Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимушка-Зима» (1 фото)

Екатерина Филяева
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимушка-Зима»

Цели занятия: 1. Учить детей составлять рассказ о зиме при помощи мнемотаблицы, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

2. Активизировать употребление однокоренных слов.

3. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

4. Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Методические приемы:1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, отгадывание загадок, составление предложений, составление рассказов. Сюрпризный момент – волшебный сундучок.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы „Зимушка-Зима“» размещена в разделах

2. Наглядные – рассматривание мнемотаблицы “Зимние развлечения”.

Словарная работа:

Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

Предварительная работа:

Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

Демонстрационный материал: Опорная картина о зиме, мнемотаблица “Зимние развлечения”.

Организация детей: Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Ход занятияВведение. Ребята, совсем недолго осталось нам ждать веселых новогодних праздников и каникул, а у нас в группе праздник уже наступил! Посмотрите, как много пришло к нам гостей! Ребята, а как обычно встречают гостей? (Дети здороваются).

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме».

На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

А какие изменения происходят в природе зимой? (Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Молодцы, ребята! А вы знаете, для нас с вами есть сюрприз! Кто-то принес сегодня утром и оставил в нашей группе волшебный сундучок (Обратить внимание на волшебный сундучок).

Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит… Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

“Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья и готовил для вас новогодние подарки, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка. ”

Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о зиме будем складывать в него

Как вы думаете, что бывает только зимой? Я загадаю вам загадку:

Лежал, лежал,

А весной в реку убежал. (Снег)

Правильно, это снег!

Снег бывает разный:

Глубокий и пушистый.

В морозный день – скрипучий,

Холодный и колючий.

Первый снег бывает лёгкий,

Будто пух он лебединый.

В марте грязный он и рыхлый

Состоит из мелких льдинок.

Так какой же бывает снег, ребята? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.

Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, стиральный порошок)

Правильно, ребята, Дед Мороз, наверное, про это не знал.

Игра «Отгадай слово». Образование родственных слов. А теперь, давайте сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову снег. И я снова загадаю вам загадки.

Что за звездочка такая

На пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь, вода в руке? (Снежинка)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Красна девица, грустна,

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льет бедняжка! (Снегурочка)

Из под снега вышел друг

И весной запахло вдруг. (Подснежник)

Молодцы, все мои загадки вы отгадали! Так какие же родственные слова к слову снег, вы запомнили? (Снежинка, снегирь, снегурочка, подснежник.)

А кто еще может придумать слова, родственные к слову снег? (Снежок, снежная, снеговик, Белоснежка, заснеженный).

Молодцы, ребята!

Пословицы о зиме. Мы еще можем Деду Морозу назвать пословицы о зиме:

“Мороз не велик, а стоять не велит”.

“Зима не лето, в шубу одета”.

“Спасибо мороз, что снега принес”.

“Холодная зима, жаркое лето”.

“Зима снежная, лето дождливое”.

“Много снега, много хлеба”.

Много вы пословиц назвали Деду Морозу. Молодцы!

Мы хорошо и много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физкультминутка:Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа – береза в шубе стоит,

Слева – елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

А мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетели снегири,

Как красивы они.

В лесу красота и покой,

А нам пора домой.

Составление рассказа о зиме при помощи мнемотаблицы. А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт мнемотаблицу “Зимний развлечения”).

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимушка-Зима»

Мы с вами уже составляли рассказы по таким картинам, они всегда получаются очень интересные и разные! Давайте сначала я расскажу вам свою историю!

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (Рассказывают 2 - 3 ребенка).

Заключение. Ребята! Какие вы молодцы! Вы так хорошо потрудились, пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

Я думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.

(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П. И.  Чайковского «Вальс снежинок»

Список использованной литературы. 1. Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2006.

2. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1984.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (декабрь) ДЕКАБРЬ 1 «Вот так покатался!» Рассказывание по картине. Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимушка-Зима»
Опубликовано: 14 января 2015 в 23:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД