника Ивана Ивановича Шишкина.
Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опираясь на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. Он с раннего детства любил природу, следил за ростом деревьев и цветов, и слушал пение птиц, собирал ягоды и грибы, наблюдал за повадками диких животных. Он считал, что Россия - это самая прекрасная страна с очень красивой природой. В народе И. И. Шишкина называли лесной богатырь, царь леса. -Посмотрите, на картины и скажите, что изображал Шишкин на своих картинах? (красоту природы, леса, различные деревья, красоту мохнатых сосен, величие великанов дубов).
-Скажите, как называется жанр, в котором писал свои картины И. И. Шишкин? (пейзаж).
-А что такое пейзаж? (изображение природы или какой-нибудь местности).
-А как называются художники, которые рисуют пейзаж? (пейзажистами). Значит, И. И. Шишкин был художник-пейзажист.
- Ребята, а какие картины вам знакомы, назовите их (Ответы детей).
4. Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
-Ребята, послушайте стихотворение (стихотворение читает ребёнок).
Утром в сосновом бору
Затеяли мишки игру:
Забравшись на дерево, мишки
Кидали сосновые шишки…
А мама - медведица сердится:
- Слезайте! – кричит им медведица. –
Вы что ж опять натворили?
Такую сосну повалили!
Но маму не слушают дети.
Довольны собою медведи:
- Пусть с виду мы косолапые,
Зато мы ребята не слабые!
-Посмотрите на картины и скажите, о какой картине идёт речь (дети показывают картину).
-Посмотрите на экран, на экране пейзаж И. И. Шишкина «Утро в сосновом Лесу».
Это одна из наиболее известных картин Шишкина.
- Как называются деревья, которые нарисовал художник? Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они? (высокие,могучие) -А как называется лес, в котором растут сосны? (Верно, сосновый бор)
-Посмотрите, крона у сосен редкая, лапчатая, ажурная.
-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зелёный)
- Посмотрите в левом верхнем углу, какой оттенок художник выбрал темно-зелёный или светло-зелёный? (тёмно-зелёный)
-Почему? (солнце не успело осветить сосны).
-А в правом верхнем углу, какой оттенок выбрал художник? (светло-зелёный).
-Почему? (солнце осветило верхушки сосен).
-Что ещё можно сказать о сосновом лесе?
(дремучий,непроходимый). -Как вы думаете, какое время суток изобразил художник? (утро).
-Почему вы решили, что это утро? (солнце только взошло и осветило макушки деревьев и виден не рассеявшийся ещё туман).
-Кого изобразил художник в центре картины? (медвежат и мать медведицу).
-Посмотрите, что делают медвежата? (играют, забрались на старую поваленную сосну).
-Какие медвежата? (маленькие, пушистые, озорные, непослушные, в густых пушистых шубках)
-А что мать-медведица делает? (внимательно наблюдает за своими медвежатами).
-А как вы думаете, хорошо ли чувствуют себя медвежата?
-Почему они себя хорошо чувствуют? (о них заботится мама, они постоянно двигаются)
-Ребята, а вы хотите быть такими здоровыми и шустрыми как медвежата?
-А для того чтобы быть здоровым, что надо делать (заниматься спортом, делать зарядку)
-Давайте отдохнем и немного подвигаемся.
Физкультурная минутка «Мишка». Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (Повороты влево, вправо).
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой).
Наклонился вперед. Назад (наклоны туловища).
Вот он по лесу идёт (ходьба).
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (поднимает гири).
-Какое настроение вызывает эта картина у вас? Что вам хочется делать глядя на неё? (хочется попасть в сосновый бор и вздохнуть запах хвои).
Дыхательная гимнастика.
«Сосновый аромат».
Аромат сосны вдыхаем,
(Глубокий вдох носом).
И дыханье затаим.
(Затаить дыханье).
А теперь мы выдыхаем,
(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).
Отдыхаем, отдыхаем.
(Отдых).
Повторить 3-4 раза.
-Ребята, мы немного с вами отдохнули.
-Давайте с вами пригласим мишек в гости.
5. Игра «Составь пейзаж и пригласи медвежат в гости» (звучит музыка).
-Дети, вам надо сложить пейзаж и пригласить в свой пейзаж медвежат. Дети, стоя возле столов, складывают пейзаж из различных деталей. (На определенном фоне выкладывают плоскостные формы деревьев, кустарников, цветов, травы, различные по цвету, фону, изображения неба. Затем прикладывают к своему пейзажу изображения медвежат.)
В конце игры спросить 2-3 детей. В какой пейзаж ты пригласил медвежат? (осенний, весенний и т. д.)
- Ребята, что делают для гостей, когда приглашают в гости? (подарки).
-Я вам хочу, предложить подарить медвежатам шишки и сделать их своими руками.
Пальчиковое упражнение «Игра с шишками».
Мама с мишками играла,
(Воспитатель имитирует «бросание» воображаемой шишки)
Шишки разные кидала.
(Ребёнок совершает хватательное движение рукой.)
Медвежата их поймали,
С силой сжали, разломали,
(сильно сжимаем кулачок)
В стороны бросали,
(выполняют бросающие движения)
А ручки отдыхали.
(потряхивают расслаблено кистями рук).
6. Выполнение работы в нетрадиционной технике «граттаж» «Шишки для медвежат».
Дети выполняют граттаж «Шишки», по завершению работы складывают в корзинку.
-Ребята, вы сделали замечательные подарки для медвежат, они будут очень довольны. Ой, посмотрите, даже солнышко за вас радуется и хочет с вами поиграть.
Гимнастика для глаз:
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка, ты, со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу
Лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь я вправо посмотрю
Снова лучик я найду!
7. Итог занятия.
- Дети, вам понравилось на выставке?
- О творчестве, какого художника мы сегодня говорили?
- Какую картину рассматривали?
- Какое у вас настроение?