Гойдина Елена Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки «Лиса и козёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы: презентация сказки «Лиса и козёл», иллюстрации с главными героями, графический план в виде схемы (мнемотехника, костюмы героев сказки, иллюстрации к русским народным сказкам, шапочки лисы, шапочки козла, солнышки и тучки.
Ход ООД:
1. Мотивационно – ориентировочный этап.
Дети стоят на ковре, раздается стук в дверь. В гости приходит девочка Даша с книгой сказок и просит детей познакомить ее с новой русской народной сказкой, потому, что ей давно не читали новых сказок.
- Ребята, что же нам делать? (Помочь).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, Пересказ сказки „Лиса и козёл“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коза, козлята. Литература, сказки, стихи для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
2. Поисковый этап.
- А как мы можем помочь Даше? (Познакомим ее с новой сказкой).
- Слушай внимательно Даша и запоминай.
- Ребята подойдите пожалуйста ко мне. Обратите ваше внимание на доску и скажите,что изображено на этих иллюстрациях. (Сказки)
-А какие сказки? (Лиса и журавль, Гуси - лебеди, Волк и козлята, Лисичка-сестричка и волк, Маша и медведь, Репка, Курочка Ряба)
-Молодцы. Ребята рассмотрев эти иллюстрации, как вы думаете с чем я хотела вас познакомить? (со сказкой)
-А вы любите сказки? (Да)
-А вы хотите познакомиться с новой русской народной сказкой? (ответы детей)
-Ну что бы узнать как она называется вам помогут загадки, которые вы сами должны их отгадать. Слушайте первую загадку:
Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает (лиса)
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете, чтобы в них была героиня – лиса. (Кот, лиса и петух, Лисичка сестричка и серый волк, Колобок, Лисичка со скалочкой….)
Воспитатель: Какая лиса в этих сказках? (хитрая, изворотливая, рыжая, лживая).
-Слушайте вторую загадку:
Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает
То того он забодает (козёл)
-Как вы думаете как называется сказка? (ответы детей).
-А сейчас я вам предлагаю всем сесть на стульчики и послушать сказку. (Воспитатель читает сказку используя иллюстрации к сказкам)
Вопросы к сказке.
Воспитатель: Кто главные герои сказки?
Воспитатель: Что случилось с лисой?
Воспитатель: Как же она выбралась из колодца?
Воспитатель: Как же козёл выбрался из колодца?
Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?
Воспитатель: Почему лисе удалось перехитрить козла?
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Скажи по-другому». Я вам называю слова из сказки, а вы называете слова по-другому, как вы их понимаете. Готовы?
-Как можно сказать по- другому :
- на ворон зазевалась (на ворон засмотрелась)
-на силу отыскали (с трудом)
-коли хочешь (если захочешь)
лиса горюет (плачет, «вон из колодца» -(выйти)
-Молодцы ребята вы правильно подобрали слова.
Воспитатель: А сейчас я ещё раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, вы будете её пересказывать. (Воспитатель читает сказку.)
Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Я для вас составила схему, которая вам поможет рассказать сказку.
Воспитатель: Какого цвета лиса?
Дети: Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить треугольником с оранжевым хвостом.
Воспитатель: На какую фигуру похожа голова козла?
Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.
Воспитатель: На какую фигуру похож хозяин?
Дети: его можно обозначить треугольником с кругом.
Использование мнемотехники. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки.
Как начинается сказка?
Какое название можно придумать к ее началу?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?
Дети: Глупый козел в колодце.
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к ее концовке?
Дети: Спасение козла.
Воспитатель: Теперь расскажите сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.
Первый ребенок целиком рассказывает. (Пересказывают.)
Каким голосом лиса говорила? (ласковым, нежным, мягким).
Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. «Отдыхаю, голубчик, там наверху жарко, так я сюда забралась».
А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (сердито, громко, грубо, гневно).
Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.
«ишь, бородатый, и прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.
А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.
А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.
Воспитатель: Молодцы! Смогли показать характер лисы.
Воспитатель: пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а другой продолжает).
Физкультурная минутка.
Много сказок есть на свете дети шагают
Эти сказки любят дети дети приседают
Про лисичку и зайчонка, дети имитируют движения
И про Машу с медвежонком
И семь беленьких козлят, руки в стороны, потом к плечам
Съесть которых волк был рад.
А сейчас все вместе глазки закрывайте,
И волшебные слова дружно повторяйте:
«Раз, два, три, в сказку попади!» движения по смыслу
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.
Распределяем роли и пересказываем по ролям. Следующий вид пересказывания – по ролям (лиса – девочка, мальчик – козёл). Дети сами оценивают.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.
Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»
Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).
Значит сказка - это неправда, придуманные события.
А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.
Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.
Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.
Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).
4. Рефлексивно – оценочный этап.
Скажите пожалуйста с какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего вам запомнилось? Что показалось сложным? Почему?
Воспитатель подводит итог занятия : отмечает самых активных детей на занятии, обращает внимание на ответы детей. Если вам понравилось занятие и вы узнали что-то новое,то выложите на столе солнышки. Если нет, то тучки.
По окончании занятия Даша благодарит детей за интересные рассказы, игры, сказку. - Спасибо вам, ребята, вы были как настоящие актеры. Мне очень было интересно с вами, я еще приду к вам, вы познакомите меня с авторскими сказками. (Прощается и уходит).
5. Последующая работа
Воспитатель: Молодцы, ребята! Предложить дома с родителями нарисовать рисунки к сказке Лиса и козел.