Любовь Коряженкова
Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к школе группе на тему: "Приключения Капельки" ко дню игр с водой на МААМ.
Программное содержание:
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
· Познавательное развитие;
· Физическое развитие;
· Социально - Коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе „Приключения Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
· Художественно - эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
· игровая;
· коммуникативная;
· познавательно - исследовательская (моделирование);
· двигательная;
· восприятие художественной литературы.
Цель:
· формировать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы синквейна.
Программные задачи:
Познавательное развитие:
· систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды;
· упражнять в отгадывании загадок об объектах живой и неживой природы;
· расширять кругозор детей;
· развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие;
· воспитывать экологическую культуру.
Речевое развитие:
Связная речь:
· продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна;
· развивать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам;
· формировать умение детей при составлении рассказа указывать время событий и действий героя с использованием разных типов предложений (простых и сложных).
· развивать диалогическую и монологическую формы речи;
· воспитывать речевую культуру.
Словарь:
· активизировать знания детей по теме "слова - предметы", "слова - признаки", "слова - действия"; «слова - ассоциации», «слова - синонимы».
· обогащать словарь словами: "признаки", «действия», «предложение».
· упражнять в подборе к существительным прилагательных и глаголов;
· развивать умение детей употреблять в речи слова в соответствии со смыслом.
Грамматика:
· упражнять детей в согласовании слов в предложении;
· развивать умение составлять простые предложения по заданному образцу;
· формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда".
· упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже;
· формировать структуру предложений связной речи с использованием ситуаций письменной речи (ребенок рассказывает - воспитатель записывает рассказ).
Звуковая культура речи:
· добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки "с", "ш", "д", "т".
· развивать артикуляционный аппарат;
· развивать фонематический слух.
Подготовка к обучению грамоте:
· упражнять в составлении простых предложений, используя схемы.
Художественно - эстетическое развитие:
· развивать фантазию, творческое воображение детей;
· воспитывать интерес к восприятию художественных текстов;
создавать положительные эмоции.
Физическое развитие:
· развивать крупную моторику;
· развивать мелкую мускулатуру рук;
· совершенствовать умение согласовывать движения с текстом.
Социально - коммуникативное развитие:
· совершенствовать умение работать сообща;
· формировать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим;
· воспитывать желание сопереживать и помогать сказочным героям;
· развивать представления детей об эмоциональных состояниях сказочного героя (грустит, удивляется, радуется).
· расширять представления о безопасном поведении в природе.
Педагогические методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
· демонстрация знаковых моделей;
· рассматривание иллюстраций.
Словесные:
· мотивация;
· метод интерактивного обучения;
· беседа;
· использование художественного слова;
· метод постановки и решения вопросов проблемного характера;
· метод дифференцированной оценки.
Практические:
дидактические игры;
динамическая пауза;
моделирование;
Методические приемы организации образовательной деятельности:
· дидактический синквейн;
· синквейн - загадка;
· тонкие и толстые вопросы;
· объяснение;
· показ;
· поощрение;
· вопросы проблемного характера;
· опора на наглядность;
· опора словесные образы.
Используемые образовательные технологии:
· здоровьесберегающая технология;
· личностно - ориентированная технология;
· игровая технология;
· технология использования проблемных ситуаций;
· технология развития критического мышления.
· интерактивная технология.
Предварительная работа:
· НОД;
· наблюдения на прогулках;
рассматривание иллюстраций;
· чтение художественной литературы;
· отгадывание загадок о природе;
· беседы о природе;
· заучивание стихотворений;
· опытно -экспериментальная деятельность;
· дидактические игры «Угадай, как меня зовут?», «Скажи какой?», «Кто что делает?»;
Демонстрационный материал:
· схема синквейна;
· опорные картинки - иллюстрации к сказке "Приключения Капельки";
· схема "Круговорот воды в природе";
· ребус к слову "Слон".
Раздаточный материал:
· иллюстрации с изображениями "Капельки";
· иллюстрации сказочных героев по теме занятия;
· набор букв.
Оборудование: демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный компонент:
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя:
Ребята, я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Он сообщает, что у него скоро День Рождения, и приглашает нас в себе. Вы хотите пойти?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а с чем обычно ходят на День Рождения?
Дети: С подарком.
Воспитатель: Ребята, давайте мы подарим Незнайке книгу, чтобы он побольше узнал. Какие бывают литературные жанры?
Дети: Стихи, рассказы, сказки.
Воспитатель: Чем сказки отличаются от других литературных жанров?
Дети: В сказках есть чудеса, которые не происходят на самом деле.
Воспитатель: Ребята, наш Незнайка - необычный герой. Какую книгу мы ему подарим?
Дети: Книгу сказок.
Воспитатель: А какие вы знаете сказки?
Дети: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Аленький цветочек", "Цветик - Семицветик", "Приключения Буратино", "Кот в сапогах", "Приключения Незнайки и его друзей", "Федорино горе" и др.
Воспитатель: Кто их написал?
Дети: А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, В. П. Катаев, А. Н. Толстой, Шарль Перро, Н. Н. Носов, К. И. Чуковский.
Воспитатель: А какие еще сказки вы знаете?
Дети: Русские народные сказки.
Воспитатель: Чем русские народные сказки отличаются от других сказок?
Дети: Русские народные сказки передавались из уст в уста. В них нет одного автора. Они относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: "Снегурочка", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Царевна - Лягушка", "Белая Уточка", "Жихарка", "Волки Лиса"и другие.
Воспитатель: Ребята, Незнайка все эти сказки знает. Как нам быть?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Ребята, а может, нам самим придумать сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте придумаем для Незнайки полезную сказку, чтобы он мог многому научиться. Как называются люди, которые сочиняют сказки?
Дети: Сказочники, писатели.
Воспитатель: А хотите побыть сказочниками? Тогда вы будете придумывать, а я все записывать, и у нас получится новая сказка.
Дети садятся за столы.
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, в любой сказке есть главный герой. Кто это такой?
Дети: Тот, о ком больше всего говорится в сказке.
Воспитатель: В нашей сказке тоже будет главный герой. А узнать его нам поможет загадка.
Я и туча и туман.
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
О ком эти слова?
Дети: О Капельке!
Воспитатель: Верно, молодцы! Давайте вспомним, какой путь она совершает.
Воспитатель выставляет на демонстрационной доске схему круговорота воды в природе.
Дети: Сначала Капелька находится в воде. Потом солнышко выходит, нагревает воду и превращает Капельку в пар. Происходит испарение. Капельки поднимаются вверх и образуют облако. В облаке они растут и увеличиваются, образуя тучи.
Воспитатель: Что такое тучи?
Дети: Тучи - это дождевые облака. В тучке капелькам становится тесно, и они выходят наружу в виде дождя или снега.
Дидактическая игра "Угадай настроение"
Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние по картинкам.
Воспитатель по очереди выставляет на демонстрационной доске картинки, отражающие эмоциональное состояние сказочного героя.
Воспитатель: Наша Капелька необычная, сказочная. У нее бывает разное настроение. Какое сейчас настроение у Капельки?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: Уголки губ опущены вниз.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша Капелька грустная?
Дети: Ей скучно.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем грустные лица.
Дети показывают мимикой грустное выражение лица.
Воспитатель: А теперь давайте мы все побудем Капельками и попытаемся изменить ее настроение.
Физкульт минутка (проводит ребенок).
Я живу в открытом море,
(Совершают плавательные движения руками).
Там гуляю на просторе,
(Ходят на месте).
Путешествовать люблю
(Ходят на месте).
И друзей с собой беру.
(Ходят парами произвольно).
Лишь пригреет солнце жарко -
(Делают круг руками над головой)
В море мне сидеть уж парко!
(Приседают на корточки).
Рвусь из водной той среды
(Поднимают руки вверх).
К солнцу паром из воды.
(Потягиваются на носках).
До небес я поднимаюсь.
(Потягиваются на носках с вытянутыми руками).
Там с друзьями я встречаюсь,
(Опускают руки).
Образую облака.
(Образовывают маленький круг).
Ветер нас несет, пока
(Плавные движения руками).
В тучке нам не станет тесно,
(Встают близко друг к другу).
И тогда, скажу вам честно,
(Разжимают ладони).
То дождинкой, то снежинкой,
(Кружатся).
Я стремлюсь на Землю вниз.
(Бегают врассыпную).
Ну, дружок, скорей, держись!
(Садятся на места).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как изменилась наша Капелька. Какое сейчас у нее настроение?
Дети: Удивленное.
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: У нее брови подняты вверх.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша Капелька удивилась?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Она удивилась, что мы с вами тоже можем быть Капельками. Давайте сделаем удивленные лица.
Дети показывают мимикой удивленное выражение лица.
Воспитатель: А какое теперь настроение у Капельки?
Дети: Радостное!
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Она улыбается!
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша Капелька улыбается?
Дети: Ей стало весело.
Воспитатель: Молодцы! Наша Капелька любит путешествовать. О ее первых приключениях в природе нам расскажут чистоговорки.
Работа с чистоговорками.
Су - су - су, Капля встретила росу.
Давайте скажем тихо, погромче, и громко.
Су - су - су, Капля встретила росу. (Хором).
- А теперь Миша скажет тихо, погромче, громко.
- А теперь Коля. (Петя, Вася).
Ша - ша - ша, Капля встретила ерша.
Ды - Ды - Ды, Капля вышла из воды.
Ток - ток - ток, Капля села на листок.
Хором, потом индивидуально. (Тихо, погромче, громко).
Воспитатель: Наш русский язык богат разнообразными словами. Давайте вспомним, какие слова бывают.
Дети: Слова - предметы, слова - действия, слова - признаки.
Воспитатель: Какие слова мы используем, отвечая на вопрос: «Кто?» или «Что?»
Дети: Слова — предметы.
Воспитатель: Какие слова мы используем, отвечая на вопрос: «Какая?» или «Какой?»
Дети: Слова — признаки.
Воспитатель: Какие слова мы используем, отвечая на вопрос: «Что делает?»
Дети: Слова — действия.
Воспитатель: А если слова подружатся и встанут рядом, то, что получится?
Дети: Предложение.
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о Капельке. Какая она?
Дети: Веселая, непоседливая, озорная, добрая, легкая, воздушная, грустная, удивленная, блестящая, прозрачная, улыбающаяся, невидимая, любознательная.
Воспитатель: Ребята, а что Капелька делает?
Дети: Летает, испаряется, превращается, охлаждается, капает, опускается на Землю, утоляет жажду, путешествует, улыбается, удивляется, огорчается, радуется, дружит.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем свое отношение к тому, что делает Капелька. Как вы думаете, Капелька приносит пользу, когда опускается на Землю?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Она приносит дождь.
Воспитатель: А чем полезен дождь?
Дети: Дождь пополняет запасы воды на Земле, дает влагу растениям, необходимую для жизни, моет жилье зверей и птиц.
Воспитатель: Давайте поговорим о пользе Капельки, используя слово "когда". Я начну предложение, а вы закончите его. "Когда Капелька опускается на Землю, она. приносит дождь".
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о Капельке, если она приносит дождь? Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое Капелька? Назовите слово - предмет.
Дети: Вода, жизнь, источник.
Воспитатель: Ребята, писатели сочиняли свои сказки долго, а мы с вами сделаем это быстро при помощи схем. Посмотрите на доску. Какие слова мы обозначаем полоской с одной чертой?
Дети: Слова - предметы.
Воспитатель: Сколько слов - предметов в будет первом ряду?
Дети: Одно.
Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с волнистой линией?
Дети: Слова - признаки.
Воспитатель: Сколько слов - признаков будет во втором ряду?
Дети: Два.
Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с двумя чертами?
Дети: Слова - действия.
Воспитатель: Сколько слов - действий будет в третьем ряду?
Дети: Три.
Воспитатель: Что мы используем, чтобы сказать свое отношение к предмету?
Дети: Предложение.
Воспитатель: С какой буквы начинается предложение?
Дети: С заглавной.
Воспитатель: Какая полоска мне нужна?
Дети: С уголком.
Воспитатель: Сколько слов будет в предложении?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: Точка.
Воспитатель: Какие слова мы используем, когда обобщаем, делаем вывод в конце рассказа?
Дети: Слова - предметы.
Воспитатель: Сколько слов — предметов будет в пятом ряду?
Дети: Одно, (два).
Воспитатель: А теперь давайте составим сказку про Капельку при помощи схемы. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Перед тем как ответить, посмотрите на схемы.
Воспитатель - дети:
Кто? Капелька.
Какая? Веселая, любознательная.
Что делает? Летает, превращается, путешествует.
Чем полезна? Капелька приносит дождь.
Кто? Источник жизни.
Воспитатель: Молодцы! Путешествуя, Капелька встретила другого героя. Я опишу его, а вы отгадайте.
….
Смелый, ловкий,
Бегает, прыгает, рычит,
Сын Короля зверей.
Хищник.
Дети: Львенок!
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего сказочного львенка. Какой он по внешнему виду, характеру, настроению?
Дети: Необычный, веселый, озорной, рыжий, радостный, смелый, ловкий, непослушный, маленький, добрый.
Воспитатель: Что львенок делает?
Дети: Лежит, загорает, отдыхает, греется, улыбается, радуется.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли правильно львенок здесь делает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что львенок делает неправильно?
Дети: Он загорает без головного убора.
Воспитатель: А почему это неправильно?
Дети: Потому что можно получить солнечный удар.
Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку львенка, используя слово "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Львенок поступает неправильно, потому что. загорать без головного убора нельзя". А почему нельзя загорать без головного убора?
Дети: Загорать без головного убора нельзя, потому что можно получить солнечный удар.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о львенке, если он загорает без панамки? Какой он детеныш?
Дети: Несмышленый детеныш.
Воспитатель: Давайте составим сказку про львенка. Прежде чем составлять, посмотрите на схему.
Дети:
Львенок
Веселый, озорной
Лежит, отдыхает, загорает.
Львенок загорает без головного убора.
Несмышленый детеныш.
Воспитатель: Молодцы!
Дидактическая игра "Какой звук заблудился?"
Цель: развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Ребята, имя следующего героя мы узнаем, когда подберем правильный звук. Послушайте предложение. "Жабочка порхала над цветком. Может жабочка порхать над цветком?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой здесь звук заблудился?
Дети: Звук [Б]!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А как на письме он обозначается?
Дети: На письме он обозначается буквой «Б».
Воспитатель: Найдите у себя букву «Б» у себя и запишите звук.
Один ребенок выполняет у доски.
Воспитатель: Правильно, ребята. Теперь скажите предложение правильно.
Дети: Бабочка села на цветок.
Воспитатель: Имя следующего героя — бабочка. Давайте поговорим о ней. Подберите слова — признаки. Какая она?
Дети: Красивая, яркая, пестрая, легкая, добрая, маленькая, беззащитная, трудолюбивая.
Воспитатель: А теперь давайте подберем слова - действия к бабочке. Что она делает?
Дети: Летает, порхает, украшает, собирает нектар, опыляет цветы.
Воспитатель: Теперь давайте скажем свое отношение к тому, что делает бабочка. Она приносит пользу, если опыляет цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему это полезно?
Дети: Бабочка дает жизнь новым растениям, которые выделяют кислород.
Воспитатель: Придумайте предложение о пользе бабочки.
Дети: Бабочка дает жизнь новым растениям.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о бабочке, если она опыляет цветы, трудится? Какой мы с вами можем сделать вывод? Если бабочка трудится, значит она, кто?
Дети: Труженица.
Воспитатель: А если она украшает природу, значит, она, кто?
Дети: Красавица, украшение природы.
Воспитатель: Теперь придумайте сказку про бабочку при помощи схемы.
Дети:
Бабочка
Пестрая, разноцветная
Летает, опыляет, трудится,
Бабочка дает жизнь новым растениям.
Труженица.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А еще один герой спрятался в ребусе.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Слон!
Воспитатель: Это большое животное, взрослое. А как назвать детеныша слона?
Дети: Слоненок!
Воспитатель: Давайте поговорим о нашем слоненке. Подберем к нему слова — признаки. Какой он?
Дети: Большой, серый, веселый, озорной, радостный.
Воспитатель: А теперь мы подберем слова — действия. Что он делает?
Дети: Улыбается, веселится, бегает, радуется, ловит бабочку.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего Слоненка. Как вы думаете, все ли правильно слоненок здесь делает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что слоненок делает неправильно?
Дети: Слоненок ловит бабочку.
Воспитатель: А почему это неправильно?
Дети: Бабочек нельзя ловить.
Воспитатель: А почему нельзя ловить бабочек?
Дети: Бабочки опыляют опыляют цветы, дают жизнь новым растениям, которые вырабатывают кислород.
Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку слоненка, используя слова "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Слоненок поступает неправильно, потому что. "
Дети: Слоненок поступает неправильно, потому что бабочек ловить нельзя.
Воспитатель: А почему их нельзя ловить?
Дети: Бабочки украшают природу.
Воспитатель: Какой может стать природа, если в ней не будет бабочек?
Дети: Если в природе не будет бабочек, то природа потускнеет, станет серой и безликой.
Воспитатель: Почему еще нельзя ловить бабочек?
Дети: Потому что бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Если в природе не будет бабочек, как вы думаете, вырастут новые цветы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте скажем полным предложением, используя слово «если».
Дети: Если в природе не будет бабочек, то не вырастут новые цветы.
Воспитатель: Когда мы ловим бабочек, что мы наносим природе?
Дети: Вред.
Воспитатель: Давайте скажем полным предложением, используя слово "когда".
Дети: Когда мы ловим бабочек, мы наносим вред природе.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о слоненке, если он ловит бабочек? Какой мы с вами можем сделать вывод? Кто он?
Дети: Вредитель.
Воспитатель: А теперь составьте сказку про слоненка при помощи схемы.
Дети:
Слоненок
Веселый, серый
Бегает, радуется, ловит (бабочек)
Наносит вред природе.
Маленький вредитель.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте составим одну большую сказку с использованием всех героев и рассказов о них. Из каких частей состоит сказка?
Дети: Из начала, середины и конца.
Воспитатель: Давайте придумаем название сказки. Кто у нас главный герой?
Дети: Капелька!
Воспитатель: Что она делала?
Дети: Летала, превращалась, путешествовала.
Воспитатель: Как мы назовем нашу сказку?
Дети: Путешествие Капельки.
Воспитатель: Теперь давайте придумаем начало сказки.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети: Лето!
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Светит яркое солнце, герои загорают, играют, бабочка садится на яркие цветы.
Воспитатель: А в какое время суток повстречались наши герои?
Дети: Днем!
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Солнце стоит высоко!
Воспитатель: Теперь составим середину. Кого повстречала Капелька на своем пути?
Дети: Львенка, Бабочку и Слоненка.
Воспитатель: Ребята, кого сначала увидела Капелька?
Дети: Львенка.
Воспитатель: Как изменилось настроение Капельки?
Дети: Она удивилась.
Воспитатель: А почему Капелька удивилась?
Дети: Капелька удивилась, потому что Львенок загорал без панамки.
Воспитатель: Как вы думаете, что сказала Капелька львенку?
Дети: Надень панамку, а то получишь солнечный удар.
Воспитатель: Как вы думаете, львенок послушал Капельку?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Кого еще встретила капелька?
Дети: Бабочку.
Воспитатель: Как изменилось настроение Капельки?
Дети: Она улыбнулась.
Воспитатель: А почему Капелька улыбнулась?
Дети: Капелька улыбнулась, потому что ей понравилась бабочка. Она залюбовалась ею. Бабочка приносила пользу - опыляла цветы.
Воспитатель: А кого еще встретила Капелька?
Дети: Слоненка!
Воспитатель: Как изменилось настроение Капельки?
Дети: Она очень огорчилась, расстроилась. Воспитатель: А почему Капелька огорчилась?
Дети: Капелька огорчилась, потому что ей стало жалко бабочку.
Воспитатель: Как вы думаете, что Капелька ответила слоненку?
Дети: Не лови бабочку, она такая красивая! Бабочки украшают природу! Они опыляют цветы, которые выделяют кислород! Ты лучше играй с ней, дружи.
Воспитатель: А что ответил слоненок?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось в конце?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем, что у нас получилось. Итак: Сказка "Приключения Капельки".
В одном озере или водоеме жила - была Капелька. Она была очень непоседливая, любознательная, и вот однажды она вышла погулять. Стоял жаркий летний день. Наша легкая, блестящая Капелька полетела над Землей. "Какая красивая природа", - подумала Капелька. "Посмотрю - ка я, что здесь происходит". Вдруг Капелька увидела Львенка. "Кто же это такой? Веселый, рыжий. Отдыхает, улыбается, лежит на солнце. Да это же Львенок! Но почему он загорает без панамки?" Капелька удивилась и сказала ему: "Нельзя загорать без панамки, ты получишь солнечный удар! Ты должен быть умным и сильным, потому что ты - будущий Король - Лев!" Львенок надел панамку и сказал Капельке "спасибо". Капелька полетела дальше. Потом она встретила яркую, красивую Бабочку, которая сидела на цветке. "Какая красивая бабочка!", - подумала Капелька, улыбнулась и полетела дальше. Вдруг Капелька увидела веселого серого Слоненка, который бегал, радовался и пытался сачком поймать Бабочку. Капелька очень огорчилась и сказала ему: "Слоненок, не лови бабочку! Она такая красивая! Бабочка опыляет цветы, а они дают жизнь новым растениям, которые выделяют кислород. Ты лучше играй, дружи с Бабочкой». Слоненок послушался, поблагодарил ее, ведь он был неглуп. Потом всем друзьям стало радостно. Львенок стал загорать в панамке, Слоненок опустил сачок, и они начали играть с Бабочкой в догонялки. Львенок, Слоненок и Бабочка попрощались с Капелькой, и она полетела дальше, навстречу новым приключениям. Конец.
Дидактическая игра "Один - много "
Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы отправим наших героев по домам, где их ждут мама и папа, братья и сестры. Кто загорает на солнце?
Дети: Львенок.
Воспитатель: А как сказать, если их много? Много … кого?
Дети: Львят!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто бегает с сачком?
Дети: Слоненок!
Воспитатель: А как сказать, если их много? Много. кого?
Дети: Слонят!
Воспитатель: Кто опыляет цветы?
Дети: Бабочка!
Воспитатель: А как сказать, если их много? Много.
Дети: Бабочек!
Воспитатель: Кто вышел из тучки?
Дети: Капелька!
Воспитатель: А как сказать, когда их много собирается? Много. кого?
Дети: Капелек!
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
3. Заключительный компонент. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, все, что нас окружает - это природа. Какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая.
Воспитатель: Посмотрите на героев нашей сказки. Как вы думаете, что тут лишнее, не такое, как все?
Дети: Капелька!
Воспитатель: А почему?
Дети: Капелька — неживая природа!
Воспитатель: А теперь давайте обобщим, составим рассказ о природе, к которой относятся наши друзья и мы с вами, используя схемы.
Дети:
Природа
Красивая, яркая, добрая.
Цветет, растет, распускается.
Воспитатель: Какое предложение можем составить?
Природа очень красива летом.
Воспитатель: Каким словом завершим?
Дети: Радость!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали, много придумали много сказок, которые мы запишем после занятия.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам быть сказочниками? Что показалось интересным? Что особенно запомнилось? Что нового удалось узнать? Как вы думаете, обрадуется Незнайка подарку? Я думаю, он будет очень рад.