Светлана Валентиновна Варкентин
Конспект занятия по работе психолога. Занятие психологопедагогической разгрузки. Тема «Говорим правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие психологопедагогической разгрузки.
Тема «Говорим правильно»
Автор: Варкентин С. В., педагог-психолог, высшей квалификационной категории, МАДОУ ЦРР д/с №131, г. Калининград
Методические советы: предлагаемый материал можно использовать при проведении психокоррекционных занятий в процессе изучения письма.
Публикация «Конспект занятия по работе психолога, Занятие психологопедагогической разгрузки, Тема „Говорим правильно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Цель: тренировка фонематического восприятия, формирование умения анализировать звуковой состав слова (например гласного звука).
Ход занятия.
Вступительное слово воспитателя: Дорогие ребята! Сядьте удобно и правильно. Руки свободно положите на парту. Ручки у вас дружат. Ноги поставьте ровно. Ножки у вас тоже дружат. Глазки внимательные, красивые смотрят на меня.
На нашем занятии, ребята, мы будем учиться красиво и правильно говорить. Это поможет грамотно писать, читать, правильно говорить, интересно рассказывать разные истории и даже сочинять. Только нам надо будет выполнять два условия: очень стараться и не должны огорчаться, если что-то не получиться. На наших занятиях всем будет интересно и весело. Итак, будем внимательны. Начинаем наше занятие.
Цель первого этапа. Расслабление и одновременно концентрация внимания, сосредоточение на деятельности, развитие дыхания, сообразительности, наблюдательности.
1. Игра: «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем».
Воспитатель: Ребята, выберем водящего, который будет рассказывать: что мы делали. (Водящий выходит за дверь). А теперь все вместе, придумаем, как мы покажем водящему, если будем:
Греть замерзшие руки,
Надувать шар,
Мыть шею и руки,
Играть в снежки,
Плавать в море и т. д.
Водящий перед каждым упражнение приходит и говорит:
Здравствуйте, дети! Где вы были, что видели?
Дети отвечают:
Где мы были – не скажем, а что делали – покажем.
Игра проводится несколько раз (2 – 3 упр. сразу).
Воспитатель наблюдает за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях.
Воспитатель: А теперь сядем на места. Положим ручки на животик. Восстановим дыхание. Вдох через одну половину носа, а выдох через другую. Начинаем: через правую ноздрю, через левую.
2. Сказка «Веселый язычок».
Воспитатель: а сейчас вы услышите сказку, которую вам никто никогда не рассказывал. И вы тоже будете мне помогать. «Жил Язычок в своем домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калиточку. (Дети работают с зеркалом. Высовывается весь язык). Посмотрел Язычок вверх, светит ли солнышко (язык вверх). Потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (вниз). Понравилось Язычку на улице и он решил погулять (направо, налево, вверх, вниз, не касаясь губ). Устал Язычок, решил поесть, чтобы больше сил набраться. И стал Язычок молоко лакать, как кошечка (язык в форме чашечки). Наелся Язычок, но губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (по кругу).
А теперь почистим зубки (снаружи и изнутри). Сделал все Язычок и опять решил поиграть. Увидел Язычок качели и стал качаться на них (язык лопатообразный). потом решил покататься на лошадке (цоканье). Устал Язычок и пошел спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту).»
3. Пальчиковая гимнастка «Дружба».
Способствует развитию речи, т. к. моторика руки связана с речевыми центрами.
Воспитатель: дружат в нашей группе девочки и мальчики. И мы с вами подружимся, маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. (Сначала руки соединяются в замок. Кисти поворачиваются вправо и влево. Кончики пальцев вместе. Поочередно касание пальцев, начиная с мизинцев, потом наоборот. Стряхивание кистей.)
[b]
[/b]4. Игра «Веселое путешествие».
Музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края…»
Отправляемся в страну Говорилок. Дети становятся в круг, рассчитываются на один, два, три. Первый двигается вправо по кругу, другие – влево по кругу, третьи стоят и хлопают в ладоши. Затем дети меняются местами.
Цель второго этапа: развитие сенсомоторных качеств.
Воспитатель: вот мы и пришли в страну Говорилок. Нас встречают игрушки-зверушки. Они принесли задания, которые вы будите выполнять. Назовите, кто к нам пришел (Заяц, Медведь, Собака и др.).
Задание 1. «Определи мое место».
Цель: закрепить понятие «ряд», «начало», «конец», «середина», «справа», «слева», «между», развивает умение воспроизводить последовательный ряд.
Все игрушки построили в ряд. Назовите, кто стоит в начале ряда, кто за Зайкой, кто за Собакой и т. д. Кто спрятался между Мышкой и Слоненком, кто слева от Мышки и т. д. Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза. (Изменить местоположение одной игрушки). Посмотрите, кто запутался из зверушек и не находит свое место. Верните его, пожалуйста, на место. (Потом меняются местами две игрушки, три) .
Задание 2. «Верные картинки».
Воспитатель: ребята, посмотрите, что нам принесли зверушки. (Показывает конверт (На картине стол обеденный и письменный; овощи и фрукты; мальчик и девочки и т. д.).(Один конверт раздается детям, другой находится у воспитательницы). Я буду показывать картинку, вы находите такую же у себя. (1-й тап игры). А теперь я буду описывать картинку, не показывая ее, а вы угадайте и покажите. (2-й этап игры). Чтобы собрать все картинки, поиграем еще. Зайке соберем овощи, Мышке – фрукты.
Цель третьего этапа: активизация мыслительных операций (анализ и синтез, мнемические процессы, фонематическое восприятие.
Упражнение 1. «Посмотри и назови».
Набор картинок (девочка плачет, Оля охает, медвежонок рычит, паровоз гудит).
Воспитатель: скажите, какой звук мы произносим, когда плачем (а). (Рот раскрыт на два пальца, губы свободно открыты и т. д.). Теперь я покажу, как звучат картинки, а вы покажите букву, которой можно обозначить название этой картинки. (Воспитатель беззвучно показывает артикуляцию (а, (о, (у, а дети поднимают нужную букву.).
Упражнение 2. Игра «Послушай и сложи».
Детям раздаются кружки красного, зеленого, желтого цвета. У них есть свои названия: красный – а, желтый – у, зеленый – ы.
Воспитатель: чтобы вы запомнили из названия, каждый покажет нам без голоса гласный звук, а все поднимут нужный кружок. А теперь отложите сколько кружков по цвету, сколько звуков я назову: ау, ыу, уа, аы, ауы, аыу, ыуа, ыау.
Упражнение 3. Игра «Узнай и назови».
Задание в конверте.
Воспитатель: я прочитаю слоги, а вы скажите, какой общий звук встречается во всех слогах.
ул – ус – ук
ар –ам – ан
ил – ит – ис
ол – он - ор
ах – ал – ас
то – со – ло
ру – пу – ту
ти – ки – пи
Картинки, которые принес Медвежонок, вы не будете называть, а запомните первую букву, с которой начинается название картинки.
и – иголка, индюк, инструмент
а – арбуз, автобус, апельсин
у – усы, удочка, утка, утюг
о – осы, очередь, орден.
Воспитатель: вот и все задания, которые принесли вам зверюшки. Возьмите их, поиграйте с гостями. Назовите, с какой игрушкой вы играли. Какие гласные звуки есть в этом слове, определите их место.
Цель четвертого этапа: релаксация. Расслабление мышц речевого аппарата.
Воспитатель: сейчас, ребята, игрушки устали и вы устали. Мы с вами начнем отдыхать, расслабимся. Сядьте ближе к краю стула, обопритесь об спинку, руки свободно положите на колени, ножки немного расставьте в стороны.
Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье.
Слушайте и делайте так, как я: вдох – выдох. Руки не напряжены, все тело расслаблено.
Упражнение «Хоботок» (звук у).
Воспитатель: вытяните губы хоботком. Губы напрягли, а теперь они становятся мягкими, ненапряженными. Слушайте и делайте, как я.
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Лягушки» (звук и).
Рот понравится лягушкам:
Тянет губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И не сколько не устану.
Губы не напряжены, расслаблены.
Воспитатель: зверюшки и вы, ребята, очень хорошо поработали. А теперь мы немножко полентяйничаем и посмотрим, кто самый лучший у нас лентяй.
Упражнение «Конкурс лентяев».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель читает стихотворение В. Викторова на фоне музыки Д. Кобалевского «Лентяй».
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук –
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной
Лежебока видит сон
Будто делом занят он
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
(Дети изображают ленивого Барсука. Укладываются на коврик или мат и стараются как можно глубже расслабиться).
Вы были молодцы. Спасибо. Сейчас мы пообедаем и все превратимся в своих кроватках в ленивых Барсучков.