Седова Наталья Владимировна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей комбинированной
группе по теме: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Цель: создание необходимых условий для развития связной речи детей в процессе пересказа.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о зиме и снежных забавах;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами, подбирать подходящие по смыслу определения;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- учить эмоционально воспринимать художественное произведение, понимать содержание текста;
- учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно;
- активизировать и расширять кругозор детей по лексической теме: «Зима»;
Развивающие:
- продолжать формировать навыки детей понимать и запоминать авторские средства выразительности и использовать их в собственном пересказе;
- активизировать употребление в речи прилагательных;
- закреплять умение говорить громко и четко, регулировать силу голоса, темп речи;
- закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением;
- развивать коммуникативную деятельность, память, воображение;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе, доброжелательность и отзывчивость, умение сопереживать героям.
Материалы: демонстрационные - снежок из синтепона, картина «Зима. Зимние забавы», иллюстрации к рассказу;
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Снежные забавы»; наблюдение на прогулке за снегом; загадывание загадок о снеге; заучивание стихотворения К. Бальмонт «Снежинка»; опыт: «Превращение снега в воду», игровая деятельность на прогулке: «Постройки из снега - снеговик, колобок, горка», рассматривание иллюстраций по лексической теме: «Зима».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Воспитатель: - Да, ребята, это зима. Вот и пришло время снежной, морозной зимы. Дети и взрослые очень любят это время года! Зимой можно весело проводить время на улице, придумать много разных, интересных зимних игр и забав. Скажите, чем вам нравится зима? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение Николай Некрасова «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Воспитатель: - Поэт очень красиво описал снег, какие разные слова он подобрал? (Дети отвечают). Как сказано про снег, какой он? (Скрипуч, сух). А вы запомнили, как падает снег? (Кружится, порхает). Послушайте еще раз этот отрывок.
Воспитатель: - А сейчас пришло время поиграть вот с этим снежком, который сделан из синтепона. Значит это снежок какой? (Синтепоновый снежок, а если снежок сделан из ваты, какой он? из снега? из бумаги?
Игра «Характеристика слов»
Ход игры:
Дети передают друг другу снежок по кругу и называю слова – признаки.
Зима какая? (снежная, холодная, метельная, морозная, суровая, сказочная);
Снег какой? (белый, пушистый, мокрый, серебристый, холодный)
Снежок какой? (белый, круглый, маленький, холодный, снежный)
Основная часть:
Воспитатель: - Все дети любят играть со снегом. Ребята, сегодня мы будем слушать рассказ Надежды Дмитриевны Калининой «Про снежный колобок».
Воспитатель читает рассказ «Про снежный колобок».
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?
Беседа по содержанию прочитанного.
- Понравился вам рассказ?
- Чем занимались ребята на улице? (Гуляли, лепили снежную бабу).
- Как зовут мальчика, который слепил снежного колобка? (Алеша).
- Как он сумел его сделать?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал Алеша к колобку? (Он ему нравился, жалел его, полюбил).
- Как вы догадались? (Алеше стало жалко оставлять колобок на улице, он взял его и положил в карман).
- О чем думал Алеша, когда спрятал колобка в карман? (Не хотел с ним расставаться, он подружился с ним, Алеша хотел, чтобы колобок дождался его после сна, поиграть с ним еще).
- Когда дети увидели лужу около Алешиного шкафчика? (Когда проснулись).
- Ребята, а куда делся колобок? (Растаял).
- Что осталось в кармане от колобка? (От колобка остались угольки и палочки. А снег растаял, потому что его принесли в теплое помещение).
- Как вы думаете, что почувствовал Алёша, когда понял, что его колобок растаял? (расстроился, досаду, обиду).
- А что вы любите лепить из снега?
- Из чего можно слепить колобка, чтобы он не растаял? (Из глины, песка, пластилина, теста).
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Воспитатель: - Внимательно послушайте рассказ еще раз, потом вы будете его пересказывать.
Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнет рассказ, кто продолжит, кто закончит (по цепочке).
Текст пересказывается два раза.
Физкультминутка «Зима»
Наконец пришла зима, — руки в стороны
Стали белыми дома, — домик над головой
Снег на улице идёт — движение рук сверху вниз
Дворник улицы метёт — имитация
Мы катаемся на санках — приседание, руки вперёд
Пишем на катке круги — руки за спину, повернуться вокруг себя
Ловко бегаем на лыжах — имитация
И играем все в снежки — лепят и бросают снежки
Творческое задание. (2-3 человека)
Воспитатель: - Ребята, Алёша расстроился из-за того, что его колобок растаял, давайте придумаем продолжение рассказа, чтобы Алёша пошел домой с хорошим настроением.
- Как вы думаете, что могло быть дальше? (ответы детей) (2-3 ребенка)
Рефлексия:
Воспитатель: - С каким рассказом мы познакомились на занятии?
- Кто его написал?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что было трудно?
Вы хорошо занимались, молодцы
Информационные ресурсы:
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
3. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников старшая группа. (от 5 до 6 лет) / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 144 c
4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М. : ТЦ Сфера, 2010, с. 34)