Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

Ольга Бакина
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема : Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

Программное содержание:

совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картин; развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение; воспитывать творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимание, ответственность.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Тема: „Знакомство с картиной В, М, Васнецова „Иван-царевич на сером волке“,» размещена в разделах

Оборудование:

искусственная ель, картинки в футлярах от «киндер-сюрприза», здания, деревья, цветы, фотографии картин, проектор, экран, компьютер, пиктограммы, мяч, указка, елочные игрушки, цветные карандаши.

Предварительная работа:

чтение сказки «Иван-царевич и серый волк», беседа о художнике В. М. Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины, прослушивание музыкального отрывка (Э. Григ «В пещере горного короля»).

___

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся.

Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? А вот и елочка, давайте станем вокруг нее в хоровод. Посмотрите, елочку украшают подарки. А в подарках этих живут герои одной русской народной сказки. И вы их хорошо знаете. Отгадайте мои загадки.

Загадки

Мчится он на сером волке,

Обгоняя птиц полет.

Не король, не королевич,

Его зовут … (Иван-царевич).

Послушайте еще одну загадку.

Он бывает страшный,

Он бывает злой,

Но царевичу помог он

Справиться с бедой.

Он в зайчатах знает толк.

Кто же это? (Серый волк).

Логопед: Молодцы, вы правильно отгадали все мои загадки. Снимите с елки подарки и посмотрите, что в них. Да это же отгадки! Сложите призы и поставьте на стол.

- Дети, вы говорили сейчас об Иване-царевиче, о сером волке, жар-птице. Из какой сказки эти герои? («Иван-царевич и серый волк»).

II. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации.

Логопед: Сегодня мы будем знакомиться с картинами, на которых изображены сказки.

- Назовите имя великого русского художника, который написал очень много картин к сказкам и былинам. (В. М. Васнецов). (портрет)

- Какие картины В. М. Васнецова по сказкам вы знаете?

- Ребята, а где живут картины? (В музеях, галереях, вернисажах).

Логопед: Самая знаменитая выставка картин находится в Москве в Третьяковской галерее (слайд). Но до Москвы нам добираться далеко. Что можно придумать для картин у нас в Ставрополе? Давайте построим в Ставрополе в улицу Сказочных картин.

- Что нужно сделать, чтобы появилась улица?

- Ребята, чтобы вы сделали, чтобы улица была красивой, а воздух был чистым и свежим? (Цветы, деревья).

Мы будем строителями. Строить нужно быстро и дружно, для этого предлагаю разбиться на строительные бригады. Первая бригада будет строить дома для картин, а вторая бригада – украшать нашу улицу цветами и деревьями. (Дома нарисованы на ватмане). Вот наша улица готова.

Логопед: Теперь на каждый дом нужно прикрепить визитную карточку, чтобы знать, какие картины будут жить в этих домах. (На подносе находятся фотографии картин «Аленушка», «Три богатыря», «Снегурочка», «Ковер-самолет»).

Выберите визитные карточки к сказке «Аленушка и братец Иванушка», к былинам о богатырях, к сказке о девочке, сделанной из снега. (Дети выполняют задание).

Давайте разместим визитки около домов, где будут жить эти картины. А я возьму визитную карточку к сказке «Иван-царевич и серый волк». Ребята кто-нибудь видел мою визитку? Ее нигде нет. Значит, картина «Иван-царевич на сером волке не сможет жить в этом доме! Что же нам делать?

(На экране появляется Карандаш).

Логопед: Посмотрите, это волшебный человечек Карандаш.

Текст письма: «Вашу картину похитил злой волшебник. Если вы правильно опишите героев картины, пейзаж, вы победите злого волшебника, и картина вернется к вам

Логопед: Все люди будут огорчены, если больше никогда не смогут ей любоваться. Но мы ведь этого не допустим. Как мы можем помочь людям?

Логопед: Давайте попросим Карандаша найти фотографию с изображением картины «Иван-царевич на сером волке», чтобы нам легче было описывать картину. Вот и фотография. Спасибо, Карандаш!

III. Работа с картиной. Решение проблемной ситуации.

Логопед:

- Что вы видите на переднем плане картины? (Дети отвечают)

- Посмотрите на волка, какой он? Как он движется?

- Здесь изображен большой волк, поэтому его можно назвать не волк, а? (Волчище).

- Ребята, я считаю, что волк во всех сказках злой, страшный и жадный. Вы со мной согласны? Почему? Приведите примеры.

Логопед: Ребята, слушайте внимательно. что я буду говорить. А если я ошибусь, поправьте меня.

Волк сидит на Иване-царевиче.

Болото перепрыгивает через волка.

Елена Прекрасная держит Ивана-царевича.

Погоня убегает от волка.

Логопед: Иван- царевич и Елена Прекрасная изображены на фотографии маленькими. При помощи чего можно рассмотреть маленькие предметы или предметы, находящиеся вдали? (Очки, бинокль, подзорная труба).

Посмотрите на картину в бинокль. А может лучше рассмотреть ее в подзорную трубу? (Дети показывают руками).

Наведите подзорную трубу на Ивана-царевича. А теперь рассмотрите Елену Прекрасную. Я буду рассказывать об Иване-царевиче, каким я его вижу, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы, и так дальше по очереди.

Логопед: Иван-царевич смелый, сильный, мужественный. А Елена Прекрасная?

Дети: А Елена Прекрасная слабая, испуганная, беззащитная, покорная.

Логопед: Иван-царевич одет в кафтан из парчовой ткани. А Елена?

Дети: Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье.

Логопед: На голове у Ивана-царевича шапка, украшенная соболиным мехом. А у Елены Прекрасной?

Дети: У Елены Прекрасной на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями.

Логопед: На ногах у Ивана-царевича красные сафьяновые сапоги.

Дети: На ногах у Елены Прекрасной туфли.

Логопед: Что значит «сафьяновые»?

Логопед: А какого цвета небо в ясный день? Значит, голубой цвет можно назвать небесным. Что на картине небесного цвета? Составьте полное предложение.

Дети: Платье у Елены Прекрасной небесного цвета.

Логопед: Молодцы, ребята, вы замечательно описали Елену Прекрасную.

Логопед: А теперь давайте станем в круг, нас зовет веселый мячик. Поиграем в игру «Какой? Чей?» Я буду говорить вам несколько слов, а вы заменяете их одним словом-признаком.

Сапоги из сафьяна – какие сапоги? (сафьяновые)

Трава, которая растет на болоте – какая?

Мех соболя – чей?

Платье из парчи – какое?

Логопед: Молодцы, ребята, давайте вернемся к картине. Посмотрите на лица героев, что они выражают? Возьмите желтые конверты. Достаньте и поднимите ту картинку, которая соответствует настроению героев картины и выражает страх.

- Вы очень хорошо описали передний план картины.

- Что мы видим на заднем плане картины?

- Какой лес?

- А сейчас давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Послушайте звуки леса, что вы слышите? А какие запахи вы ощущаете?

- Послушайте музыку, она поможет узнать, какими красками написан пейзаж на картине : темными или светлыми? Почему художник использовал такие темные краски? Какое настроение он хотел передать темными красками?

- Что побеждает в конце сказки: добро или зло?

- Какое настроение возникает у вас в конце сказки? Покажите его на своих лицах.

Логопед: Снова появился наш помощник Карандаш, значит, злой волшебник побежден, картина снова цела и невредима, и у нас должна появиться визитная карточка этой картины. Давайте обратимся к волшебству: «Раз, два, три, чудо, приди!» (Появляется фотография картины «Иван-царевич на сером волке»).

Вот и визитка. Я поставлю ее к дому. Какая картина теперь будет в нем жить? Все картины обрели свои дома, и я думаю, что они еще много лет будут радовать людей своей красотой.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вам было интересно на занятии? Мы сделали доброе дело – вернули картину людям. У нас хорошо все получилось? А почему? Вот если вам понравилось занятие, у вас хорошо все получилось, повесьте на елочку большой шарик. А в чем-то затруднялись, повесьте маленький. (Дети выполняют).

Логопед: Елочка стала нарядной и красивой, значит, мы не зря потрудились. Спасибо вам большое. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить вам альбомы и цветные карандаши, чтобы вы нарисовали героев картины «Иван-царевич на сером волке так, как видите их вы.

Публикации по теме:

«Мы поставим сказку сами» — развлекательное мероприятие с элементами фольклора Цель. В игровой театрально-импровизированной форме разыграть сюжетную линию сказки, которую читает ведущий. Дети используют в игре свой.

Конспект занятия. Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова: «Иван-Царевич на сером волке», «Алёнушка» Конспект занятия Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова Рассматривание репродукций картин «Иван – Царевич на сером волке».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
Опубликовано: 28 марта 2013 в 22:46
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бакина (УИ 692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД