Оксана Анисимова
Конспект занятия по развитию речи «Лингвистическая лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Зима»
Образовательные области: познание, музыка, чтение художественной литературы, коммуникация,
Задачи:
— Стимулировать речевую активность дошкольников. Закреплять лексический материал, стимулировать развитие психических процессов, активизировать пассивных детей. Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лингвистическая лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь детей по теме: “Дикие животные”. Закрепить образование притяжательных прилагательных, согласование имени существительного с именем прилагательным и глаголом, образование сложных слов. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. Развивать умение расслабляться, снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.
— Создавать речевую обстановку и формировать положительную установку на комментирование действий, воспитывать любознательность и интерес к изобразительной деятельности.
— Развивать социальные эмоции (радость от совершаемых открытий, восхищение красотой). Создавать коллективную обстановку для обсуждения вопроса.
Цель: развитие речи ребенка с помощью анализа и других логических операций с языковым материалом.
Предварительная работа: беседа по теме «Зима», загадывание загадок
Оборудование: деревья, предметные картинки, шапочки – конфедератки, снежинки, корзина, следы животных, манка, подносы, снежинки с картинками, знаки по теме зима
Ход занятия
Воспитатель: – Здравствуйте, дети! Давайте возьмемся за руки и поздороваемся.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
–Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года?
Ответы детей.
–А почему вы так решили?
Ответы детей.
– Сегодня мы будем учиться рассказывать о зиме.
Звучит звук и появляется Речезнай.
Логопед: – Здравствуйте, меня зовут Речезнай. Мое имя состоит из двух частей рече – знай. Я все знаю о речи.
Воспитатель: – Ребята, а для чего нужна нам речь?
Ответы детей.
– Из чего состоит наша речь?
Ответы детей.
Логопед: – Я предлагаю вам быть учениками – исследователями нашей речи и окружающего мира. Мы будем изучать зиму и описывать ее в разных лабораториях.
Логопед: – Ребята, а сейчас я вам задам вопросы, а вы попробуете на них ответить:
За чем на небе спряталось солнце? (За тучей)
По чему катаются на коньках? (По льду)
Почему идет снег? (Потому что холодно)
Почему темно зимой на улице?
Когда в решете воду носят?
Можно ли в решете воду принести?
– Вы все очень внимательные! Молодцы!
Логопед: – А сейчас мы отправимся в мою первую лабораторию "Красивых слов".
– Ребята, я забыла, какое сейчас время года? (Зима)
– А какую загадку вы знаете о зиме?
Дети читают 2 – 3 загадки о зиме.
– Какие признаки зимы вы знаете?
– Стало холодно, на улице мороз.
– Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом.
– Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады
– Ночи длинные, а дни – короткие.
– Люди одели зимнюю одежду.
– Прилетели снегири.
– Дети катаются на санках, лыжах, коньках, ледянках; лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
– Молодцы!
Игра "Какая, какой?"
– А зима КАКАЯ?
Ответы детей (волшебная, сказочная, холодная, морозная, снежная, суровая, лютая, вьюжная, белая, сверкающая, красивая).
– Какой снег?
Ответы детей (белый, пушистый, серебристый, чистый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, липкий, скрипучий).
– Какой лед?
Ответы детей (холодный, прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, скользкий, гладкий).
– Молодцы, много красивых слов вы знаете.
– А сейчас к картинкам подберите слова – действия.
Игра "Что делает?"
– Снег что делает?
Ответы детей (переливается, искрится, сверкает, блестит, падает, кружится, ложится, скрипит, тает, липнет, летает, валит).
– Ветер что делает?
Ответы детей (дует, уносит, завывает, воет, шумит, кружит, свистит, бушует).
– Солнце что делает?
Ответы детей (светит, греет, поднимается, опускается, блестит, сверкает, освещает).
Воспитатель: – Куда ведет эта снежная тропинка?
Логопед: – Давайте пройдем и посмотрим.
Взявшись за руки идем по тропинке.
Воспитатель: По тропинке, по дорожке
Побежали наши ножки.
Побежали, прибежали
И следы здесь увидали.
Логопед: – Как вы думаете, чьи это следы?
Ответы детей: волка, лисы, медведя, зайца.
Воспитатель: – Как одним словом можно назвать всех этих животных?
Ответы детей: дикие животные.
– Почему их называют дикими?
Ответы детей: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
Игра “Изобрази следы животных”
Воспитатель: – Давайте мы попробуем изобразить звериные следы (2 пальчика – маленькие, заячьи следы; 3 пальчика – лисьи следы; 4 пальчиков – волчьи следы, 5 пальцев – медвежьи следы)
Дети изображают звериные следы сидя за столом на манной крупе.
Логопед: – В лесу много животных, они все разные.
Как по – другому можно назвать животных. (По картинкам)
У зайца длинные уши, он (длинноухий,
у волка быстрые ноги, он… (быстроногий).
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У белки рыжий хвост – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У лося длинные ноги – длинноногий.
Логопед: – Ребята, у нас есть не только простые слова, но и сложные. Они состоят из двух слов. Посмотрите на картинки.
– Что изображено на этой картинке?
Ответы детей: Снег
– А что на этой?
Ответы детей: Убираются
– Послушайте что получилось : снег - уборка. Получилось у нас слово СНЕГОУБОРКА.
– Давайте посмотрим другие картинки:
— Снегопад (снег падает, Снегокат (по снегу кататься)
— Подснежник (растет под снегом, Ледокол (лед колет)
— Снеготаяние (снег тает).
– Давайте немножко с вами отдохнем.
Физминутка :
Логопед: – Ребята, пойдемте в следующую лабораторию. Она называется "Зимние предложения".
– Посмотрите на эти знаки. Что они обозначают?
Игра "Умозаключения".
Зимой нельзя купаться, потому что…
Люди зимой надевают шубы и шапки, потому что…
Зимой нужны варежки, чтобы…
Люди посыпают зимой дорожки песком, чтобы…
Нельзя сосать сосульки, потому что
– Молодцы.
– Ребята, а что это у нас лежит на полу?
– Давайте посмотрим, что на этих снежинках?
– Здесь нарисованы картинки, попробуйте по этим картинкам составить предложения.
Речевая игра «Закончи предложение».
В небе закружились белые… (небо – снежинки)
Дети взяли лыжи и санки и … (дети – лыжи и санки)
Дети скатали три снежных кома и… (дети катают снежный ком – снеговик)
Солнце скрылось за тучами … (солнце – тучи)
Вся земля укрыта снегом (земля – снег)
– Молодцы.
Логопед: – Вот мы и побывали в двух лабораториях речи. У нас есть еще третья лаборатория, она называется "Зимние рассказы". Туда мы пойдем с вами на следующем занятии.
– Я надеюсь, что сегодняшняя наша совместная работа вам понравилась.
– Я вижу, что вы много знаете, умеете думать, правильно говорить и поэтому я вас всех посвящаю в ученые моей лаборатории.
Детям одеваем шапочки.
Воспитатель: – Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим Речезная к нам в группу.
Подходим к камину, дети садятся вокруг и звучит музыка Чайковский П. И. "У камелька"
– О, у нас уже горит камин. Он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам?
– Из-за окна доносится свист вьюги, завывания ветра. А у нас тепло, горит огонь и мы все вместе.
Итог занятия :
– Ребята, вам понравилось наше зимнее путешествие в лабораторию речи?
– Чему вы научились в лаборатории?
Образовывать сложные слова, различать следы животных, составлять предложения по картинкам, подбирать слова – действия и слова – признаки к предметам.
– Дома нарисуйте, то что вам понравилось из нашего путешествия. И мы эти рисунки подарим нашему Речезнаю.