Екатерина Арестова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему : «Фрукты»
Цель: Создание социальной ситуации развития через познавательно-речевую игру о фруктах.
Задачи:
1. Создать условия для расширения и уточнения представления о фруктах, развивать связную речь, внимание, мышление;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
2. Создать условия для развития умения у детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, в образовании относительных прилагательных (сок из яблок-яблочный и т. д, упражнять в составлении описательных рассказов о фруктах, в форме загадки по образцу предложенному воспитателем;
3. Создать условия совершенствовать монологическую форму речи;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Расширение словаря по теме: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, виноград, апельсин, дерево, сад, лоза, спелый, ароматный, душистый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синяя, круглая, овальная, вытянутая, зреть, собирать, заготавливать; варенье, джем, сок.
Оборудование: предметные картинки по теме, мяч, магнитная доска, корзинка с муляжами фруктов, маленькая ширма, телеграмма, муляжи фруктов.
Ход ОД
Орг. Момент
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие, а вот куда они поедут, надо отгадать.
Загадывает загадку:
Сливы, яблони растут,
И крыжовник с вишней тут-
Осенью лишь успевай
Собирать здесь урожай. (сад)
В: Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов).
— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны : в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешествие, но тут приходит телеграмма от Фруктовичка (он присматривает за садом)
Он пишет:
«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром, и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите, пожалуйста, их найти!»
Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.
Основная часть
Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но я вам его покажу, но сначала отгадайте загадку» :
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
• Что это? Какой формы яблоко? (круглое).
А цвет у него какой? (красный).
• А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный).
Далее воспитатель бросает мяч каждому по очереди и называет следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме : название фрукта-какой по форме - цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.
Дидактическая игра с мячом: «Назови сок, назови варенье».
Сок из фруктов – фруктовый; сок из яблок - яблочный ; сок из груши -… ; сок из апельсина - …; сок из сливы - …; сок из винограда -…;
Варенье из яблок – яблочное; варенье из груши - ….; … из апельсина -….;
…из сливы- … и т. д.
Предлагаемые загадки:
*Плод оранжевый и сочный
Разделю я по кусочкам.
Хватит долек этих всем,
Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)
*Родилась она зелёной на цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела. (Слива).
*Среди листьев изумрудных зреет много гроздей чудных.
Они из ягод состоят, у них чудесный аромат.
А мы зовём их… (виноград)
*Любят этот фрукт мартышки,
Взрослые и ребятишки,
Желтый, сладкий и полезный
Он из Африки приезжий. (банан)
*Ты на лампочку похожа и на Ваньку – встаньку тоже.
У тебя румяный бок, а откусишь – брызнет сок. (груша)
*Желтый фрукт висит на ветке,
Но не любят его детки,
Этот фрукт на вкус не сладкий,
Кислый он. На ощупь гладкий.
Это самый кислый фрукт, люди его в чай кладут.
Чай душистый получается, потому он всем и нравится.
(лимон)
Физкультурная минутка
Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.
Фруктов нужно много.
Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить. «крошат»
Отожмем лимонный сок, «рубят»
Слив положим и песок, «отжимают»
Варим, варим, мы компот. «кладут»
Угостим честной народ. (угощают).
А теперь давайте с вами поиграем
Игровое упражнение «Чего не хватает?» (на развитие зрительного внимания)
Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов. Дети запоминают фрукты, считают их по порядку (от 1 до 6).
Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов. Дети угадывают, какого фрукта не хватает.
Игра «Угадай – ка». Составление загадок - описаний о фруктах.
Воспитатель достаёт корзинку с муляжами фруктов, раскладывает фрукты на столе, достаёт маленькую ширму и закрывает ею фрукты.
Воспитатель: Дети, мы разгадали загадки о фруктах. А теперь мы поиграем в новую игру «Угадай – ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой: «Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?»
Дети: Это апельсин.
Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать мне, какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать, какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя фрукт.
Дети по очереди составляют загадки – описания. (4 - 6 загадок - описаний). Другие дети выбирают, чья загадка была составлена лучше, интереснее. Аргументируют свой выбор.
Итог:
Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов.
Ребята, что сложно было? Что понравилось? Что хотелось бы еще раз повторить?
Кому мы сегодня помогали? О чем говорили?
Дети: Ответы
Занятие закончено